|
|||||
1 стр. из 1 Как известно, к 2010 г. государство снимет с себя ряд полномочий по контролю и развитию ряда отраслей экономики, в том числе — строительного комплекса. Эти функции должны будут взять на себя так называемые саморегулируемые организации — ассоциации, объединяющие предприятия по каждой из отраслей. По замыслу Правительства РФ, предприятия и организации, объединенные в отраслевые союзы, смогут самостоятельно регулировать порядок взаимодействия с заказчиками, более гибко реагировать на появление новых технологий и материалов и получат реальные рычаги для работы над повышением общего уровня качества своих услуг. Конечно, государство не полностью отказывается от контроля за отраслями. Так, в строительном секторе на смену привычным ГОСТам и СНиПам — впрочем, уже сегодня имеющим рекомендательный характер, — придут технические регламенты. Стоит ли говорить, что очередная новация властей вызывает весьма серьезные опасения общественности, уже вдосталь «сытой» различными реформами, которые должны вывести в «светлое капиталистическое завтра»… Однако строители Ленинградской области, входящие в ассоциацию «ЛенОблСоюзСтрой», уверены, что от передачи ряда государственных функций отраслевым ассоциациям потребители услуг строительного рынка — инвесторы, заказчики, дольщики — только выиграют. «ЛенОблСоюзСтрой» как ответ на «вызов времени» Проблемы контроля качества строительных работ в новых условиях, когда ряд функций Росстроя примут на себя сами строители, мы обсудили с руководителем Союза строительных организаций Ленинградской области «ЛенОблСоюзСтрой» А. В. ЛЕБЕДИНСКИМ. — Алексей Валерьевич! Прежде чем перейти к основной теме нашего разговора, пожалуйста, расскажите немного об областной ассоциации строителей и ее деятельности. — «ЛенОблСоюзСтрой» как общественная некоммерческая организация, созданная для решения задач по организации строительного рынка Ленобласти, был учрежден в июле 2003 г. Обратимся к нашей недавней истории. В 1990-х экономика страны, соответственно и Ленобласти, рухнула, объемы строительства упали до минимума, и многие строительные компании развалились. Затем, после «дефолта» в 1998 г., экономика региона начала постепенно возрождаться. В Ленинградскую область хлынули строительные фирмы и фирмочки (как однажды образно выразился губернатор Ленобласти В. П. Сердюков — «от Ростова до Находки»): не известно где зарегистрированные, не платящие налоги в бюджет области, не предоставляющие рабочие места жителям области, не отвечающие ни за инфраструктуру, ни за дороги, ни за экологию… Это негативное явление потребовало от регио-нальных компаний, которые не могли закрыть все потребности рынка, сплотить ряды. Идея создать Союз, буквально, «висела в воздухе», и в определенный момент вице-губернатор Ленобласти Александр Александрович Брахно (сейчас — советник губернатора Ленобласти) предложил мне взяться за создание такой организации. Возглавляемая мною компания «Завод металлоконструкций» взяла на себя решение организационных вопросов, юридическое оформление и регистрацию Союза строителей Ленинградской области. Главная задача, которая стоит перед нашим Союзом, — это поддержка строительных подрядных компаний и производителей строительных материалов на отраслевом рынке. Для ее решения мы занимаемся информационным обеспечением строительного рынка Ленобласти, осуществляем прямую поддержку предприятий — членов Союза — при получении ими госзаказов, организуем обмен опытом в секциях, и так далее. Кроме того, в составе «ЛенОблСоюзСтроя» учрежден Экспертный совет по определению надежности компаний, который оказывает информационную помощь тендерной комиссии. Наша задача — формирование строительного рынка Ленобласти — Алексей Валерьевич, каков же вклад «ЛенОблСоюзСтроя» в повышение качества строительных работ? — По федеральному закону «О промышленном регулировании», в перспективе до 2010 г. Правительство РФ должно прекратить выполнение не свойственных ему функций, в том числе — и в строительном секторе. Советский опыт, хоть и имел достаточно много положительных аспектов, которые сегодня необходимо возродить, но как система глобального государственного контроля за каждой коробкой гвоздей, за каждым молотком — в целом оказался малоэффективным. По-этому многие функции: нормотворческие, контролирующие и другие, исполняемые сегодня органами госвласти, постепенно будут переходить к саморегулирующимся общественным, профессиональным организациям. Сегодня уже ушли в прошлое времена, когда деятельность каждого предприятия управлялась «напрямую» из отраслевого Министерства. Но не должно быть и хаоса, стихийного рынка, когда заказчик остается «один на один» с подрядчиком… К чему это приводит, мы все наглядно увидели в 1990-х гг. Именно профессиональные ассоциации, имеющие полномочия активно участвовать и в законотворческой деятельности, и в регулировании рынка строительных услуг, и в других вопросах, могут и должны взять на себя контроль за деятельностью региональных рынков. Ведь самим строителям, как и всем профессионалам в своих отраслях, лучше, чем кому бы то ни было, известны все аспекты работы стройкомплекса. И если интересы отдельной компании конкуренты, заказчики, другие хозяйствующие субъекты или власти могут проигнорировать, то профессиональная ассоциация является реальной силой, способной наладить цивилизованный диалог, отстаивать интересы всех участников рынка на всех уровнях. Объединившись, строители получили возможность эффективно влиять на законодательство, регулировать ситуацию на отраслевом рынке. «Рога и копыта» уходят с рынка — В роли учредителей компании «Ленстройсертификация» выступили «ЛенОблСоюзСтрой» и правительство Ленинградской области в лице Областного КУГИ, — продолжает А. В. Лебединский. — Новая организация, в которой участие самих строителей и властей Ленобласти представлено в соотношении 50/50, будет заниматься сертификацией товаров, услуг и самих предприятий на региональном рынке строительства. Напомню, что сертификация — это подтверждение соответствия качества работ, товаров, услуг определенным требованиям. Если раньше эти требования устанавливало государство, принимая ГОСТы и СНиПы, то сейчас эти требования будут устанавливаться техническими регламентами федерального и регионального уровней. В их разработке самое активное участие примут и саморегулируемые организации, но об этом мы поговорим чуть позже. Сейчас губернатор Ленобласти Сердюков В. П. принял распоряжение, согласно которому наличие сертификата, выданного «Ленстройсертификацией» или другой региональной организацией по сертификации, станет серьезным конкурентным преимуществом для предприятия, претендующего на победу в конкурсе и получение подряда. В такой ситуации фирмы-«однодневки», от деятельности которых страдают заказчики, а также репутация строителей Ленобласти, просто не смогут побеждать в конкурсах и выходить на объекты. Сегодня очень важно устранить с рынка фирмы, которые в обиходе называют «рога и копыта» или «стол и стул». Их преимуществом является более низкая стоимость выполнения подрядных работ за счет того, что они платят мало налогов, поскольку у них практически нет материальных фондов (за которые другим компаниям приходится платить в налоговую систему сполна!), выплачивают своим сотрудникам минимальную зарплату и так далее. Некоторые фирмы подобного рода, взяв подряд по низкой цене, сосредоточивают внимание не на его выполнении, а на изыскании неточностей или ошибок в проекте. Благодаря этому удается многократно завысить стоимость сметы… Такое «безобидное» жульничество в итоге приводит к очень болезненным последствиям, когда объекты сдаются не в срок, с многочисленными претензиями, арбитражными разбирательствами. В итоге страдают все, кроме компании, которая сорвала куш — а потом хоть разбегайся… «Ленстройсертификация» (или аналогичная организация) никогда не выдаст сертификат соответствия подобной компании. Нами разработана процедура получения сертификата, в процессе которого всесторонне оценивается потенциал и опыт компании, наличие подготовленных специалистов, техники и другие аспекты. Отсутствие сертификата должно насторожить и конкурсные комиссии, выбирающие подрядчиков на объекты по госзаказу, и частных инвесторов. В целом, как видно из опыта западных стран, рыночная среда работает на пользу потребителей, вынуждая конкурирующие фирмы повышать качество услуг, продукции и снижать расценки. А компании-»однодневки» окажутся в неконкурентных условиях и будут вынуждены либо всерьез взяться за работу, либо просто уйти со строительного рынка. Кроме того, в ближайшей перспективе в нашей стране будет законодательно установлена обязательность страхования строительных рисков для получения подряда (заказа). И страховые компании, безусловно, будут учитывать, есть ли у строительного предприятия сертификат или нет. Если нет, то риски самих страховщиков будут существенно выше и, естественно, суммы страхования строительных рисков также возрастут. Соответственно, такое преимущество фирм-«однодневок», как низкие затраты на обеспечение своей «деятельности» и дешевая цена подряда, будет нейтрализовано высоким процентом по страховке. В итоге, различные «рога и копыта» окажутся в неконкурентных условиях и на рынок смогут выходить только надежные компании. На смену СНиП — технические регламенты — Не приведут ли затраты строительных компаний на сертификацию и страхование к очередному «скачку» цен на продукцию стройкомплекса, на то же жилье? — Оплата за получение сертификата в системе добровольного сертифицирования будет достаточно низкой. В частности, «Ленстройсертификация», поскольку она входит в систему интересов крупных компаний и областного правительства, не ставит цель заработать на оказании этой услуги. Гораздо важнее создать в нашем регионе и поддерживать цивилизованный рынок строительных услуг. — Как будет строиться политика по сертификации компаний, использующих труд гастарбайтеров-нелегалов, большинство из которых не являются профессиональными строителями? — Однозначно, таким компаниям будет труднее получить сертификат соответствия, поскольку в процедуре его получения важное место занимает анализ именно кадрового состава, наличие профессионально подготовленных рабочих. Другое дело, что сам процесс легализации гастарбайтеров сегодня крайне сложен. Многие компании и рады бы, да не могут себе позволить легализовать своих рабочих. Ленобласти сегодня крайне не хватает рабочих рук, и необходимо максимально упростить систему легализации рабочих из бывших советских республик. Тогда будет проще привлекать именно специалистов, квалифицированных рабочих, а не «кого попало»… — Алексей Валерьевич, если строительные компании будут самостоятельно устанавливать «планку качества», то не может ли возникнуть своего рода «сговор» по занижению этих требований? Ведь более высокое качество как правило требует и более высоких затрат на его обеспечение… — У крупных компаний — серьезных подрядных и производственных организаций — возможен «сговор» только по ужесточению требований к качеству. Для них основной угрозой являются как раз таки недобросовестные стройфирмы, которые своими низкими ценами и разрушают строительный рынок. Серьезные компании заинтересованы в вытеснении некачественных и неоправданно дешевых услуг с рынка и поэтому они постараются ужесточить требования до такого уровня, который более слабым конкурентам будет просто не по плечу. Это подтверждает и опыт западных стран, где острая конкурентная борьба приводит только к ужесточению требований и повышению планки качества. Естественно, все эти задачи стоят и перед «ЛенОблСоюзСтроем». Но я уверен, с этой задачей мы вместе со строительными организациями и предприятиями стройиндустрии справимся. Возрождая старые традиции… — Интересно было бы узнать о западном опыте участия саморегулируемых организаций в управлении отраслями. В отличие от нашей страны, пережившей в начале и в конце XX века две радикальные «ломки» всего хозяйственного уклада, эта традиция на Западе не прерывалась со времен средневековых цехов и гильдий… — Возьмем в качестве примера нашего ближайшего соседа — Финляндию. Там есть общефинская Ассоциация строительных организаций, в которую входит более тысячи компаний. Не так давно они отмечали 100-летие своей ассоциации, созданной еще в те времена, когда Финляндия была в составе Российской империи… Сегодня мы должны очень многому научиться у тех, кто ушел далеко вперед, — у западных стран. Но, убежден, одновременно необходимо самым тщательным образом восстановить и все полезное, нужное, что было наработано в доперестроечный период в СССР. Не следует огульно отказываться от всего советского опыта и снова сначала «разрушить до основания, а затем…». Пора уже начать учиться хотя бы на собственных исторических ошибках и понимать, что ни к чему хорошему такой подход не приведет. Словом, строительным союзам и ассоциациям предстоит проделать очень большую работу — что-то возродить, что-то перенять, что-то нарабатывать заново… Российское законодательство постепенно совершенствуется, и, уверен, саморегулирующиеся организации получат все необходимые «рычаги», чтобы поднять отечественный строительный комплекс на общемировой уровень. Дата: 03.10.2006 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 9 (93)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||