Роман Филимонов: «Строители наверстают упущенное»

1 стр. из 1

Как водится, в июле, по окончании первого полугодия, в Смольном подвели итоги социально-экономического развития Петербурга за первое полугодие. В целом индекс промышленного производства  может только радовать: он на целых шесть позиций превысил сто процентов.

Все отрасли городской промышленности демонстрировали рост. Кроме одной — строительства. Правда, строители пообещали губернатору Валентине Матвиенко наверстать упущенное к концу года.
С начала года петербургские строительные компании ввели в эксплуатацию 797 тыс. кв. м жилья, что на 2,5% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Чем вызвано отставание отрасли? Об этом мы спросили председателя Комитета по строительству Р. Е. Филимонова. Он объяснил спад, главным образом, техническими причинами: «Мы перешли на новые правила ввода домов, из-за этого и произошла задержка.Не все компании успели правильно оформить документы». В целом ситуация на строительном рынке стабильная, и к концу года застройщики исправятся и сдадут запланированные 2,3 млн. кв. м жилья».

Особенность новых правил ввода домов заключается в поэтапной схеме. Первый этап — приемка объекта приемочной комиссией администрации того или иного городского района, когда завершены строительно-монтажные работы. Второй этап — подготовка объекта к эксплуатации с передачей его будущему хозяину.

В марте этого года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Санкт-Петербурге был создан координационный совет по его реализации. Согласно постановлению городского правительства, совет создан «в целях организации эффективной работы, достижения координированного межведомственного взаимодействия и обеспечения комплексного подхода к решению вопросов в ходе реализации нацпроекта».

Председателем координационного совета назначен вице-губернатор А. Вахмистров, его заместителями — председатель Жилищного комитета Ю. Лукманов и председатель Комитета по строительству Р. Филимонов. Совет стал постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при правительстве Санкт-Петербурга.

Р. Филимонов поясняет: «Координационным советом определены основные приоритеты реализации проекта. Нам необходимо увеличить объемы жилищного строительства, а для этого — обеспечить повышение доступности жилья для населения, снизить себестоимость строительства, а также убрать административные барьеры».

Увеличения объемов строительства жилья планируется достигать прежде всего путем активизации работы по подготовке и проведению торгов, внедрения процедуры проведения аукционов по предоставлению территорий для комплексного освоения, инвентаризации земель, находящихся в федеральной собственности, и инженерной подготовки новых территорий за счет бюджетных средств.

Так, в соответствии с Генеральным планом города к декабрю 2013 г. в целом в хозяйственный оборот будет вовлечено порядка 1,4 тыс. га земельных участков, предназначенных для строительства более 13 млн. кв. м жилья. Адресный перечень территорий, предназначенных для жилищно-гражданского строительства в 2004–2010 гг. за счет бюджета и внебюджетных средств, был определен постановлением городского правительства еще в июне 2004 г. В увязке с намечаемым размещением жилья предусмотрено развитие головных источников и основных магистральных сетей не только для инженерной подготовки новых участков, но и для создания резерва дальнейшего жилищного строительства.

Напомним, что в 2006 г. из бюджета города на реализацию мероприятий по реконструкции и развитию головных источников, предназначенных для теплоснабжения жилой застройки и объектов социально-бытового назначения, предусмотрено 1,5 млрд. руб., на реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения — 1,8 млрд. руб. В марте 2006 г. в Росстрой была представлена информация о готовности Санкт-Петербурга к реализации подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» — «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой».

В числе важных шагов по реализации национального проекта Р. Филимонов считает принятие 21 февраля 2006 г. городским правительством Постановления «О комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства», в соответствии с которым утверждена новая схема предоставления земельных участков под жилищное строительство. Новый механизм представляет собой проведение торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства. На торги выставляется инженерно неподготовленная территория, полностью или частично освобожденная от имущественно-правовых обязательств. Победитель торгов получает землю в аренду для комплексного освоения, а также берет на себя обязательство разработать градостроительную документацию, которая покажет наполнение квартала, построить необходимые объекты инженерной инфраструктуры и передать их в собственность города. После выполнения всех обязательств инвестор приобретает исключительное право приобрести все определенные под жилую и коммерческую застройку участки в собственность или в долгосрочную аренду. Участки, которые в ходе планировки будут определены под строительство социальной инфраструктуры, будут осваиваться за счет средств бюджета города.

«В результате реализации намеченных мер, — считает глава строительного комитета, — общий объем ввода жилья за 2006–2010 гг. должен перевалить за 12 млн. кв. м, в том числе до 1,8 млн. кв. м предполагается возводить за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Годовой ввод жилья планируется увеличить с 2,27 млн. кв. мв 2005 г. до 2,5–2,6 млн. кв. м в 2010 г.».

На заседании городского правительства 4 июля 2006 г. тема совершенствования подготовки документации при подготовке торгов земельными участками получила свое дальнейшее развитие. Было принято постановление о разработке документации для проведения торгов по предоставлению объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.Постановлением определены условия проведения конкурсов на право заключения договоров на разработку документации для проведения торгов. Отныне право принимать решения о проведении конкурсов делегировано Комитету по строительству, а победителем конкурса признается участник, конкурсное предложение которого (по решению комиссии) содержит оптимальные сроки разработки документации, минимальный размер вознаграждения и наиболее эффективный вариант использования территории.

«Понятно, что принятие этого постановления Комитет по строительству, равно как и все участники строительного рынка, не может не приветствовать, — говорит Р. Филимонов. — Кроме того, договоры на разработку документации могут быть заключены и без проведения конкурса, а лишь на основании заявлений заинтересованных лиц». Эта норма включена в соответствии с изменениями, внесенными в закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» в мае этого года.

Добавим, что в дополнение к принятому постановлению Комитет по строительству и Комитет по управлению городским имуществом готовят положение о порядке проведения конкурсов и регламент работы конкурсной комиссии.

Второе направление реализации национального проекта — государственное стимулирование спроса на рынке жилья и повышение его доступности для населения, по словам Филимонова, не остается вне поля зрения Комитета. В 2006 г. объем государственной поддержки при приобретении жилья увеличен до 150 тыс. кв. м,а в 2009 г. возрастет до 500 тыс. кв. м жилья. Реализация таких  программ, как «Молодежи — доступное жилье», «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения», позволит улучшить жилищные условия порядка 1 700 молодых семей и более 2 200 семей работников бюджетной сферы до 2010 г.

Еще в августе 2002 г. между Ленинградским военным округом Министерства обороны РФ и администрацией Санкт-Петербурга заключено соглашение о сотрудничестве в жилищном строительстве для военнослужащих по освоению под застройку жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры земельного участка в городе Пушкин (на землях Минобороны РФ в границах улиц Парковая, Гусарская, Саперная и Красносельского шоссе). Площадь территории составляет 72,5 га. В марте этого года в Росстрое состоялся открытый конкурс на право заключения государственного контр-акта на выполнение проектно-изыскательских и подрядных строительных работ по возведению жилых домов для Министерства обороны РФ. В нем приняли участие 29 строительных компаний из Санкт-Петербурга, Москвы и Тюмени. Компаниям-победителям предстоит построить в общей сложности порядка 2 000 квартир до конца 2007 г.

Важнейшей чертой политики строительного комитета стало резкое увеличение строительства жилья за счет городского бюджета. Можно сказать, город наконец-то повернулся лицом к очередникам.

«В этом году на средства бюджета мы построим 156 тыс. кв. м жилья, — говорит Филимонов. — Это в 1,5 раза больше предыдущего года. А в 2007 г. ввод бюджетного жилья увеличится до 200 тыс. кв. м».

Несомненно, одним из важных условий эффективной реализации проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» является сокращение сроков разработки и согласования градорегулирующей документации. По словам Филимонова, Комитет по строительству и Комитет по градостроительству и архитектуре разработали Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам разработки и согласования документации по планировке территорий. Оно было утверждено 16 мая 2006 г. на заседании городского правительства. Основная задача документа — упорядочить порядок подготовки и согласования проектов планировки территорий. Особое внимание уделено сокращению сроков рассмотрения граддокументации на различных этапах разработки, регламентированию перечня необходимых заключений и определению списка согласующих городских и федеральных ведомств.

Новое положение предусматривает возможность подготовки документации по планировке территории как на основании заявлений органов государственной власти, так и обращений физических и юридических лиц. Данные обращения позволяют приступить к предварительному исследованию возможности разработки документации по планировке территории. Этот этап включает сбор сведений об имущественно-правовом статусе территории, о возможности инженерного обес-печения участка и предварительное согласование проекта задания на подготовку документации по планировке территории с органом градостроительства и архитектуры. Срок представления указанной информации составляет не более 14 дней. Кроме того, в положение включен пункт, согласно которому федеральные органы государственной власти дают заключения исключительно в рамках своей компетенции по определенным разделам документации по планировке территории.

Еще одним приоритетом реализации национального проекта является снижение себестоимости строительства. По мнению Р. Филимонова, избежать в дальнейшем роста расходов при проектировании и строительстве возможно через регулирование правоотношений в сфере платы за подключение объектов строительства к инженерным сетям. Другой источник экономии средств — повторное применение проектной документации объектов социальной инфраструктуры и имущественно-хозяйственного назначения, иными словами — использование типовых проектов.
По словам Филимонова, с предприятиями-монополистами Комитету работать по-прежнему нелегко, особенно с энергетиками, но теперь намечены пути решения имеющихся проблем. Он считает, что нужна методичная работа, связанная с разработкой регламентов, с упрощением процедур согласования, с выпуском и совершенствованием нормативной базы как федеральной, так и местной. Тем самым, мало-помалу мы сможем прийти к простым и прозрачным процедурам.

Притчей во языцех стал рекордный за последнее время рост в обоих столицах цен на жилье. Р. Филимонов прогнозирует дальнейший рост строительного рынка по всем позициям. И по объему строительных подрядов, и по количеству денег, привлекаемых в сооружение жилых домов, торговых и производственных объектов. Цену определяет спрос, а он сегодня есть.

«Деньги, привлеченные в город, — говорит Роман Евгеньевич, — это будущий доход горожан, это их благосостояние, рабочие места и развитие Петербурга в целом».

Комитет по строительству сегодня не может остаться в стороне и от помощи обманутым дольщикам, хотя в этом смысле позиция власти не изменилась.

«Никто не заинтересован, чтобы сформировался отрицательный имидж нашего строительного цеха, — говорит Филимонов. — Мы применяем всевозможные законные меры воздействия на нерадивых застройщиков и максимально пытаемся сгладить ситуацию с дольщиками».

Внушает оптимизм тот факт, что число обманутых дольщиков за последний год-два не увеличилось, просто этой проблеме власти стали уделять больше внимания. Комитетом по строительству начат учет пострадавших инвесторов-дольщиков — согласно принятому Министерством регионального развития РФ решению о регистрации пострадавших инвесторов-дольщиков, в отношении которых нарушены положения действующего законодательства. И это несмотря на то, что до настоящего времени не разработаны нормативные документы, определяющие правила проведения регистрации пострадавших инвесторов-дольщиков.

Дата: 03.10.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 9 (93)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!