СЕГ вынесли на суд общественности

1 стр. из 1

«Газпром» предложил жителям Ленинградской и Вологодской областей оценить социальные, экономические и экологические последствия строительства Северо-Европейского газопровода. На публичное обсуждение вынесены материалы оценки воздействия на окружающую среду проекта первой и второй ниток СЕГ. 14 сентября общественные слушания по этому вопросу состоялись в административном центре одного из районов Ленобласти — городе Тихвине.

Их инициаторами выступили правительство Ленинградской области, заказчик строительства — ЗАО «Ямалгазинвест», генпроектировщик — ОАО «Гипроспецгаз», а также разработчики материалов оценки воздействия на окружающую среду — ЗАО «НПФ “ДИЭМ”». Главная цель проведения слушаний — выяснение мнений, сбор предложений и замечаний общественности по представленным материалам для их учета при формировании окончательного варианта ОВОС.

Трасса газопровода

Прохождение трассы первой нитки строящегося газопровода Грязовец–Выборг на большей части маршрута предполагается в одном техническом коридоре с действующими газопроводами Грязовец–Ленинград и Ленинград–Выборг–Госграница, что позволит использовать для строительства и эксплуатации уже существующую инфраструктуру.

Протяженность прохождения трассы по территории Ленинградской области 598 км, общая протяженность — 917 км.

Как рассказал главный инженер проекта участка Грязовец–Выборг А.В. Юрьев (ОАО «Гипроспецгаз»), по российскому сухопутному участку газопровод пройдет по территориям двух областей: Вологодской (319 км) и Ленинградской (598 км). В Ленинградской области он пересечет шесть районов: Бокситогорский, Тихвинский, Волховский, Кировский, Всеволожский и Выборгский. Протяженность трассы по Тихвинскому району — 63 км. Планируемое рабочее давление в трубе — 100 атмосфер. Диаметр трубы — 1420 мм, толщина — от 21 до 32 мм.

В июне 2006 г. ОАО «Гипроспецгаз» завершило проектирование первой нитки газопровода. В связи с тем, что ОАО «Газпром» приняло решение увеличить экспорт газа по СЕГ до 55 млрд. м газа в год, возникла необходимость в прокладке второй нитки газопровода, которая и позволит довести экспорт газа до необходимого объема.

На трассе газопровода будут построены 7 компрессорных станций: в Вологодской области — Грязовецкая, Шекснинская, Бабаевская, в Ленинградской области — Пикалевская, которая будет пристроена к двум уже существующим станциям, Волховская (такое же решение) и две новые станции: Елизаветинская во Всеволожском районе в районе Приозерского шоссе и очень мощная на берегу Финского залива — Портовая, которая обеспечит на входе в морскую часть СЕГ давление газа в 200 атмосфер. Столь высокое давление необходимо для того, чтобы газ без дополнительных компрессорных станций достиг берегов Германии. Морская часть газопровода будет состоять из двух труб диаметром 1020 мм, толщина трубы 33 мм.

На территории Тихвинского района уже построено 10 км газопровода, остальные 53 запланировано проложить и ввести в эксплуатацию к 29 августа 2008 г.

Безопасность

На сухопутной части строителей ожидают три серьезных подводных перехода — через реки Шексна, Волхов и Нева, которые они будут преодолевать широко применяемым во всем мире методом направленного бурения, что позволит исключить любое воздействие на окружающую среду.

Через железные дороги газопровод будут прокладывать без вскрытия полотна и остановки движения — методом продавливания.
— Наш газопровод крайне надежен, — отметил А.В. Юрьев. — Мы применяем трубы очень высокого качества. Они изолируются не на трассе, как было раньше, а поступают строителям уже с двухслойной заводской полиэтиленовой изоляцией, в которой предусмотрено внутреннее латексно-эпоксидное покрытие. Сварные стыки изолируются термоусаживающими манжетами. От коррозии предусмотрена катодная защита. И самое главное, наш газопровод испытывается методом стресс-теста, когда труба разрезается на участки 5–7 км, они заполняются водой под давлением 150 атмосфер, то есть в 1,5 раза больше рабочего, и продолжительное время выдерживаются. Затем воду очищают, отстаивают и возвращают в водоем. Такие испытания — это мировая практика и требование банков-кредиторов.

По словам разработчиков проекта, безопасным, без капитального ремонта, считается 30-летний срок эксплуатации, но новый газопровод сможет служить 50 лет, а возможно и дольше, так как при его строительстве и сооружении применяются современные технологии.
К тому же, одним из разделов проекта, его не­отъемлемой частью, является декларация промышленной безопасности, контролируемая как областными штабами ГО и ЧС, так и в целом министерством ГО и ЧС.

В любом линейно-производственном участке существует эксплуатационная служба, которая обладает необходимой техникой, при каждой компрессорной станции имеется аварийный запас труб и оборудования первой необходимости. Совершаются облеты трассы вертолетами. Обе нитки газопровода Грязовец–Ленинград контролируют и бригады линейных обходчиков. Эти меры безопасности будут использованы и на новом газопроводе.

Газификация населенных пунктов

Этот практический аспект, пожалуй, больше всего интересовал участников общественных слушаний.
Как известно, ОАО «Газпром» подписало с правительствами Ленинградской и Вологодской областей договоры о сотрудничестве, к которым прилагаются ежегодно пролонгируемые адресные программы газификации населенных пунктов.

Однако в ситуации с СЕГ этот вопрос даже не рассматривается — из-за высокого давления в нем — 100 атмосфер, в то время как давление для бытовой сети составляет 4 атмосферы. Поэтому газификация возможна только от старых газопроводов.
— Один из главных вопросов, который ставит правительство Ленобласти перед «Газпромом» — это возможность газификации тех городов, деревень, которые попадают под нитку газопровода, — продолжил тему главный специалист отдела формирования и мониторинга федеральных строительных и региональных целевых программ комитета по строительству Ленинградской области С.И. Игольников. — Но проблема вот в чем: «Газпром» готов дать газ, следует лишь решить проблемы с его отводом. Надо строить специальную станцию, которая могла бы понизить давление. В связи с этим возникает вопрос, кто будет оплачивать проект и строительство части разводки газопровода. Поэтому одним из важнейших аспектов адресной программы газификации населенных пунктов и строительства отводной части газопровода становится софинансирование и грамотно разработанный проект газификации, доказывающий ее целесообразность.

Администрация Тихвинского района внесла свои предложения, которые отразились в протоколе общественных слушаний. Первое — оказать району финансовую помощь в размере 165 млн. руб. на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса и биатлонного стрельбища. Второе — обеспечить газоснабжение в поселках Бор, Мелегежская Горка, Цвылево, Сарка и Березовик. Общественность, в свою очередь, внесла в это дополнение свое пожелание — полностью газифицировать Тихвинское городское поселение, в состав которого входят не только город Тихвин, но и близлежащие сельские населенные пункты, включив их в целевую адресную программу газификации Ленинградской области.

Экологические аспекты

Как рассказала на слушаниях ведущий инженер ЗАО «НПФ “ДИЭМ”» Ю.Н. Крюкова, наибольшее воздействие на окружающую среду при строительстве магистрального газопровода оказывается при временном или постоянном изъятии природных ресурсов, проведении строительно-монтажных работ и т.д. Однако это воздействие носит локальный и кратковременный характер.

Земли на период строительства отводятся во временное пользование. После его завершения и рекультивации земель сельхозугодия возвращаются их владельцам. В частности, на участке Грязовец–Выборг в Ленинградской области запланировано под отвод 3851 га земель, компенсационные выплаты за их использование составят 5799771 тыс. руб. В Тихвинском районе площадь таких земель составляет 336,5 га (компенсационные выплаты — 495089 тыс. руб.).

В целях минимизации негативного воздействия как при строительстве, так и при эксплуатации проектируемых объектов СЕГ, предусматривается целый комплекс мер, о которых было подробно рассказано на слушаниях.

При этом было подчеркнуто, что никакие соображения экономического, технического или иного плана не могут быть приняты во внимание, если они противоречат интересам обеспечения безопасности персонала отрасли, населения, проживающего в районах размещения объектов, и охраны окружающей природной среды.

Как известно, ОАО «Газпром» и его дочерние предприятия являются лидерами в области осуществления экологически чистых проектов и внедрения экологически чистых технологий, что неоднократно отмечалось высшими органами власти РФ. Достижения в области охраны окружающей среды и природопользования, несомненно, будут в полной мере применены и при реализации проекта СЕГ.

Дата: 29.09.2006
Елена Григорьева
"НефтьГазПромышленность" 6 (26)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!