«ЛУКОЙЛ»: терминал — в Высоцке! НПЗ — в Приморске?

1 стр. из 1

Так уж получилось, что первый свой материал о распределительно-перевалочном комплексе (РПК) на острове Высоцкий в Ленинградской области я опубликовал 2,5 года назад (еще до отправки первого танкера с нефтью), а впервые побывать на этом объекте удалось лишь совсем недавно, 5 сентября — на торжественной церемонии пуска уже его третьей очереди.

Терминал вполне оправдал мои ожидания — какая-то неестественная (по российским меркам) стерильность, яркий блеск многотрубья, прямо-таки вопиющая экологичность (на питерских улицах во сто крат больше бензиновых пятен, чем здесь, в Высоцке, — в окружении огромного количества надежно укрытых нефтепродуктов) и почти сплошная безлюдность.

Впрочем, у закладного камня на главной площади РПК в этот солнечный день собралось много народа — строители, эксплуатационники, журналисты. Подкачал, правда, «градус» торжественности момента — накануне, сразу после юбилейного заседания Совета директоров «ЛУКОЙЛа» из Санкт-Петербурга срочно отбыл в Грецию, вместе с президентом России, глава компании Вагит Алекперов — 4 сентября там было принято долгожданное политическое решение по строительству нефтепровода Бургас–Александрополис (вот, оказывается, чего не хватало до сих пор стране, в которой все есть!). В связи с этим, кстати, тут же настойчиво напросилась одна интересная параллель: президент «Транснефти» Семен Вайншток в конце апреля этого года также планировал лично запустить третью очередь Балтийской трубопроводной системы, но… столь же срочно вылетел на встречу с Владимиром Путиным — в связи с уже ставшим знаменитым байкальским ответвлением ВСТО.

В Приморске — без Вайнштока, в Высоцке — без Алекперова, но все равно красиво и церемонно, со взаимными словами благодарности, передачей ключа и запуском воздушных шариков. Однако лично мне присутствия лукойловского руководителя все же не хватало — припасен был вопрос (см. ниже — с цитатой Вагита Юсуфовича), который пришлось задать его первому заместителю на проведенной вслед за митингом пресс-конференции. Открыл же ее, на правах хозяина, глава региона Валерий Сердюков.

Cамый технологичный в России

Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области:
— Терминал в Высоцке — наглядный пример успешной реализации, согласно Указу Президента России В.В. Путина, программы строительства морских торговых портов на Балтике, позволяющей обеспечить доставку экспортных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов, минуя порты Прибалтики и Финляндии. Для нас очень важно и почетно, что такая крупная компания, как «ЛУКОЙЛ», построила в Ленинградской области столь мощный объект. Это дополнительные рабочие места (порядка 700–800 рабочих мест), дополнительная загрузка грузопотоков железной дороги (и, соответственно, дополнительная прибыль Октябрьской ЖД).
И как результат — 500 миллионов рублей налогов в бюджет Ленинградской области, что позволит нам более успешно решать многие социальные вопросы. Следует также отметить и устойчивое обеспечение котельных области топочным мазутом, который мы приобретаем у «ЛУКОЙЛа» по ценам ниже, чем у других поставщиков, — а это прямая экономия бюджетных средств. Поэтому я с большим удовольствием высказываю слова благодарности компании, ее Совету директоров. Сам факт проведения заседания Совета директоров, посвященного 15-летию компании, в Санкт-Петербурге (впервые!) говорит о достойной оценке возможностей Северо-Запада.

Владимир Некрасов, первый вице-президент «ЛУКОЙЛа»:
— Для компании завершение строительства, запуск терминала — это очень значимое событие. Благодаря большому вниманию и контролю со стороны губернатора Ленобласти, нам удалось завершить строительство намного раньше, чем это пре­дусмотрено нормативными сроками.
Срок окупаемости объекта соответствует принятым в компании критериям — до 7 лет.
В настоящий момент он является одним из крупнейших в мире и самым технологичным терминалом в России. Применены новые технологии, которых еще не было в нашей стране. Это и повышенная прочность резервуаров с двойными стенками, и различные системы очистки всех стоков, выбросов и выхлопов.
Вчера (4 сентября. — В.Ч.) на заседании Совета директоров мы приняли новую программу стратегического развития на ближайшие десять лет — до 2016 года. В целом по компании предусматриваются инвестиции на сумму более 100 миллиардов долларов США, в том числе по сегменту «переработка и сбыт» — более 35 миллиардов. Значительные суммы инвестиций мы планируем направлять и на развитие этого региона, в том числе на строительство нефтебаз и автозаправочных станций, отвода от магистрального нефтепродуктопровода Кстово–Приморск.

— Расскажите подробнее о планах компании по нефтепереработке?

— Сегодня существует много вариантов по проектам развития down stream (как же не любят наши сырьевые топ-менеджеры хоть и длинноватый, но понятный всем термин «нефтепереработка»! — В.Ч.) компании. Сейчас ведется предпроектная проработка вопросов по увеличению мощностей на Нижегородском НПЗ — на 5–6 миллионов тонн сырья, на Волгоградском НПЗ — на 2–3 миллионов тонн в год. Мы также приняли концептуальное решение о строительстве или приобретении завода на территории Российской Федерации. Проектным институтам дано задание по подготовке технико-экономических обоснований, после сопоставления которых мы и примем конкретное решение.
До 2011 года практически для всех наших НПЗ, находящихся как на территории нашей страны, так и за ее пределами, намечена, утверждена и финансово подкреплена программа полной реконструкции, которая позволит сделать их одними из лучших в мире, довести глубину переработки до 90 процентов и выше, чтобы в итоге выпускать продукцию европейских стандартов. Сегодня мы уже имеем дизельное топливо стандарта «Евро-4» и бензин стандарта «Евро-3» — это большое продвижение по сравнению с продукцией российских НПЗ других компаний.

— В недавнем интервью Вагит Алекперов рассказал о том, что «ЛУКОЙЛом» рассматривалась «возможность строительства новых мощностей в основных центрах потребления — в районах Москвы и Санкт-Петербурга. Но они получаются чрезмерно отягощенными». Могли бы вы «расшифровать» эту фразу: чем же они отягощены?

— Что такое построить завод? Во-первых, протяженность по времени — от принятия решения до перерезания ленточки должно пройти как минимум пять лет. Проектирование, лицензирование, изыскания, сам процесс строительства… Только сроки изготовления сложных аппаратов занимают от полутора до двух лет. Словом, это трудоемкий и продолжительный по времени процесс.
Сегодня отечественные НПЗ ежегодно перерабатывают 70 миллионов тонн — продуктов этой переработки хватает для того, чтобы обеспечить страну и еще половину от этого количества экспортировать. В общем, сбыт этих нефтепродуктов довольно-таки непростой.
Для того, чтобы завод построить, нужно определиться и с ресурсами нефти, учесть и наличие трубопроводного хозяйства для обеспечения ее подачи нефти. А огромные инвестиции — завод на 10 миллионов тонн будет стоить порядка 3,5–4 миллиардов долларов (для справки: это размер объявленных выше среднегодовых инвестиций «ЛУКОЙЛа» на сбыт и переработку. — В.Ч.). У компании, естественно, есть опасения, что в течение этих пяти лет, возможно, поменяется налоговое законодательство, что окупаемость проекта окажется проблематичной. Риски есть, а мы в столь долгосрочном проекте должны быть застрахованы от всех проблем, которые могут возникнуть.
Рынок в России довольно-таки жесткий. Поэтому прежде, чем принимать решение, надо взвесить всю «экономику» этого вопроса.

Когда в товарищах согласья нет?

Как видим, г-н Некрасов своим изящно-дипломатическим ответом сумел лишь еще более «усугубить» суть проблемы. Поэтому здесь стоит несколько углубиться в недалекую историю. В марте этого года Вагит Алекперов, выступая на Международной конференции по энергетической безопасности, констатировал намечающийся дефицит перерабатывающих мощностей в нашей стране: «если темпы их модернизации останутся прежними, Россия уже в 2009–2010 гг. станет перед необходимостью импортировать светлые нефтепродукты». Здесь явно напрашивается доля «черного» юмора: в этих целях можно будет использовать и терминал в Высоцке.

Но перейдем опять к серьезным вещам. В связи с мартовским докладом Алекперова, вполне логичным выглядело распространенное информагентствами июльское заявление губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова о достаточно реальных планах «ЛУКОЙЛа» построить НПЗ в районе Приморска. Но не прошло и полутора месяцев, как появилось вышеупомянутое «отягощение» (интервью Алекперова, газета «Ведомости» от 31 августа). А теперь и его первый зам сетует на трудности со сбытом (будто бы с марта по сентябрь ситуация со сбытом нефтепродуктов в стране кардинально изменилась…).

Но не будем спешить с выводами. Вернувшись из Греции, Вагит Алекперов 6 сентября (на следующий день после пресс-конференции в Высоцке) на заседании Совета по конкурентоспособности при правительстве РФ вновь заявил о нехватке бензина, теперь уже как о главной причине роста цен на него. А чуть ранее, отвечая на вопросы журналистов в Санкт-Петербурге, вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун снова внес небольшую сумятицу в умы общественности: дескать, в случае строительства НПЗ в Высоцке это будет завод, работающий на экспорт. По его словам, сейчас данный проект рассматривается, но неизвестно, когда он будет реализован.

Так что, как говорится, ситуация ясная, что дело темное. Сколько людей (пусть и в узком кругу лукойловской верхушки), столько и мнений.

Хотя… позвольте привести здесь еще одну (последнюю) цитату из августовского интервью Алекперова, которая позволяет расставить, если не все, но многие точки над «i»: «Государство должно поощрять инвестиции в переработку. Приведу пример. Не так давно мы с турецким правительством обсуждали возможность строительства завода на их территории. И они сразу предложили нам пакет льгот. Это фактически бесплатная передача земли, нулевая ставка налога на прибыль до окупаемости инвестиций, нулевая ставка НДС на импорт оборудования и прочие льготы, которые могут сделать проект приемлемым для нас».

Но времена меняются быстро — эти переговоры проходили еще до визита Путина в Грецию. А одоб­ренная в его рамках «труба» в обход Босфора наверняка изменит озвученные Алекперовым турецкие намерения. И не за горами новые серьезные разговоры о варианте с Приморском. Ведь самому молодому на Северо-Западе НПЗ — Киришскому — в этом году «стукнуло» уже 40 лет.

Дата: 29.09.2006
Валерий Чекалин
"НефтьГазПромышленность" 6 (26)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!