|
|||||
1 стр. из 1 Роль трубопроводного транспорта в общем комплексе транспортных систем различных стран мира возрастает с каждым годом. Рост грузопотоков нефти сопровождается увеличением диаметра труб, совершенствованием управления и обслуживания магистральных трубопроводов (МТ). Надежность и безопасность работы магистрального нефтепровода как связующего звена районов добычи нефти с районами их переработки и потребления являются одним из важнейших эксплуатационных требований. Из отечественной и зарубежной практики известно, что, несмотря на повышение качества изготовления труб, улучшение технологии строительства и выполнение необходимых правил эксплуатации МТ, наблюдаются аварии, которые сопровождаются значительными утечками нефти и нефтепродуктов. Наиболее частым повреждениям подвержена линейная часть МТ, что приводит к большому экономическому ущербу. Например, ущерб от аварии, которая произошла в июле 1977 г. на насосной станции Трансаляскинского нефтепровода, оценивается в $50 млн. С увеличением диаметра труб и протяженности МТ опасность возникновения пожаров при аварии в связи с потерей нефти и загрязнением окружающей среды значительно возрастает. Поэтому проблеме обнаружения места утечки и устранения повреждения, а также вопросам контроля герметичности линейной части МТ в процессе эксплуатации уделяется серьезное внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Виды и причины повреждений на магистральных нефтепроводах. Статистика повреждений В процессе эксплуатации МТ имеют место различного рода повреждения. Величина аварийных потерь нефти и нефтепродуктов зависит от места и размера повреждений, а также от времени их обнаружения и устранения. Количество вытекающей нефти или нефтепродуктов может оказаться значительным даже при относительно небольшом повреждении, которое остается незамеченным в течение длительного времени. За последние годы требования к надежности и безопасности эксплуатации нефтепродуктопроводов резко возросли. Категорически запрещается загрязнение грунтовых вод, поверхности земли и водных бассейнов. Во многих странах уделяется большое внимание не только обнаружению и предотвращению аварий, но и защите окружающей среды. В Западной Европе (в Гааге) в 1963 г. была создана организация Concawe по защите окружающей среды от загрязнения, в которую вошли 20 международных нефтяных фирм. В 1964 г. эта организация образовала специальную группу для систематического исследования аварий и выдачи рекомендаций по совершенствованию проектирования, строительства и эксплуатации МТ, а также рекомендаций по оценке и ликвидации последствий аварий. Группа проводила исследования и обобщения в течение нескольких лет и представила отчет, по данным которого можно выделить два основных вида повреждений линейной части МТ: первый — трещины и разрывы в стенке трубопровода и сварных стыках; второй — сквозные коррозионные проржавления-«свищи» в стенке трубы и в технологическом оборудовании. Эти повреждения вызываются следующими причинами: коррозией металла из-за некачественной изоляции, отсутствием электрохимзащиты (ЭХЗ) или нарушениями правил ее эксплуатации; скрытыми дефектами труб, дефектами сварки при монтаже труб и несоблюдении правил монтажа; нарушениями правил эксплуатации; отказами технологического оборудования и КИП; внешними воздействиями (повреждения посторонними лицами при производстве земляных работ вблизи нефтепровода, наезд тяжелого транспорта, оползни, землетрясения и пр.). Анализ статистики причин повреждений показывает, что более 40% от всего количества аварий происходит из-за коррозии металла; по причинам дефектов труб, дефектов сварки и несоблюдения правил монтажа — более 15%; из-за нарушения правил эксплуатации — около 20%, а по причинам внешних воздействий — более 25% аварий. Аварии, связанные с отказом технологического оборудования и КИП, происходят довольно редко. На нефтепроводах, построенных после 1960 г., количество аварий из-за коррозии значительно уменьшилось вследствие прогресса в развитии антикоррозионной защиты и усиления контроля за качеством труб. Увеличение в последние годы числа аварий по причине выхода из строя оборудования, дефектов сварных швов трубопровода и несовершенных способов укладки труб объясняется увеличением диаметра труб, а также отсутствием необходимых технических средств для прокладки нефтепроводов сложной конфигурации. В последние годы возрос процент аварий, вызванных строительством других подземных коммуникаций, в частности, водопусковых сооружений, трассировка которых в течение многих лет остается неизвестной, прокладкой кабеля, строительством автодорог и разработкой городских земельных участков. Статистический анализ повреждений линейной части МТ России показывает примерно такие же данные, что и опубликованные Concawe на аналогичных нефтепроводах. Потери нефти и нефтепродуктов при коррозионных повреждениях менее значительны, чем при разрывах трубопровода. Построение дерева отказов и подсчет вероятностей наступления событий В соответствии с методикой построения дерева отказов проведем анализ возникновения взрывов на МТ (см. рис.). В данном случае процесс синтеза можно опустить, т.к. головное событие дерева отказов уже задано: «Взрыв на нефтепроводе». Процесс анализа. Взрыв на нефтепроводе возможен при наличии следующих причин-событий: Очевидно, что можно провести процесс синтеза для этих вызывающих событий. Близость ЖД и ВЛЭП являются событиями, которые представляют объективно постоянную опасность появления возгорания на нефтепроводе. Это связано с тем, что в самих системах ЖД и ВЛЭП могут происходить отказы, приводящие к появлению источников открытого огня или искр (обрыв проводов и т.п.), отказы, которые косвенно связаны с деятельностью человека. Местоположение появлений этих событий может быть локализовано, т.к. известно, где ВЛЭП и ЖД находятся в непосредственной близи от нефтепровода. Предотвращение этих событий возможно при правильном проектировании и строительстве МТ. Итак, объединим «Близость железнодорожного полотна» и «Близость ВЛЭП» в одно событие «Близость технических сооружений» (сюда же войдут и автодороги, ретрансляционные антенны и т.п.). Событие «Проведение работ вблизи нефтепровода» является достаточно мобильным и относится к исполнительной дисциплине. Предотвращение отказов, связанных с этим событием, должно осуществляться дополнительным инструктажем и выполнением норм ТБ. На основе статистического анализа событий «Нарушение целостности труб» можно выделить следующие вызывающие события: В последние годы резко возросли требования к охране окружающей среды, поэтому вопросам надежности и безопасности эксплуатации МТ уделяется самое серьезное внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Анализ аварий показал, что число их с каждым годом уменьшается, это свидетельствует о достаточно высоком научно-техническом уровне проектирования, строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов. Однако утечки нефти и нефтепродуктов существуют, и их общие потери составляют значительную величину. Поэтому вопрос оперативного обнаружения мест утечек является наиболее актуальным. Этот вопрос становится наиболее острым в связи со старением проложенных участков МТ, т.к. ресурс многих из них практически исчерпан. Дата: 29.09.2006 В. В. Кирсанов, И. Х. Мингазетдинов, А. Н. Глебов, Д. В. Фролов "НефтьГазПромышленность" 6 (26)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||