ВСТО: начало большого пути

1 стр. из 1

Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО) будет справедливо назвать проектом поколения. Новый экспортный коридор поставок нефти позволит решить России важнейшие стратегические задачи. ВСТО будет способствовать экономическому развитию Восточносибирского и Дальневосточного регионов, развитию ресурсной базы жидких углеводородов Востока России, страна сможет выйти на перспективный рынок стран Тихо­океанского региона.

Реализацию проекта ВСТО предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет (Иркутская область)–Сковородино (Амурская область) и сооружение спецморнефтепорта «Козьмино» (поселок Козьмино Приморского края, бухта Козьмина, побережье Японского моря, залив Находка) производительностью 30 млн. т нефти в год. Протяженность трассы нефтепровода первого пускового комплекса составит около 3000 км. На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино–побережье Тихого океана, а также ответвления на Китай. При полном развитии трубопроводной системы будет реализована транспортировка 80 млн. т/год нефти по трубопроводу Тайшет–Сковородино; трубопроводу Сковородино–Тихий океан — 50 млн. т/год и перевалка в танкеры через морской перегрузочный комплекс.

На протяжении нескольких лет рассматривались различные варианты маршрута, менялись начальная и конечная точки трассы. В 2003 г. ОАО «АК Транснефть» представила на рассмотрение в правительство РФ первый вариант ТЭО проекта. На тот момент у компании уже были большие наработки по вариантам транспортировки нефти Восточной Сибири на рынки АТР, опыт успешной реализации имеющих стратегическое значение для страны проектов: нефтепровод для транспортировки азербайджанской нефти в обход Чечни, Суходольная–Радионовская в обход Украины, а также громадный опыт, полученный при строительстве Балтийской трубопроводной системы.

Первые общественные слушания по проекту обоснования инвестиций первого пускового комплекса ВСТО (тогда еще Тайшет–Перевозная) «Транснефть» провела еще в июле 2004 г. Заинтересованность в его строительстве высказали Иркутская, Читинская, Амурская области, Республика Бурятия и Еврейский автономный округ, Хабаровский и Приморский края, по территориям которых тогда планировалось прохождение трассы.

31 декабря 2004 г. вышло распоряжение Правительства РФ о проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий океан». Реализовать проект было поручено ОАО «АК Транснефть». Затем вышел в свет Приказ Минпромэнерго РФ № 91 от 26 апреля 2005 г. «ОАО “АК Транснефть” (С.М. Вайншток) обеспечить завершение строительства первого этапа трубопроводной системы “Восточная Сибирь–Тихий океан” во втором полугодии 2008 года», — значится в Приказе. О намерении подключиться к ВСТО заявили ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (разрабатывает Верхнечонское месторождение в Иркутской области) и «Сургутнефтегаз» (разрабатывает Талаканское месторождение в Якутии). По данным «Интерфакс-Сибирь», «Иркутскнедра» планируют провести в 2006 г. аукционы на право освоения всех небольших участков углеводородов, прилегающих к проектируемому нефтепроводу. На аукционы подают до 8 заявок на один участок. Основная борьба разворачивается между «Роснефтью», «Сургутнефтегазом», Иркутской нефтяной компанией. «Роснефть» бьет рекорды по стартовым платежам: за Восточно-Сугдинский нефтегазоносный участок она предлагает 7,47 млрд. руб.

В декабре 2005 г. ОАО «АК Транснефть» создало 100%-ное дочернее ООО «Центр управления проектом (ЦУП) “Восточная Сибирь–Тихий Океан”» для выполнения функций заказчика-застройщика по проектированию и строительству первой очереди нефтепроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий океан» от Тайшета до Сковородино, включая нефтеналивной терминал на Тихом океане. После сдачи объектов эксплуатировать трубопроводную систему будет ООО «Востокнефтепровод», также 100%-ное дочернее предприятие «Транснефти».

В ходе разработки проекта первоначальный вариант неоднократно был подвержен корректировкам. Последняя — расширение маршрута для обхода зоны озера Байкал — была выполнена уже в этом году. В апреле Президент РФ Владимир Путин поручил «Транснефти» провести участок нефтепровода ВСТО за пределами водозаборной зоны — более чем в 40 км от озера Байкал. Несмотря на то, что при существующем качестве строительства и эксплуатации трубопроводов «Транснефти» экологический риск для озера был сведен к нулю, компания приступила к проектным работам по изменению маршрута ВСТО.

28 апреля «Транснефть» сварила первый стык ВСТО в районе Тайшета (Иркутская область). Компания ведет работы на участке от 0 до 570 км, от Тайшета по направлению к Усть-Куту (Иркутская область). Генеральным подрядчиком на данном участке строительства выступает ООО «Стройсистема» (Омск).
22 мая техсовет «Транснефти» определяет варианты прохождения трассы нефтепровода в обход Байкала. Новый маршрут, по которому планируется проводить проектно-изыскательские работы, проходит примерно в 400 км от озера.

23, 25 мая «Транснефть» проводит презентацию Декларации о намерениях «Расширение трубопроводной системы “Восточная Сибирь–Тихий Океан”» (ВСТО) в Благовещенске (Амурская область), в Иркутске и в Якутске (Республика Саха (Якутия)). В Декларации рассмотрен маршрут расширения (отклонения) трубопроводной системы ВСТО на участке Усть-Кут (Иркутская область)–Ленск (Якутия)–Тында (Амурская область). Проектируемый нефтепровод берет начало в районе города Усть-Кут от ранее запроектированной «Трубопроводной системы ВСТО». Планируемый маршрут трассы от Усть-Кута проходит в северо-западном направлении по левому берегу р. Лена, обходит г. Ленск с северной стороны, далее меняет направление на юго-восточное и пересекает р. Лена. Затем трасса присоединяется к ранее запроектированному маршруту ВСТО, охватывая обширные территории Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия) и Амурской области. Трасса проходит в сложных инженерно-геологических и климатических условиях. Это обусловлено разнообразием рельефа, ландшафтов, составом и свойством пород, участками многолетней мерзлоты и сейсмичностью отдельных районов. Компания заявляет, что изменение трассы нефтепровода не повлияет на поставленную правительством задачу — ввести первый этап ВСТО в 2008 г.

14 июля «Транснефть» проводит в Иркутске и Якутске общественные слушания по обсуждению материалов раздела «Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» в составе технико-экономического обоснования (ТЭО) первого этапа проекта по расширению трубопроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий океан». Первый этап проекта включает в себя маршрут Усть-Кут–Талаканское месторождение. По второму участку проекта «Тында–Алдан» общественные слушания прошли в конце августа, по третьему — «Талаканское месторождение — Алдан» — состоятся в октябре. До конца года ТЭО по всем участкам расширения ВСТО будут готовы.

В итоге «Транснефть» при разработке схемы ВСТО объединила в себе задумки нескольких ранее планируемых маршрутов: ЮКОСА — из Ангарска на китайский Дацин; собственный маршрут из Ангарска на Находку; «Сургутнефтегаза», связывающий Верхнечонское (Иркутская область) и Талаканское (Якутия) нефтяные месторождения с Усть-Кутом (Иркутская область). В результате компания разработала оптимальный вариант прохождения нефтепровода как с точки зрения экологии, так и потребностей потенциальных потребителей и поставщиков нефти.

В сентябре «Транснефть» приступила к подготовительному этапу сварочных работ на участке Тында–Сковородино нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО) — аттестации технологии сварки. Сварочные работы на этом участке начнутся до конца сентября. Генеральным подрядчиком строительства на этом участке выступает ЗАО «Краснодарстройтрансгаз».

12 сентября общественность во Владивостоке и пос. Козьмино Приморского края на слушаниях по материалам раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) в составе Технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта «Трубопроводная система Восточная Сибирь–Тихий океан–Спецморнефтепорт “Козьмино”» одобряет предложенный проект. В составе комплекса планируется строительство нефтеналивного терминала и нефтебазы в бухте Козьмино, железнодорожных сливных эстакад, нефтепроводов, соединяющих нефтебазу с терминалом и железнодорожными эстакадами. Планируемая производительность морского нефтеперегрузочного комплекса — 30 млн. т нефти в год. Отгрузка нефти предусматривается в танкеры дедвейтом до 300 тыс. т.

«Транснефть» ведет строительство нефтепровода ударными темпами. По данным на начало сентября, компания уложила более 220 км трубопровода на участке Тайшет–Усть-Кут.

Трубопроводная система будет иметь высокий уровень надежности и минимальную степень воздействия на окружающую среду. Заложен комплекс технических решений и природоохранных мероприятий, которые исключат или сведут к минимуму возможное негативное влияние. При этом предусмотрено применение наиболее прогрессивных технологий, отражающих современный уровень технического состояния в области охраны окружающей среды и природопользования.

Дата: 29.09.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 6 (26)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!