Любить или уметь — вот в чем вопрос

1 стр. из 1

Петербургский рынок коммерческой недвижимости выходит на качественно новый уровень, как утверждают специалисты. Профессиональный подход к проектированию коммерческих комплексов приобретает все большее значение.

«Чтобы проектировать торговые центры, нужна специальная подготовка, навыки», — утверждает Анна Ширяева (Москва). Петербургские инвесторы считают, что достаточно любить людей, и тогда все получится красиво и удобно. Участники прений в рамках бизнес-конференции «Девелоперы в поисках новых архитектурных форм» были единодушны в одном — процедура согласования проекта строительства — не для слабых, не для иностранцев. В силу физического отсутствия чиновники не смогли возразить на это. Также выступающие поделились своим опытом работы с зарубежными архитекторами.

Путь к разорению

Руководитель архитектурной мастерской «Студия-44», заслуженный архитектор России Никита Явейн сразу ринулся в бой:
— Есть миф, что Санкт-Петербург построили иностранцы. Это полная чушь! Ими построены 4–5 домов (немецкое посольство, Новый Эрмитаж). Нет столицы, где бы иностранцы так мало построили. Росси — итальянский архитектор? Мать немка, отец неизвестен, с 14 лет в Санкт-Петербурге. Архитектурное образование получил здесь. Растрелли и Тома де Томон? С 16 лет в России. Камерон — великий шотландский архитектор? На Родине он не построил ни одного дома. Кваренги до России строил в основном малые формы. Все эти иностранцы сформировались как архитекторы здесь. Они строили по-русски! В Европе строили совершенно по-другому.
Что касается опыта работы с иностранцами. Я бы условно разделил зарубежные компании на две группы. Первые — профессионалы «от сохи», досконально разбираются в технологиях; знают, как колонны расставлять, балки укрепить. Вторые — звезды, которые формируют моду в архитектурном мире. Мне посчастливилось работать с обеими группами.

Первым опытом работы с ними стал бизнес-центр «Атриум» (Невский пр., 25). Иностранцы ушли из проекта, но много ему дали. Начали сильно — вступаем в новую эру! Порвем с вашим диким прошлым! Ну ладно, черт с вами. Столкновение двух культур. Оно может быть весьма интересным.

Невский, 38. Здесь работали манчестерские ребята, трудяги. Хорошо знали свое дело. Они только города не знали. Им все равно, где работать. Иностранцам воспринять нашу культуру труднее, чем нам — их, потому что западную культуру мы знаем. Но на столкновении культур можно построить что-то интересное. Работа протекает в борьбе. Это провоцирует, дает тонус.
Есть опыт работы с такими мастерами, как Норманн Фостер и Рэм Кулхаас. На сегодня это в чем-то идеологи номер один.
Норманн Фостер — имя, за которым огромный институт. Это серьезный опыт коллективной работы, своего рода символ архитектурного глобализма.

Я был консультантом его проекта по Новой Голландии — все обрезал. Фостер был на порядок корректнее других, но у заграничных мэтров такое мнение: в странах третьего мира (а мы, конечно, третий мир) нужно сильно выпендриться, чтобы победить. Он и пытался как-то выделиться, гриб соорудить, например. При этом у себя в Европе так строить нельзя. Переломить такую идеологию было сложно. Мне показалось, что после «обрезания» Фостеру стало комфортнее работать. Здорово, что у нас появились такие архитекторы.

Кулхаас. У него смешаная форма работы. Вокруг него тусуется молодежь, они что-то говорят, творят, он эти идеи оформляет, делает своими. Взять его проект Эрмитажа. Куча «мусора», немножко кабаковая инсталляция, коллизии, контрасты, потрясающие эффекты!

Какой вывод? Как консультанты, которые находятся в постоянной оппозиции и вносят новое видение, иностранцы нужны. Но как проектанты — это путь к разорению, — закончил Никита Явейн, отсчитав положенные регламентом 10 минут.

Сначала — функционал

Генеральный директор «Магазин магазинов» Анна Ширяева (Москва), с опаской поглядывая на архитекторов, начала свою речь с предварительного опроса: есть ли в зале потенциальные единомышленники — девелоперы.

«Ария московского гостя» сразу задала лейтмотив конференции, придав ей остроту. Многие последующие выступления были, по сути, «нашим ответом Чемберлену».

— Мы работаем с десятком иностранных архитектурных бюро, — отметила она. — Считаю, что скорее работа с российскими архитекторами ближе к разорению. В основе зарубежного проекта лежит функционал, только потом — архитектура. Между тем наши зодчие редко задумываются об экономической эффективности здания. Не уверена, что сегодня кто-то может себе позволить строить объекты, которые несут в мир исключительно красоту.

Заказчик проекта не всегда компетентен в планировочных решениях. В этом причина низкой функциональности объектов. Да и выбор архитектурных вариантов коммерческой недвижимости невелик. В России строится много откровенно чудовищных проектов. Считаю, что это профессиональная безответственность и безнравственность.

Торговый центр — это машина. У него есть свои законы построения. Сначала рисуется «мотор», «колеса» — функционал, который базируется на маркетинговых исследованиях и долгосрочном прогнозе развития рынка. Только потом — внешняя красота. Этого наши архитекторы не понимают. От того, насколько грамотно выстроена функциональная концепция, зависит посещаемость торгового центра, а это деньги. В нашей практике был пример, когда после «перестройки» внутреннего содержания одного из московских ТЦ его доходы в течение 3 месяцев выросли на 40%.

Таким образом, оптимальной является следующая схема строительства коммерческого здания. Сначала создается коммерческая часть предпроекта. Для проектирования крупных объектов следует приглашать узкоспециализированных иностранных архитекторов, но за ними сразу закреплять русского архитектора, который будет его адаптировать к нашим условиям, в том числе и по части согласования документов. Работа с иностранцами требует деловой этики, определенного делового уровня, — подчеркнула Анна Ширяева.

Заместитель директора департамента управляющей компании ООО «Морской фасад» Елена Стонт тоже считает, что работа с иностранцами не простая. В чем основные трудности? Это разница в культуре, и они пытаются объять необъятное. Отсутствует целый слой необходимых законодательных актов.

...И сказал Он: «Рисуйте!»

Слово предоставили многолетнему плодотворному тандему — В. Сопромадзе (заказчик) и А. Шарову (архитектор).
Первым слово взял президент «Корпорация С» В. П. Сопромадзе.

Начал философски-банально:
— Все что правильно — логично, что логично — правильно. Мы любим людей, поэтому наша работа не может быть плохой. Архитекторы нарисуют, если им правильно поставят задачу и не будут бить по рукам, ограничивая в выборе планировочных решений и отделочного материала. Я архитекторов люблю — слабость у меня такая, и потакаю им. Я всегда говорю своим архитекторам — рисуйте! Если будет красиво — согласуем! Хотя до сих пор не знаю, как нам удалось согласовать все. Связи тут ни при чем (корр.: сразу оборвал возможное недоброе направление мысли). … Доминик Перро специально приехал посмотреть наш торговый центр «Опера» и восхищался им. Потому что объект сделан для людей. Стеклянная галерея не приносит ни одного доллара, а обошлась в $3,5 млн. Но мы сознательно пошли на эти затраты…

Анна Ширяева:
— У вас покупатели видят товар на фоне окна. Продажи будут ниже, чем если бы на фоне глухой стены.
— Вдоль стеклянной стены нет магазинов.
— Тогда это спорно с функциональной точки зрения.
— Начхать на функциональность, если красиво! Человек, поднимающийся на эскалаторе… Где еще можно увидеть таким город?!
— Закон Ома работает везде и всегда, красиво это или нет.
— Какой закон Ома?! Закон один — нужно любить человека! И тогда все будет красиво и правильно!
(корр.: против таких аргументов спорить невозможно, потому как возражать, собственно, не на что...)

В унисон прозвучала и речь А. Шарова — половинки АМ «Рейнберг & Шаров»:
— Считаю, что и наши специалисты могут хорошо выстраивать торговые пространства. Не зная, может быть, законов, но чувствуя это. Сегодня заказчики начинают не только будущую прибыль подсчитывать, но и задумываться, в каком городе живут. По «Опере». Был опыт работы с итальянскими архитекторами. Интересный опыт, но ничего сверхъестественного. По интерьерам у нас больше мыслей, затей. Хваленой четкости не было. У нас я чаще встречаю более профессиональных специалистов, более живых.

И мы не лаптем щи хлебаем

Президент НП «Гильдия управляющих и девелоперов», управляющий партнер ГК «АйБи Групп» Юрий Борисов отметил, что на Петербург накатила вторая волна пришествия (строительства) бизнес-центров, она будет сильнее, чем первая.

— В Москве конкуренция на рынке торговых комплексов уже сумасшедшая, нам предстоит то же. По нашим расчетам, в этом году в Питере появится вдвое больше ТК, чем в рекордном 2003 г. В этой ситуации яркий фасад и функциональность являются элементами конкуренции. Мы построили много торгово-развлекательных комплексов. Идем от экономики. Любим свои проекты. Их разрабатывали наши архитекторы. Есть примеры, когда работа с западными архитекторами не была удачной. «Бочки», одни «бочки» рисуют и в Европе, и Казахстане, и России!

Поделился своим богатым опытом зарубежного архитектора руководитель международного архитектурного бюро SUAR.T Александр Супоницкий:
— Моя профессиональная жизнь делится ровно пополам: 14 лет я работал как российский архитектор, 14 — как иностранный (Израиль, Кения, Греция). Сейчас прохожу адаптацию «с игры в футбол на поле на игру в грязи». Что оглушило? Процедура согласования. Поэтому у иностранцев и наступает в России стопор. Кто лучше работает? Это надуманная проблема. Важно, чтобы «заказчик музыки» и исполнитель одинаково представляли конечный результат. Считаю, что наши специалисты тоже мыслят функционально, только они душевнее и умеют «играть в футбол в грязи».

Председатель архитектурного бюро «Студия 17» Святослав Гайкович сформулировал основные проблемы согласования проектов:
— Мы проанализировали замечания чиновников к проектам. От 1/3 до 2/3 замечания надуманные, и только для того, чтобы оправдать свое существование. В чем ошибки инвесторов? В примитивном понимании экономики проекта: чем больше кв. м, тем лучше. Некоторым трудно объяснить, что создание среды сильнее повышает стоимость объекта, чем лишние «рабочие» квадраты.

Дата: 23.07.2006
Виктория Гуляева
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (91)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!