Дорога — скромная труженица экономики

1 стр. из 1

На территории Ленинградской области, которую образно можно назвать транспортным окном России в Европу, реализуются крупнейшие проекты по развитию российского транспортного комплекса. Приморск, Усть-Луга, Балтийская трубопроводная система, Североевропейский газопровод… Сегодня эти названия объектов транспортной инфраструктуры на слуху у всей страны. Однако ни одна отрасль народного хозяйства, в том числе и транспортная отрасль, включающаяв себя морской, речной, железнодорожный, авиационный и трубопроводный транспорт, не может обойтись без автомобильного транспорта, который вполне правомочно назвать основой экономики. А для работы автотранспорта, как известно, нужны дороги, являющиеся одной из вековечных российских проблем. К слову сказать, изрядно обострившейся в процессе реформирования финансовой базы автодорожного комплекса.

Обширное хозяйство «Росавтодора»

По данным Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ «Росавтодор» по состоянию на 1 января 2005 г., общая протяженность сети автомобильных дорог в Российской Федерации составляет 871,5 тыс. км. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования — 600,6 тыс. км, в том числе: федеральных автодорог — 47,1 тыс. км, территориальных автодорог — 553,5 тыс. км. При этом 546,3 тыс. км дорог общего пользования, что составляет около 91% от их общей протяженности, имеют твердое покрытие.

Ведомственные (в том числе и частные) автодороги, согласно данным государственного статистического наблюдения по состоянию на указанную дату, имеют общую протяженность 270,9 тыс. км (в том числе с твердым покрытием — 191,2 тыс. км, или 67,1%).

Основу сети автомобильных дорог общего пользования образуют федеральные автомобильные дороги, соединяющие столицу Российской Федерации Москву со столицами стран ближнего зарубежья, а также связывающие с Москвой и между собой административные центры субъектов РФ. При отсутствии автотрасс от сети федеральных дорог до указанных административных центров к федеральным дорогам относятся автодороги от этих центров до аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных станций.

Хотя протяженность федеральных автомобильных дорог составляет 5,4% от общей протяженности сети автомобильных дорог и 7,8% от протяженности автодорог общего пользования, на них приходится от 45% до 50% объемов грузоперевозок автомобильным транспортом. При этом международные автомобильные грузоперевозки практически в полном объеме осуществляются по федеральным автомобильным дорогам общего пользования. Территориальные автомобильные дороги обеспечивают межрегиональные и межрайонные автотранспортные связи, подъезды к городским и сельским поселениям.

По состоянию на 1 января 2005 г. на автомобильных дорогах общего пользования РФ насчитывалось 43 076 единиц мостовых сооружений общей протяженностью 1 759,3 км (на 01.01.2002 г. 42 350 единиц мостов и путепроводов протяженностью 1 683 км, на 01.01.2003 г. 42 747 единиц протяженностью 1 709,2 км, на 01.01.2004 г. 43 049 единиц протяженностью 1 731,3 км).

В последние годы наметилась тенденция сокращения протяженности ведомственных и частных дорог (на 01.01.2003 г. 303,9 км,на 01.01.2004 г. 299,2 км, на 01.01.2005 г. 270,9 км). Поскольку значительная часть этих дорог принадлежит организациям, не имеющим возможности содержать и улучшать их, многие из них фактически становятся бесхозными и подлежат списанию.

Необходимо отметить, что действующая в Российской Федерации классификация автомобильных дорог к настоящему времени устарела и требует переработки. Так, вступившие в действие законодательные акты в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе Федеральный закон №131-ФЗ от 16.09.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», фактически предопределяют наличие еще одного класса дорог общего пользования — автомобильные дороги муниципальных образований (муниципальные дороги).
Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. км улично-дорожной сети городов. Содержание и развитие муниципальных дорог должны осуществляться за счет средств муниципальных бюджетов, а также средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ.

Многие из муниципальных автодорог фактически выполняют функции автодорог общего пользования и обслуживают значительные транспортные потоки. На основании Федерального закона № 131-ФЗ такие дороги должны быть переведены в сеть дорог общего пользования. В настоящее время Федеральным дорожным агентством ведется разработка новой классификации автомобильных дорог в России.

Мечты или реальность?

Вместе с тем состояние российских автодорог оставляет желать лучшего. В 1990-х гг.количество автотранспорта резко увеличилось едва ли не в десятки раз, соответственно выросла интенсивность дорожного движения. Кроме того, на смену «трехтонкам» и «полуторкам» пришли грузовые автомобили и автопоезда, способные «за раз» перевозить десятки тонн (если не все 100 тонн!) грузов. Не стоит и объяснять, что дорожный комплекс страны должен шагать в ногу со временем…

Однако масштабной реконструкции дорог, мостов, путепроводов и других автодорожных объектов, построенных с соблюдением прежних нормативов и имеющих технические параметры, которые не соответствуют современным транспортным нагрузкам, в стране не проводилось. При этом финансирование дорожной отрасли не внушает оптимизма. Если и в «лучшие времена» на проведение планового и капитального ремонта автомобильных дорог в объеме, установленном нормативными требованиями, денег хронически не хватало, то теперь вместо «недоремонта» дорожного полотна российским дорогам угрожает разрушение.
Удельный вес федеральных автомобильных трасс, работающих с превышением нормативной нагрузки, составляет сегодня 17%. Утвержденные нормативы по ремонту автодорог в настоящее время выполняются только на 40%, в результате чего разрушаются дороги, обочины, мостовые сооружения. Ежегодный вывод из эксплуатации автомобильных дорог в два раза превышает ввод новых.

Учитывая изношенность дорожной сети, специалисты отрасли прогнозируют лавинообразный выход из строя автомобильных дорог в значительной части субъектов Российской Федерации, катастрофическое разрушение трасс, удорожание стоимости автоперевозок… Однако наибольшее беспокойство специалистов-дорожников вызывает техническое состояние не столько самих автодорог, сколько именно автодорожных инженерных сооружений. Ведь если по плохой дороге проехать, в принципе, можно, то без мостов реки становятся непреодолимыми преградами…

На сегодняшний день около 10 тыс. км федеральных автомобильных дорог России исчерпали свою пропускную способность. А ровность дорожных покрытий как показатель технического состояния «автомобильных артерий» страны на 37% протяженности всех трасс ниже установленного уровня. Такие неутешительные цифры привел руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров на состоявшемся в июле 2006 г. Всероссийском совещании в Пятигорске.

Сложившаяся ситуация вызывает тревогу еще и тем, что, по данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, более 33% автомобильных аварий в России происходит именно из-за неудовлетворительного состояния автомобильных дорог. Для решения этой проблемы разработана «Программа повышения безопасности дорожного движения до 2012 года».

Также в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» разработана подпрограмма «Автомобильные дороги». Основой ее является развитие международных и российских транспортных коридоров: «Балтика – Центр – Юг», «Западная граница – Центр – Урал», «Север – Юг», «Северо-Запад – Урал», «Западная Сибирь – Дальний Восток» и другие.

Подпрограмма рассчитана на девять лет и должна быть реализована в два этапа, в результате чего планируется довести протяженность сети автомобильных дорог общего пользования до 670 тыс. км (увеличение в 1,1 раза), в том числе протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — до 640 тыс. км. Протяженность автодорог, имеющих 4 и более полосы движения, увеличится с 4,3 до 8 тыс. км, или почти в 2 раза, что позволит уменьшить вероятность образования транспортных заторов на основных автомобильных дорогах. Пропускная способность наиболее загруженных участков на важнейших межрегиональных и международных маршрутах возрастет в 1,5–3 раза, а в среднем по сети — на 10–12 %.

Сегодня в России около 50 тыс. населенных пунктов (33% от их общего количества) не имеют автомобильных дорог, связывающих их с дорогами общего пользования. Слаборазвитая дорожная сеть сдерживает развитие регионов и возможности реализации приоритетных национальных проектов, ограничивает предпринимательскую активность. В рамках упомянутой подпрограммы около 8 тыс. сельских населенных пунктов должны получить постоянную круглогодичную связь с районными центрами и опорной дорожной сетью по дорогам с твердым покрытием.

Финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» предусмотрено в объеме 2 трл. 077,9 млрд. руб., из них за счет федерального бюджета — 857,7 млрд. руб., бюджетов субъектов Российской Федерации — 1 трл. 189,5 млрд. руб.,внебюджетных источников — 30,7 млрд. руб.(в ценах 2001 г.). Однако, в 2006 г. финансирование подпрограммы было сокращено по сравнению с 2005 г. на 3,6% в сопоставимых ценах.

Дороги Ленинградской области

Как видно, при сложившейся сегодня в автодорожном комплексе России ситуации, Ленинградской области достаточно сложно рассчитывать на достойное финансирование из федеральной казны даже наиболее крупных дорожных проектов. Дорожники области испытывают изрядные сложности в связи с тем, что достаточно скромные (по сравнению с необходимыми объемами финансирования) средства приходится кроить на многие объекты. Тем не менее определенную работу по развитию автодорожной сети на территории Ленобласти удается проводить.

Как сообщил курирующий автодорожный комплекс вице-губернатор Ленобласти Николай Пасяда, наиболее значимым событием года станет завершение строительства автотранспортного обхода областного города Выборг. Как известно, единственной трассой, которая напрямую связывает Россию со Скандинавией, является автодорога «Санкт-Петербург — гос-граница с Финляндией». Еще несколько лет назад участок этого транзитного маршрута проходил по улицам и проспектам Выборга. Понятно, что развитие автотранспортного сообщения со Скандинавскими странами сдерживалось низкой пропускной способностью маршрута.

Строительство обхода велось с 1998 г. в 3 этапа. Уже в 1999 г. поток большегрузных автомобилей, который ранее транзитом следовал через исторический центр Выборга, покинул улицы старинного города. Дорожникам пришлось действовать в сложных геологических условиях. Многочисленные валуны, диаметр которых превышал три метра, и гранитные скальные породы, сквозь которые местами приходилось вести трассу, требовали проведения взрывных работ… Значительный объем дорожных работ выпал на устройство скальных выемок, и только взрывным способом было разработано около 275 тыс. куб. м грунта. Частично трасса при этом прошла по заболоченным землям.

В составе новой обходной трассы, начинающейся от автодороги «Выборг — Каменогорск» и ведущей к таможенным автопе-реходам на российско-финской границе, был построен почти полукилометровой длины Павловский мост (названный так в честь заслуженного строителя России В. Г. Павлова, возглавлявшего работавшую на данном объекте компанию «Мостострой №6) через Сайменский канал. В 2006 г. работы были завершены.
Сдача автодорожного обхода Выборга в эксплуатацию должна состояться 9 сентября. Однако, по словам Николая Пасяды, возможно, что на будущий год дорожникам предстоит построить ряд съездов и подъездов на новую трассу. Также предстоит решить вопрос с ремонтом выборгских улиц, по которым ранее проходил маршрут на Скандинавию. Ранее эти участки улично-дорожной сети входили в состав федеральной трассы, но теперь, когда транспорт пошел в обход Выборга, они передаются на баланс муниципалитета.

Еще одной точкой приложения усилий для дорожников Ленинградской области стала Кольцевая автодорога, строящаяся вокруг Санкт-Петербурга. Точнее, не сама кольцевая, а подходы к ней. Дело в том, что большинство существующих автотрасс просто не рассчитаны на сегодняшнюю интенсивность движения, когда поток транспорта на дорогах Ленобласти ежегодно возрастает в среднем на 10–13%.

Без развития пригородных автотрасс (с вводом КАД) автомобильные заторы просто сменят «городскую прописку на областную» и многокилометровые очереди из автомобилей будут выстраиваться уже не на петербургских улицах, а на подходе к кольцевой. Для радикального решения этой проблемы Ленинградская область при финансовой поддержке федерального бюджета реконструирует основные автодороги, ведущие к городу на Неве.

«В этом году мы работаем на двух дорожных объектах, примыкающих к КАД, — рассказывает вице-губернатор Ленинградской области Николай Пасяда. — Завершается строительство 2-километрового участка дороги «С.-Петербург – КАД» в составе автодороги «С.-Петербург – Колтуши». Это новый автодорожный выход из города на кольцевую, который идет в обход поселка Бугры по областной территории».

Второй объект — 10-километровый участок «КАД – Скотное» в составе дороги «С.-Петербург – Сортовала». Дорога пройдет в обход населенных пунктов и позволит разгрузить основные автодорожные маршруты в сторону Всеволожского и Приозерского районов, Карельского перешейка. Для сооружения трассы необходимо выполнить большой объем работ по выемке торфяных грунтов, устройству земполотна, произвести перенос газопровода и линии электропередач ЛЭП-330. На объекте работает генподрядчик АОЗТ «Дорстройпроект».

В будущем этот участок войдет в состав новой трассы Приозерского шоссе, которая пойдет в обход поселков Агалатово, Керо и других населенных пунктов (существующее шоссе «рассекает» эти поселки, что небезопасно для их жителей). Сейчас ведется подготовка проектно-сметной документации по строительству новой трассы При-озерского шоссе на участке от пос. Скотное до автодороги «Магистральная». Дальше новое Приозерское шоссе с использованием участков существующей дороги также продолжится в обход населенных пунктов.

Для полноценного развития пригородных областных земель необходимы автотранспортные выходы с КАД не только на мощные магистрали, наподобие Московского или Мурманского шоссе, но и на второстепенные дороги. Изначально на трассе КАД было предусмотрено строительство нескольких новых развязок, но в целях удешевления сметы некоторые из них были исключены из проекта.

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков обратился в Минтранс РФ, которое выступает в роли заказчика КАД, с просьбой вернуть в проект и профинансировать строительство ранее запланированных и еще двух дополнительных развязок. По словам Николая Пасяды, сегодня уже достигнута договоренность с «Росавтодором» о финансировании строительства двух съездов с КАД. Ведется подготовка технико-экономического обоснования по оставшимся трем.

Для автотранспортного обеспечения Морского торгового порта «Усть-Луга», где сегодня ведется строительство терминала автомобильно-железнодорожно-паромной переправы «Балтийский паром» (он будет работать на линии «Усть-Луга – Калининград – порты Германии»), в начале 2000-х гг.была построена автодорога, связавшая порт с Кингисеппом, Лугой и далее — на Великий Новгород и федеральную дорогу «Россия». 1 января 2007 г. эта трасса будет передана в федеральную дорожную сеть. Затем за счет средств федерального бюджета будет произведена ее реконструкция до более высокой категории.

Среди других значимых объектов Ленобласти ремонт Приморского шоссе, ведущего вдоль побережья Финского залива от Санкт-Петербурга к порту «Приморск». Параллельно с ремонтом на наиболее изношенных участках дороги областной Комитет по строительству будет готовить проект реконструкции этой трассы. В текущем году Петербург серьезно обновил свои дороги на этом направлении. Теперь слово за дорожниками Ленобласти.

Дата: 02.10.2006
Борис Медведев
"СтройПРОФИль" 6 (52)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!