Новое жилье – для проживания или для вложения средств?

1 стр. из 1

В национальном проекте «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» не учитывается то обстоятельство, что большая часть строящегося жилья используется в качестве объектов для вложений денежных средств, — так считает вице-губернатор Ленинградской области Григорий ДВАС.

«В принципе, приоритетный национальный проект развития жилищного строительства в том виде, в котором он сегодня продекларирован и продвигается Правительством РФ, реализовать возможно, — отметил на состоявшейся 25 июля в «Интерфаксе» пресс-конференции Григорий Двас, — даже если речь идет о строительстве в нашей стране 85 млн. кв. м жилья в год. Однако если проанализировать существующую ситуацию, то вопрос отнюдь не в том, сколько построят квадратных метров жилья, а в том, какое количество их пойдет на улучшение жилищных условий населения».

Примерно 60% построенного сегодня жилья используется не в качестве жилищ, а как объекты для вложения финансовых средств. Соответственно, они имеют большую предельную цену (поскольку используются для вложения средств в фондовый рынок), чем жилье, приобретаемое в качестве жилья. Вместе с тем для улучшения жилищных условий населением фактически приобретается не более 40% жилья. Если ставится задача удовлетворить потребность населения именно в жилье, то необходимо существенно снизить цену — больше, чем предлагают представленные в рамках национального проекта программы. Ведь исходя из уровня жизни в большинстве регионов России нельзя говорить о жилье по 600–700 USD за кв. м как о доступном.

Таким образом, чтобы реализовать задачи, поставленные Президентом РФ В. В. Путиным, и задействовать строящееся жилье в качестве жилища, необходимо четко отделить жилье для фондового рынка от жилья для проживания, как считает Григорий Двас.

Однако существующая программа не предполагает такого разделения, и все строящееся жилье автоматически будет выполнять две функции. Следовательно, сколько бы жилья не строилось в стране, большая его часть пойдет на фондовый рынок. И никакого отношения к улучшению уровня жизни россиян оно не имеет.

Чтобы жилье перестало служить объектом вложений фондового рынка, государство должно предложить своим гражданам, банкам и коммерческим организациям более интересный финансовый инструмент, способный изменить ситуацию таким образом, когда произойдет отток средств из задействованной сегодня жилищной части фондового рынка (хотя это и может привести к совершенно непредсказуемым последствиям с точки зрения цены на жилищные площади).

Наряду с этим, вероятно, следует вести строительство жилья за государственный счет для его последующей передачи по договору социального найма, как предлагает Г. Двас. В этом случае жилье в принципе не сможет попасть на фондовый рынок и стать предметом перепродажи. Но эту задачу возможно решить только на уровне Российской Федерации, а не отдельных ее субъектов. Тогда благодаря соответствующим поправкам в законодательство, национальный проект будет трактоваться как программа строительства социального жилья, передаваемого по социальному найму.

Характеризуя уровень развития строительного комплекса Ленинградской области, Г. Двас отметил, что необходимо по отдельности рассматривать стройиндустрию и строительно-монтажный комплекс. В части производства строительных материалов стройиндустрия Ленобласти по большинству видов продукции как нерудных стройматериалов (щебень, песок, строительный камень и другие), так и по производству готовой продукции (железобетон, комплектующие для панельного домостроения) имеет неплохой резерв. Этот сектор устойчиво развивается, вводятся в строй новые предприятия и есть все основания предполагать, что данная тенденция прироста объемов производства и расширения ассортимента сохранится и на ближайшие годы.

Однако тот сектор стройкомплекса, который непосредственно выполняет строительно-монтажные работы на объектах, не достаточно развит. Одной из проблем, тормозящих его развитие, является серьезная проблема с кадрами. Это связано, в частности, с неблагоприятной демографической ситуацией. Достаточно большой объем работ выполняется гастарбайтерами, которых необходимо легализовать для того, чтобы застройщикам не было выгодно держать их на положении рабов, экономить на смете и «сбивать» расценки на оплату труда для местного населения.

Со своей стороны правительство Ленинградской области работает и над привлечением дополнительных рабочих рук в строительный комплекс, и над изменением системы подготовки кадров в ПТУ, техникумах и отраслевых вузах. «Есть задание губернатора Ленобласти В. П. Сердюкова по перепрофилированию профессиональных образовательных учреждений, чтобы обес-печить подготовку работников именно тех специальностей, которые сегодня наиболее востребованы в Ленобласти, — отметил Григорий Двас. — Естественно, все строительные специальности попадают в этот перечень». Конечно, демографический фактор будет оказывать свое негативное влияние на ситуацию в строительном комплексе, однако есть надежда, что постепенно эту ситуацию удастся преломить к лучшему.

Дата: 03.10.2006
Вадим Ежов
"Петербургский строительный рынок" 9 (93)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!