Направления развития нефтяной промышленности Казахстана

1 стр. из 1

Реализация крупных инвестиционных проектов с участием иностранных и отечественных инвесторов в нефтедобывающей отрасли, а также осуществление ряда отраслевых программ позволили сохранить на высоком уровне объемы привлекаемых инвестиций в нефтегазовый сектор. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Нефтегазовый сектор стал одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики Казахстана и имеет стратегическое значение. Нефтедобыча является основной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики Казахстана.

Углеводородный потенциал

Углеводородный потенциал Республики Казахстан, по оценкам, является достаточно значительным в общем объеме мировых запасов. По подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число ведущих стран мира и занимает второе место после Российской Федерации среди всех республик СНГ по запасам углеводородного сырья.

Утвержденные ГКЗ извлекаемые запасы углеводородного сырья по РК, включая сушу, составляют:
 -  нефти — 4,8 млрд. т (35 млрд. барр.)
 -  газа — 3,4 трлн. м.
 
Казахстан входит в десятку ведущих стран в мире по запасам углеводородов.
В целом, запасы углеводородного сырья казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ) прогнозируются до 8 млрд. т (60 млрд. барр.) условного топлива.
Месторождение Кашаган на севере Каспийского моря выводит Казахстан в число ведущих в мире стран, обладающих углеводородными ресурсами. Его уникальность позволила привлечь колоссальный интерес со стороны всего мира к Каспийскому региону, и в особенности повысило инвестиционную привлекательность казахстанского сектора Каспийского моря.

Прогнозы добычи нефти и газа

Перспективы увеличения объемов добычи углеводородов в Казахстане связаны с реализацией Государственной программы освоения Казахстанского сектора Каспийского моря.

В 2005 г. добыто:
 -  нефти с газоконденсатом — 61,45 млн. т (103,8% к 2004 г.);
 -  газа — 26,2 млрд. м (127,7% к 2004 г.).
Прогноз добычи нефти на перспективу выглядит следующим образом:
в 2006 г. — до 62,5 млн. т,
в 2007 г. — до 64 млн. т,
в 2008 г. — до 70 млн. т,
в 2009 г. — до 78 млн. т,
в 2010 г. — до 84 млн. т,
в 2015 г. — до 140 млн. т (2,8 млн. барр. в день).

Реализация Государственной программы освоения КСКМ
Как известно, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан утверждена Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Казахстан активно приступил к реализации программы, и уже сегодня можно сказать о конкретных результатах.
Программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря основана на принципах международного взаимовыгодного сотрудничества и соблюдения интересов Республики Казахстан; снижения рисков при заключении контрактов на недропользование, комплексного и рационального использования природных ресурсов; соблюдения международных стандартов и обеспечения экологической безопасности Каспийского региона.
Основными задачами Программы являются выведение уровня добычи на стабильно высокий уровень и развитие сопутствующей инфраструктуры; создание отечественного производства и формирование собственной научно-технологической базы; подготовка высококвалифицированных казахстанских специалистов — комплексное и рациональное использование ресурсов освоения Каспия для развития других отраслей экономики страны.

Мы завершили первый этап Программы (2003–2005 гг.) — создание условий комплексного освоения КСКМ и приступили к реализации 2-го этапа (2006–2010 гг.) — ускоренному освоению КСКМ. Министерством разработан План мероприятий освоения казахстанского сектора Каспийского моря на второй этап Программы. (План мероприятий на 2006–2010 гг. (2 этап) по реализации Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2006 г. № 673).
На втором этапе начинаются морская добыча углеводородов и рост экономических результатов по первым нефтегазовым проектам освоения КСКМ.

Одновременно:
 -  осуществляется планомерное выставление на тендеры новых морских блоков;
 -  реализуется исполнение национальной нефтегазовой компанией функций оператора по морским проектам;
 -  продолжается совершенствование требований к охране окружающей среды, соответствующих международным экологическим стандартам;
 -  обеспечивается мониторинг всех морских проектов;
 -  разрабатываются и осуществляются дополнительные природоохранные мероприятия, соответствующие повышенным экологическим стандартам;
 -  продолжается подготовка и переподготовка казахстанских специалистов для нефтегазового комплекса и смежных отраслей;
 -  создается инфраструктура для береговой поддержки морских операций;
 -  развертывается строительство дополнительных трубопроводных мощностей (не экспортного назначения);
 -  достигается конкурентоспособность основных отечественных товаров и услуг для морского нефтегазового комплекса (импортозамещение для ведения морских операций).

Северо-Каспийский проект

Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию (СРП) было подписано 18 ноября 1997 г. и вступило в силу 27 апреля 1998 г.
Состав участников СРП: ЭНИ (единый оператор Северо-Каспийского проекта), «Тоталь», «Эксон­Мобил», «Шелл» (по 18,52% доли участия), «КонокоФиллипс» (9,26%), «Инпекс» и «КазМунайГаз» (по 8,33%).

В соответствии с программой осуществляется обустройство месторождения и проводятся работы по:
 -  оценке месторождения Кашаган;
 -  строительству трех искусственных островов;
 -  капитальному строительству острова Д, включая установку ледовых барьеров и укладку фундаментов для оборудования на островах.
 
Начато строительство морской части трубопровода от месторождения к установке комплексной подготовки нефти и газа.
Ведется строительство наземной установки комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» в Западном Ескене, неподалеку от Атырау. Завершение строительства наземной установки комплексной подготовки нефти и газа запланировано на июнь 2008 г.
По Программе оценки Каламкас-море (2001–­2006 гг.) проведена трехмерная сейсмика на площади 1187 км. В настоящее время производится интерпретация сейсмоданных. В 2005 г. пробурена оценочная скважина Каламкас-море-2, в 2006 г. — планируется бурение скважины Каламкас-море-3.
По Программе оценки Актоты (2004–2008 гг.) в 2004 г. пробурена оценочная скважина Актоты2. В 2005 г. выполнена 3D сейсмика в объеме 362 км (из общего объема 409 км).

По Программе оценки Кайран (2004–2008 гг.) проведены трехмерные сейсмические работы на площади 245 км (из общего объема 291 км). Бурение оценочной скважины Кайран-2 планируется в 2006 г.

По Программе оценки Юго-Западного Кашагана (2004–2015 гг.) предусматривается проведение 3D сейсмики в 2011–2012 гг. и завершение в 2015 г. Сроки проведения оценки запланированы для максимального использования преимуществ совместной разработки с западной частью месторождения Кашаган.
По проекту «Жемчужины» 14 декабря 2005 г. подписано Соглашение о разделе продукции (СРП) между Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и компанией «Оман Перлз Компани Лимитед» и АО «Национальная компания “КазМунайГаз”».
В 2006 г. предполагается создание оператора и проведение подготовительных работ для бурения первой разведочной скважины.

Развитие транспортной инфраструктуры

Проект транспортировки казахстанской нефти по маршруту Актау–Баку–Тбилиси–Джейхан

16 июня 2006 г. «Договор между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой по поддержке и содействию транспортировке нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку–Тбилиси–Джейхан» был подписан президентами Казахстана и Азербайджана.
Цель Договора — создание условий для транспортировки возрастающих объемов казахстанской нефти на Средиземное море посредством энергетического коридора Восток–Запад по маршруту Курык–Баку–Тбилиси–Джейхан.
Новая транскаспийская транспортная система должна обеспечить на начальном этапе транспортировку 5 млн. т нефти с последующим увеличением до 38 млн. т нефти в год.

Договор основывается на следующих «Согласованных принципах», подписанных сторонами в декабре 2002 г.:
 -  две системы, один энергетический коридор Восток–Запад;
 -  поддержка транспортировки добытой в Казахстане нефти по территории Азербайджана с использованием БТД в качестве предпочтительного варианта;
 -  важность и необходимость поддержки и поощрения, инвестиций в Казахстан и Азербайджан;
 -  заверения относительно определенности и предсказуемости;
 -  свобода транзита;
 -  международные стандарты в области окружающей среды, работ на море, техники бе­зопасности работ, охраны здоровья и международные технические стандарты;
 -  поддержка целей множества маршрутов транспортировки и рыночной конкуренции;
 -  обеспечение сохранения прав, нашедших свое отражение в действующих соглашениях.
Исполнение указанного Договора и вступление в силу последует после его ратификации Парламентами РК и АР.

Проект строительства маршрута Казахстан–Китай

В соответствии с условиями Соглашения об основных принципах строительства нефтепровода, 30 июня 2004 г. представителями казахстанской и китайской сторон был подписан Учредительный договор о создании совместной Проектной компании в форме товарищества с ограниченной ответственностью и наименованием ТОО «Казахстанско-китайский трубопровод» (ККТ). Учредителями ТОО являются 100%-ные дочерние компании КННК и АО НК «КазМунайГаз»: Акционерное общество «КазТрансОйл» — 50% и Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа — 50%.

Строительство нефтепровода Атасу–Алашанькоу начато в середине 2004 г. и успешно завершено 15 декабря 2005 г.
Протяженность нефтепровода составляет 962,2 км; диаметр — 813 мм. Пропускная способность составляет 10 млн. т в год с возможным расширением до 20 млн. т в год. Объем капитальных вложений в строительство нефтепровода Атасу–Алашанькоу составил $806 млн.

29 июля т.г. подписан Акт Государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию.

Реализация проекта строительства 2-го этапа нефтепровода Казахстан–Китай предусматривает:
 -  строительство нефтепровода Кенкияк–Кумколь;
 -  реконструкцию и модернизацию существующего нефтепровода на участке Кумколь–Каракоин–Атасу;
 -  реконструкцию нефтепровода Кенкияк–Атырау (расширение и реверс);
 -  расширение пропускной способности нефтепровода Атасу–Алашанькоу.
 
Для оценки затрат необходимо выполнить единое комплексное обоснование инвестиций (ОИ) для всей системы Атырау–Алашанькоу с учетом оценки модернизации существующих нефтепроводов Восточного филиала АО «КазТрансОйл», уточненных объемов транспортировки и удорожания текущих цен на трубную продукцию, насосное оборудование и строительные материалы. Рассмотреть возможность реверсирования нефтепровода Кенкияк–Атырау.

Предварительные технико-экономические параметры нефтепровода на участке Кенкияк–Кумколь:
 -  Общая протяженность нефтепровода Кенкияк–Кумколь — 752 км,
 -  Диаметры на участках:
– Кенкияк–Аральск (L= 325 км) — 812 мм
– Аральск–Кумколь (L= 427 км) — 914 мм
 -  Расчетное рабочее давление — 8,0 МПа
 -  Предусмотрено строительство 3 насосных станций: НПС Кенкияк, НПС Челкар, НПС Аральск.
 
Расширение объема резервуарного парка НПС Кенкияк на 60 тыс. м. Ориентировочная стоимость строительства составит около $603 млн. Срок разработки ОИ, включая выбор подрядчика и получение заключения экспертных органов в установленном порядке, составит порядка 10 месяцев.
В настоящее время АО НК «КазМунайГаз» подготовил вышеизложенные аспекты для рассмотрения Правительства РК.

Проект строительства нефтепровода Бургас–Александрополис

Проект строительства нефтепровода Бургас–Александрополис предполагает сооружение трубопровода от черноморского порта Бургас (Болгария) до средиземноморского порта Александрополис (Греция). Реализация проекта позволит осуществлять транспортировку каспийской и российской нефти из черноморских портов России, Украины и Грузии танкерами до порта Бургас, далее по нефтепроводу до порта Александрополис, откуда нефть может поставляться крупными танкерами на рынки Юго-Восточной Азии, Индии и США.

Начальная проектная мощность планируется на уровне 35 млн. т нефти в год с доведением до 60 млн. т. Протяженность составляет 312 км, стоимость около $700 млн. Инициаторами являются «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», ТНК-BP, «Транснефть».

Проект рассматривается как один из возможных способов снижения загруженности турецких проливов Босфор и Дарданеллы, через которые в настоящее время осуществляется транспортировка значительных объемов нефти, в том числе нефти казахстанских грузоотправителей.

В соответствии с Протоколом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. было принято решение начать работы по созданию Международной проектной компании (МПК), консолидации работ по проекту и переговоров с болгарской и греческой сторонами. В состав МПК планируется включить три компании — «Роснефть», «Сибнефть», ТНК-ВР, при этом предусматривается участие АК «Транснефть» в качестве оператора на стадии эксплуатации нефтепровода. Общее долевое участие российских компаний должно быть не ниже 51%.

Должны быть согласованы необходимые условия для создания Международной проектной компании (МПК) с акционерным участием российских компаний (по 25% каждая) — «Роснефть», ТНК-ВР, «Сибнефть» — при этом зарезервировать 25% первоначальных акций МПК для передачи другим сторонам, которые будут соответствовать согласованным критериям участия в МПК.

В соответствии с вышеуказанным Протоколом принято также решение о рассмотрении возможности участия в АО НК «КазМунайГаз» и компании «Шеврон» в МПК.

В апреле 2006 г. Россия, Греция и Болгария подписали меморандум о реализации данного проекта.
Для Казахстана данный проект может рассматриваться как экономически жизнеспособный при значительном увеличении экспортных возможностей для казахстанской нефти и повышении объемов транспортировки через порты Черного моря. Помимо этого важным условием для того, чтобы Казахстан способствовал реализации проекта, является заинтересованность крупных казахстанских нефтедобывающих компаний в экспорте нефти по данному маршруту.
В данный момент АО НК «КазМунайГаз» заинтересовано в изучении перспектив использования нефтепровода Бургас–Александрополис для транспортировки казахстанской нефти на рынки Европы.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов Бексултана Жалиева, главного специалиста отдела мониторинга деятельности нефтяных компаний и нормативно-технической политики Департамента нефтяной промышленности Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК.

Дата: 29.09.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 6 (26)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!