Поддержка отечественного производителя: а воз и ныне там…

1 стр. из 1

В конце мая 2005 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялось VII Всероссийское совещание руководителей предприятий оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов «ВПК-ТЭК — 2005». На совещании обсуждались проблемы взаимоотношений промышленных предприятий и ТЭК, связанные с разработкой, производством и продвижением современного отечественного нефтегазового оборудования, предложения Союза производителей нефтегазового оборудования и отдельных предприятий «оборонки» по разработке мероприятий государственной поддержки российского машиностроительного комплекса, а также предложения Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, Департамента промышленности Минпромэнерго, Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития, Федерального агентства по энергетике и др.

В частности, отмечалось, что на законодательном уровне отсутствует защита отечественных товаропроизводителей, стимулирование отечественных предприятий в части разработки новой импортозамещающей продукции для ТЭК, а также стимулирование ТЭК к техническому перевооружению, обновлению основных фондов, приобретению современной конкурентоспособной продукции производства отечественных предприятий, отсутствует стратегия развития российского машиностроительного комплекса.

В своем выступлении на этом совещании я коснулся проблемы закрытости материально-технического обеспечения естественных монополий, своевременного получения полной информации о проводимых нефтегазовыми компаниями и другими предприятиями ТЭК тендерах, импортных закупках, технических требований к закупаемому оборудованию, потребностей в ресурсах и т.д.
С тех пор прошло уже больше года. Практически ничего позитивного не произошло.

Проблемы организации эффективной государственной поддержки российского машиностроения и обеспечения его устойчивого развития, которые обсуждались на совещании, не нашли практического разрешения. Нет конкретных программ импортозамещения. Неслышно, чтобы в Федеральном собрании серьезно обсуждались проекты новых законов и нормативно-правовых актов, связанных с защитой интересов отечественного машиностроительного комплекса и обеспечением экономической безопасности России.

При этом по-прежнему отсутствует прозрачная тендерная политика у естественных монополий и невозможно своевременно получить необходимую тендерную информацию. Также по-прежнему тендеры на закупку оборудования и услуг в ТЭК — сфере «высокопробной» коррупции, и в них не могут на равных участвовать все российские потенциальные участники и поэтому отечественные машиностроительные предприятия все чаще и чаще проигрывают тендеры и аукционы.

На фоне продолжающихся на публике рассуждений руководства нефтегазовых компаний и предприятий ТЭК о поддержке отечественного производителя, на деле зачастую проводится политика на увеличение доли импорта в закупках промышленного оборудования и отказ от инвестирования в НИОКР, связанных с разработкой новой импортозамещающей продукции для ТЭК российскими НИИ, КБ и промышленными предприятиями.

Этот факт можно проиллюстрировать на конкретном примере. В сентябре 2005 г. по инициативе ФГУП «Турбонасос», которое является одним из ведущих предприятий Федерального космического агентства в области разработки и производства насосов, турбин и энергетических систем для базовых отраслей народного хозяйства (в основном импортозамещение), президенту ОАО «Лукойл» было направлено письмо от руководителя Федерального космического агентства с предложением организации рабочей встречи с целью обсуждения возможностей и перспектив расширения научно-технического сотрудничества между ОАО «Лукойл» и предприятиями Федерального космического агентства в области разработки современного конкурентоспособного оборудования в соответствии с обозначенными потребностями ОАО «Лукойл» (к VII Всероссийскому совещанию руководителей предприятий оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов специалистами ОАО «Лукойл» был подготовлен перечень технологического оборудования, которое или не выпускается отечественными производителями, или не удовлетворяет современным требованиям нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий по надежности, экономичности и т.д.).

В ответ было получено письмо, из которого следовало, что отсутствие необходимой номенклатуры оборудования у российских производителей заставляет компанию обращаться к услугам иностранных поставщиков. Также из письма следовало, что встреча пока нецелесообразна, и разработка требуемого нефтяниками оборудования с принципиально новыми техническими решениями, организация серийного производства новых видов продукции по конкурентоспособной цене — это проблемы российских производителей, а компания готова только содействовать испытанию и внедрению новых видов продукции при условии составления программы подконтрольных испытаний, подготовленной совместно с заводами-изготовителями (к письму был приложен новый перечень импортозамещающего оборудования, требуемого ОАО «Лукойл»).

Таким образом, эффективное развитие российского машиностроительного комплекса возможно только в рамках внятной государственной политики по защите интересов отечественных товаропроизводителей и созданию условий для успешного развития конкурентоспособных производств, способных обеспечить экономическую безопасность государства.

Дата: 30.08.2006
С. Г. Валюхов
"НефтьГазПромышленность" 5 (25)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!