Сертификация персонала как составляющая стратегии успеха

1 стр. из 1

Наличие качественных систем образования и обучения в процессе подготовки персонала, необходимого для устойчивого экономического развития предприятия, региона, страны в целом, определяется, в том числе, и через сертификацию персонала.

Сертификация персонала — оценка компетентности, знаний, умений и профессиональных навыков человека независимой экспертной организацией. Необходимость, актуальность и целесообразность сертификации определяется естественным процессом развития и демократизации рынка труда в нашей стране. Практически во всем мире ни один работник, не имея национального сертификата компетентности, не может получить квалифицированную работу. Логика развития событий доказывает, что это и наше будущее, тем более очевидное в связи с вступлением России в ВТО.

Прежде всего сертификация персонала может и должна иметь серьезные положительные социальные и экономические последствия. Однако в нашей стране сертификация персонала находится в самом начале своего развития, когда еще только отрабатываются ее процедуры, методики, схемы. Специалист, прошедший сертификацию, имеет ясную обоснованную оценку уровня своей квалификации и, следовательно, может более объективно оценить свои возможности на рынке труда. Чтобы сертификация персонала принесла значительный экономический и социальный успех, необходимо: на правительственном (местном, региональном) уровне принять решение о допуске фирм к участию в тендере на выполнение «госзаказа» только при наличии у нее сертифицированного персонала (например, не ниже 25% для основных специалистов); установить, что специалисты, успешно прошедшие сертификацию, не могут получать заработную плату ниже определенного уровня (например, на 25% выше, чем специалист не прошедший сертификацию).

При выполнении этих условий государство получит объективную оценку уровня специалистов и фирм, участвующих в общественном производстве и выполняющих «госзаказ».

Пример. Ни для кого не секрет, что многие строительные фирмы для получения лицензии привлекают (временно) специалистов, соответствующих требованиям лицензионных палат. Очень часто эти специалисты кочуют из одной фирмы в другую именно для того, чтобы те получили лицензию. После получения лицензии о специалистах забывают, на их место слишком часто приходят «гастарбайтеры», обходящиеся работодателю значительно дешевле, но они далеки от тех профессиональных требований, которым должны соответствовать. Вот и падают крыши, стены, здания, а виновных не найти. В то же время при сертификации есть обязательное условие — инспекционный контроль. Он означает, что специалист, прошедший сертификацию, обязан отчитаться о своей работе не реже одного раза в год. Следовательно, сразу видно, где он работал, какие задачи решал и почему ушел с предприятия. Заказчик же (например, муниципалитет, правительство города) сразу видит — насколько стабилен коллектив (особенно высококвалифицированных специалистов) фирмы-исполнителя, какие задачи и специалистами какой квалификации были решены за тот или иной период. Специалист, не прошедший инспекционный контроль, лишается сертификата соответствия.

Сертифицированный специалист, получающий заработную плату не менее установленного уровня, платит и соответствующие налоги. Причем платит не только он, но и работодатель тоже. Следовательно, бюджет гарантированно получает больше средств, идущих в том числе и на решение социальных программ муниципалитета и города.

Кроме того, сертифицированный специалист дополнительно социально защищен от произвола работодателя, использующего иногда внутрифирменную аттестацию как способ либо уволить неугодного специалиста, либо понизить его в должности. Государственные органы могут использовать сертификацию персонала и как критерий оценки фирмы при проведении тендера и при объявлении его результатов. При наличии независимой оценки (сертифицированного персонала) всем участникам тендера стало бы ясно, кто и почему его выигрывает. Совершенно ясно, что крупная фирма может уделить большее внимание подготовке и переподготовке специалистов, их сертификации.

Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации (ГоЦИСС) и Региональная организация по сертификации персонала (РОСП), одним из соучредителей которого является Регистр системы сертификации персонала РФ Ростехрегулирования, совместно с Санкт-Петербургским государственным учреждением «Центр контроля качества товаров (продукции) и услуг» разработали механизм сертификации персонала в строительстве, т. е.:разработаны и находятся в Ростехрегулировании национальные стандарты; создается Учебный центр по подготовке и повышению квалификации персонала для дальнейшей его сертификации на базе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета; создается орган по сертификации персонала в строительстве.

Все вышесказанное касается сертификации персонала в национальной Системе добровольной сертификации персонала Российской Федерации, в которой РОСП уполномочена Ростехрегулированием проводить работы по сертификации персонала. Кроме того, нами разработана и Ростехрегулированием зарегистрирована Северо-Западная региональная система добровольной сертификации персонала «Регионпрофсертификация», которую можно рассматривать как достаточную для работы в нашем регионе, так и базовую для дальнейшей сертификации в национальной системе. Сертификация персонала в системе «Регионпрофсертификация» не только признается системой «Петербургская марка качества», но и является одним из условий получения сертификата как на продукцию, так и на услуги. ГоЦИСС уполномочен в рамках системы «Петербургская марка качества» проводить сертификацию персонала в качестве органа по сертификации персонала. Знак системы «Петербургская марка качества» и система «Регионпрофсертификация» официально признаются администрацией СПб как городской брэнд качества и будут поддерживаться административными ресурсами при продвижении знака и осуществлении рекламных кампаний систем.

В настоящее время ведется разработка квотирования сертифицированного персонала для получения сертификата системы «Петербургская марка качества». Очень важным вопросом для руководителей является вопрос о том, как закрепить подготовленный и сертифицированный персонал. Один из предлагаемых нами способов: если заказчиком сертификации персонала является юридическое лицо, то и владельцем сертификатов будет юридическое лицо. Мы надеемся, что впереди у нас совместная, необходимая и очень полезная работа.

Дата: 03.10.2006
Н. Н. Кухарчик, Е. Я. Ефимова
"Петербургский строительный рынок" 9 (93)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!