|
|||||
1 стр. из 1 Так уж получилось, что первый свой материал о распределительно-перевалочном комплексе (РПК) на острове Высоцкий в Ленинградской области я опубликовал 2,5 года назад (еще до отправки первого танкера с нефтью), а впервые побывать на этом объекте удалось лишь совсем недавно, 5 сентября — на торжественной церемонии пуска уже его третьей очереди. Терминал вполне оправдал мои ожидания — какая-то неестественная (по российским меркам) стерильность, яркий блеск многотрубья, прямо-таки вопиющая экологичность (на питерских улицах во сто крат больше бензиновых пятен, чем здесь, в Высоцке, — в окружении огромного количества надежно укрытых нефтепродуктов) и почти сплошная безлюдность. Впрочем, у закладного камня на главной площади РПК в этот солнечный день собралось много народа — строители, эксплуатационники, журналисты. Подкачал, правда, «градус» торжественности момента — накануне, сразу после юбилейного заседания Совета директоров «ЛУКОЙЛа» из Санкт-Петербурга срочно отбыл в Грецию, вместе с президентом России, глава компании Вагит Алекперов — 4 сентября там было принято долгожданное политическое решение по строительству нефтепровода Бургас–Александрополис (вот, оказывается, чего не хватало до сих пор стране, в которой все есть!). В связи с этим, кстати, тут же настойчиво напросилась одна интересная параллель: президент «Транснефти» Семен Вайншток в конце апреля этого года также планировал лично запустить третью очередь Балтийской трубопроводной системы, но… столь же срочно вылетел на встречу с Владимиром Путиным — в связи с уже ставшим знаменитым байкальским ответвлением ВСТО. В Приморске — без Вайнштока, в Высоцке — без Алекперова, но все равно красиво и церемонно, со взаимными словами благодарности, передачей ключа и запуском воздушных шариков. Однако лично мне присутствия лукойловского руководителя все же не хватало — припасен был вопрос (см. ниже — с цитатой Вагита Юсуфовича), который пришлось задать его первому заместителю на проведенной вслед за митингом пресс-конференции. Открыл же ее, на правах хозяина, глава региона Валерий Сердюков. Cамый технологичный в России Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области: Владимир Некрасов, первый вице-президент «ЛУКОЙЛа»: — Расскажите подробнее о планах компании по нефтепереработке? — Сегодня существует много вариантов по проектам развития down stream (как же не любят наши сырьевые топ-менеджеры хоть и длинноватый, но понятный всем термин «нефтепереработка»! — В.Ч.) компании. Сейчас ведется предпроектная проработка вопросов по увеличению мощностей на Нижегородском НПЗ — на 5–6 миллионов тонн сырья, на Волгоградском НПЗ — на 2–3 миллионов тонн в год. Мы также приняли концептуальное решение о строительстве или приобретении завода на территории Российской Федерации. Проектным институтам дано задание по подготовке технико-экономических обоснований, после сопоставления которых мы и примем конкретное решение. — В недавнем интервью Вагит Алекперов рассказал о том, что «ЛУКОЙЛом» рассматривалась «возможность строительства новых мощностей в основных центрах потребления — в районах Москвы и Санкт-Петербурга. Но они получаются чрезмерно отягощенными». Могли бы вы «расшифровать» эту фразу: чем же они отягощены? — Что такое построить завод? Во-первых, протяженность по времени — от принятия решения до перерезания ленточки должно пройти как минимум пять лет. Проектирование, лицензирование, изыскания, сам процесс строительства… Только сроки изготовления сложных аппаратов занимают от полутора до двух лет. Словом, это трудоемкий и продолжительный по времени процесс. Когда в товарищах согласья нет? Как видим, г-н Некрасов своим изящно-дипломатическим ответом сумел лишь еще более «усугубить» суть проблемы. Поэтому здесь стоит несколько углубиться в недалекую историю. В марте этого года Вагит Алекперов, выступая на Международной конференции по энергетической безопасности, констатировал намечающийся дефицит перерабатывающих мощностей в нашей стране: «если темпы их модернизации останутся прежними, Россия уже в 2009–2010 гг. станет перед необходимостью импортировать светлые нефтепродукты». Здесь явно напрашивается доля «черного» юмора: в этих целях можно будет использовать и терминал в Высоцке. Но перейдем опять к серьезным вещам. В связи с мартовским докладом Алекперова, вполне логичным выглядело распространенное информагентствами июльское заявление губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова о достаточно реальных планах «ЛУКОЙЛа» построить НПЗ в районе Приморска. Но не прошло и полутора месяцев, как появилось вышеупомянутое «отягощение» (интервью Алекперова, газета «Ведомости» от 31 августа). А теперь и его первый зам сетует на трудности со сбытом (будто бы с марта по сентябрь ситуация со сбытом нефтепродуктов в стране кардинально изменилась…). Но не будем спешить с выводами. Вернувшись из Греции, Вагит Алекперов 6 сентября (на следующий день после пресс-конференции в Высоцке) на заседании Совета по конкурентоспособности при правительстве РФ вновь заявил о нехватке бензина, теперь уже как о главной причине роста цен на него. А чуть ранее, отвечая на вопросы журналистов в Санкт-Петербурге, вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун снова внес небольшую сумятицу в умы общественности: дескать, в случае строительства НПЗ в Высоцке это будет завод, работающий на экспорт. По его словам, сейчас данный проект рассматривается, но неизвестно, когда он будет реализован. Так что, как говорится, ситуация ясная, что дело темное. Сколько людей (пусть и в узком кругу лукойловской верхушки), столько и мнений. Хотя… позвольте привести здесь еще одну (последнюю) цитату из августовского интервью Алекперова, которая позволяет расставить, если не все, но многие точки над «i»: «Государство должно поощрять инвестиции в переработку. Приведу пример. Не так давно мы с турецким правительством обсуждали возможность строительства завода на их территории. И они сразу предложили нам пакет льгот. Это фактически бесплатная передача земли, нулевая ставка налога на прибыль до окупаемости инвестиций, нулевая ставка НДС на импорт оборудования и прочие льготы, которые могут сделать проект приемлемым для нас». Но времена меняются быстро — эти переговоры проходили еще до визита Путина в Грецию. А одобренная в его рамках «труба» в обход Босфора наверняка изменит озвученные Алекперовым турецкие намерения. И не за горами новые серьезные разговоры о варианте с Приморском. Ведь самому молодому на Северо-Западе НПЗ — Киришскому — в этом году «стукнуло» уже 40 лет. Дата: 29.09.2006 Валерий Чекалин "НефтьГазПромышленность" 6 (26)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||