Как организовать профессиональное обучение специалистов и наладчиков приборов безопасности подъемных кранов?

1 стр. из 1

Для снижения аварийности и травматизма при производстве грузоподъемных работ недостаточно только оснащения кранов приборами безопасности. Дополнительно необходимы правильная наладка вновь установленных приборов на кране и поддержание их технического состояния на необходимом уровне в процессе эксплуатации крана, включая своевременное и квалифицированное проведение технического обслуживания и ремонта. Для выполнения этих работ, согласно п. 9.4.14 ПБ 10-382–00, необходимы подготовленные специалисты.

По данным Ростехнадзора, в настоящее время для подготовки и переподготовки специалистов к работе с приборами безопасности грузоподъемных кранов в эксплуатации существует около 15 учебных организаций. Этого, по нашему мнению, явно недостаточно для огромной территории России. В отдельных регионах России, включая южные районы и удаленные районы Крайнего Севера, нет ни одной учебной организации такого профиля.

Крайне ограниченное число учебных организаций проводит обучение считыванию и обработке информации с регистраторов параметров. Нам неизвестны организации, которые проводили бы обучение работе с приборами безопасности зарубежного производства.

Существуют также серийно выпускаемые отечественные приборы безопасности, обучение работе с которым действующие учебные организации практически не проводят. Это вынуждает изготовителей приборов отвлекаться от своего основного дела и самостоятельно заниматься дополнительным обучением специалистов.

Подготовка и переподготовка специалистов к работе с приборами безопасности является платной и, соответственно, представляет собой определенную сферу бизнеса. Нетрудно заметить, что ограниченное количество предприятий, действующих в какой-либо сфере бизнеса, в рыночных условиях обусловлено как правило избыточными административными барьерами, препятствующими созданию и развитию таких предприятий.

Другой причиной явно неблагополучного состояния дел с обучением специалистов и наладчиков приборов безопасности является, на наш взгляд, практически полное отсутствие каких-либо методических материалов по созданию таких учебных учреждений (предприятий, организаций).

Задачей настоящей статьи является частичное восполнение этого пробела.

Невозможно дать исчерпывающие рекомендации по широкому спектру вопросов, связанных с организацией обучения специалистов по обслуживанию приборов безопасности. Более того, в свете проходящей в настоящее время реформы технического регулирования, отдельные утверждения в настоящей статье могут оказаться спорными либо не в полной мере отвечающими реалиям сегодняшнего дня. Поэтому данную статью следует рассматривать лишь в качестве некоего алгоритма, описывающего один из возможных вариантов действий по организации такого обучения.

По вопросам обучения специалистов, в том числе для выполнения работ на объектах, подконтрольных Ростехнадзору России, существует ряд федеральных законов и нормативных правовых актов — Правил, Положений, РД и т. п. В начале 2006 г. начал распространяться также сборник нормативных документов Ростехнадзора: «Приборы безопасности грузоподъемных машин. Серия 10. Выпуск 66 / Колл. авт. — М.: ФГУП НТЦ «Промышленная безопасность», 2005. —432 с.», содержащий документы, касающиеся вопросов подготовки специалистов.

Если вы намерены организовать обучение специалистов и наладчиков приборов безопасности, то можно дать универсальную рекомендацию относительно того, как следует действовать, чтобы максимально эффективно решить эту задачу и не утонуть в море регламентирующих документов, порой противоречащих друг другу и создающих административные препятствия при организации такой подготовки. Ее суть — неукоснительно соблюдайте все законы и нормативные правовые акты, а требования незаконно принятых документов исполняйте лишь в том случае, если это соответствует вашим интересам.

Практика показывает, что попытки обойти какое-либо требование действующего закона или нормативного правового акта приводят, в конечном счете, к более существенным издержкам, чем его неукоснительное исполнение. Если, например, инспектор по пожарному надзору МЧС выявил какие-либо нарушения «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ-01–03) в организованном вами учебном классе и выдал предписание по их устранению, то нужно направить свои усилия на безусловное исполнение этого предписания и не пытаться каким-либо образом «договориться» с инспектором. То же самое относится и к взаимоотношениям с органами государственной власти в сфере образования и промышленной безопасности.

Важно отметить, что вы обязаны соблюдать лишь законы и нормативные правовые акты, а также указания местных органов исполнительной власти, включая территориальное УТЭН Ростехнадзора и территориальный орган управления образованием, адресованные вам и направленные на исполнение этих законов и нормативных правовых актов. Прочие документы могут быть лишь рекомендательными. Вы вправе не исполнять их требования, если это ущемляет ваши интересы.

Согласно «Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009, и «Разъяснениям…» об их применении, утв. приказом Минюста РФ от 14.07.1999 г. № 217, нормативный правовой акт — это официальный документ, принятый федеральным органом исполнительной власти РФ и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под которыми принято понимать общеобязательные государственные предписания, рассчитанные на многократное применение. Нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Их издание в виде писем не допускается. Не допускается также издание нормативных правовых актов структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и тем более частными организациями.

Прежде чем исполнять требование какого-либо документа, ущемляющего ваши права, в том числе документа, претендующего на статус «нормативного», убедитесь, действительно ли он является общеобязательным государственным предписанием. Для этого достаточно посмотреть, в какой форме он принят и находится ли принятие этого документа в пределах компетенции принявшего его органа.

Например, в сборнике нормативных документов Ростехнадзора «Приборы безопасности грузоподъемных машин. Серия 10. Выпуск 66» приведено разработанное ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» РД СМА-003–04 — «Типовое положение об учебной организации, осуществляющей подготовку специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин». Но опубликование РД СМА-003–04 в сборнике нормативных документов Ростехнадзора вовсе не означает, что вы обязаны неукоснительно соблюдать требования этого документа. Поскольку «Правила подготовки нормативных правовых актов…» не допускают возможности их принятия частными организациями, любые РД СМА, разработанные ООО НТЦ «Строймашавтоматизация», имеют для вас только рекомендательный характер. Тот факт, что они согласованы с Управлением технического надзора Ростехнадзора России, не имеет значения. Нормативный правовой акт должен быть не согласован, а принят Ростехнадзором. Причем Управление технического надзора (в настоящее время Управление строительного надзора) как структурное подразделение Ростехнадзора не вправе принимать такие акты. Этими полномочиями в Ростехнадзоре обладает лишь его руководитель — К. Б. Пуликовский.

Другой пример — в упомянутом сборнике нормативных документов Ростехнадзора указано, что все преподаватели Учебных центров, проводящие занятия по приборам безопасности, должны пройти обучение и аттестацию в Негосударственном образовательном учреждении ИЦ «Строймашавтоматизация». Но при этом не существует какого-либо документа (приказа, распоряжения, инструкции или постановления), подписанного руководителем какого-либо Федерального органа исполнительной власти РФ — Ростехнадзора или Министерства образования и науки РФ. Следовательно, данный документ также не является общеобязательным государственным предписанием и не может быть обязательным для исполнения.

Частные предприятия являются равноправными хозяйствующими субъектами. Услуги НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация» являются платными и осуществляются на основе договора (в письменной или устной форме) с вашим предприятием. Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, «юридические лица свободны в заключении договора», а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор прямо предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Преподаватели могут пройти обучение в любой учебной организации соответствующего профиля, а аттестацию — в комиссии УТЭН Ростехнадзора вашей области. Поэтому если вы не испытываете потребности в услугах какой-либо частной организации, то вас никто не может заставить заключить договор с этой организацией и, соответственно, оплачивать ее услуги.

Органы исполнительной власти РФ, включая территориальный УТЭН Ростехнадзора, орган управления образованием в вашей области, территориальное управление пожарной службы МЧС и т. д.,вправе контролировать вашу деятельность в пределах их компетенций. Но при этом, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», взимание органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц за проведение мероприятий по контролю не допускается. Исключением из этого может быть лишь возмещение расходов на проведение исследований и экспертиз и только в случае выявления ваших нарушений каких-либо обязательных требований.

Путем неукоснительного соблюдения требований действующих законов и нормативных правовых актов, выполнения указаний органов исполнительной власти вашего региона, а также игнорирования неправомерно изданных документов, создающих препятствия для вашей деятельности, можно существенно упростить и ускорить процесс организации учебного центра, учебной организации или учебного подразделения на вашем предприятии.

Начало организации обучения специалистов состоит в получении однозначных ответов на вопросы к самому себе: обучение (подготовку к работе) каких именно специалистов, чьих работников и на каком уровне вы хотите организовать?

Действующее законодательство допускает возможность создания частного образовательного учреждения для подготовки специалистов любого образовательного уровня (образовательного ценза), включая среднее и высшее профессиональное образование с выдачей дипломов государственного образца. Но сложности создания образовательного учреждения возрастают по мере роста образовательного уровня (ценза) его выпускников.

Вы можете ограничиться профессио-нальной подготовкой специалистов. Такая подготовка, согласно п. 1 ст. 21 Закона РФ от 13.01.1996 г. № 3266-1 «Об образовании», имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

В этом случае организуется «учреждение дополнительного образования взрослых» (п. 4 ст. 12 закона «Об образовании»), осуществляющее профессио-нальную подготовку к работе с приборами безопасности тех специалистов, которые ранее уже прошли подготовку в каких-либо учебных заведениях и имеют документы государственного образца об уровне образования и квалификации. Целесообразно проводить профессио-нальную подготовку специалистов близкого профиля — наладчиков КИП и автоматики, слесарей-электромонтажников, наладчиков строительных машин, слесарей по ремонту оборудования и т. п. (по классификатору ОК 016–94).

Далее, если вы планируете организовать профессиональную подготовку с выдачей документа об образовании, то необходимо получить лицензию на образовательную деятельность. Причем если планируется подготовка специалистов только своего предприятия, то достаточно организовать образовательное подразделение в вашем предприятии. Если же планируется проводить профессиональную подготовку работников других предприятий, то необходимо организовать отдельное предприятие — образовательное учреждение.

Все вопросы создания и организации деятельности такого учреждения можно решить на региональном уровне, не обращаясь в Москву.

С целью повышения стабильности и рентабельности работы образовательного учреждения целесообразно расширить сферу его деятельности.
Согласно п. 9.4.14 ПБ 10-382–00, специально обученные рабочие требуются для «выполнения обязанностей крановщика, помощника крановщика, слесаря, электромонтера, наладчика приборов безопасности, стропальщика». Такое расширение сферы деятельности связано с дополнительными сложностями. Очевидно, что для профессиональной подготовки крановщиков, их помощников и стропальщиков вам дополнительно потребуется свой собственный или арендованный грузоподъемный кран, зарегистрированный в Ростехнадзоре, и разрешение на пуск этого крана в работу. Но одновременно это позволит вам повысить эффективность образовательной деятельности. Вы сможете, например, проводить обучение крановщиков работе с новыми и, по мере возможности, с зарубежными приборами безопасности.

Организация образовательного учреждения производится по регистрационному принципу и регламентирована ст. 33 закона «Об образовании». Она имеет лишь одно существенное отличие от создания предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью —образовательное учреждение, согласно п. 1 ст. 11-1 закона «Об образовании», может быть создано только в форме некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Устав и учредительный договор некоммерческой учебной организации должны соответствовать требованиям Федерального закона от 12.01.1996 г.№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и «Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610.

Разработанное ООО НТЦ «Строймаш-автоматизация» Типовое положение об учебной организации… (РД СМА-003–04), как уже отмечалось, не может быть обязательным для исполнения.

Более того, оно противоречит Типовому положению об образовательном учреждении…, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610, что следует из письма-разъяснения Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 28.07.2006 г. № 03-1554. Если вы будете руководствоваться РД СМА-003–04, то вас можно будет привлечь к ответственности за неисполнение требований действующего нормативного правового акта, утвержденного Постановлением Правительства № 610. За такое нарушение у вас могут отозвать лицензию на образовательную деятельность.

Для упрощения разработки устава и учредительного договора образовательного учреждения можно изучить аналогичные документы любой уже действующей образовательной (учебной) некоммерческой организации. Они не являются конфиденциальными. Вы можете направить запрос в региональную налоговую инспекцию, в которой зарегистрировано любое известное вам учебное заведение типа НОУ ТЦ «Обучение», НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация» и т. д. и, заплатив порядка 400 руб., получить копии его устава и учредительного договора. Далее по их образу и подобию можно составить свои учредительные документы и зарегистрировать их в своей налоговой инспекции.
После регистрации образовательного учреждения можно приступать к следующему шагу — к получению на это учреждение (предприятие) лицензии на образовательную деятельность.

Лицензия на образовательную деятельность для предприятий профессиональной подготовки выдается государственными органами управления образованием субъектов РФ на основании Постановления Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». Для ее получения вы должны обратиться в Министерство образования вашей области или республики и предоставить документы по перечню, указанному в этом «Положении о лицензировании…». Они включают: а) заявление; б) копию устава и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; в) справку о постановке на налоговый учет; г) сведения о структуре образовательного учреждения, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся;д) сведения о наличии необходимых зданий и помещений; е) заключения органов государственной санитарно-эпидемио-логической и противопожарной служб о пригодности зданий и помещений для образовательной деятельности, разрешение Ростехнадзора на пуск грузоподъемного крана в работу (при наличии крана);ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, согласованную с УТЭН Ростехнадзора вашей области; з) сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении; и) сведения о кадровом обеспечении и квалификации педагогических работников; и, наконец, к) опись документов, представленных для получения лицензии. В этом же «Положении о лицензировании…» приведены формы некоторых перечисленных документов.

Отметим, что этот перечень документов является исчерпывающим — п. 13 «Положения о лицензировании…» запрещает требовать от соискателя лицензии предоставления документов, не предусмотренных этим «Положением…».

Из этого следует, что любое требование о предоставлении какого-либо дополнительного документа для получения образовательной лицензии является незаконным административным барьером на пути создания образовательных учреждений. В частности, ООО НТЦ «Строймашавтоматизация», ссылаясь на полномочия «головной организации по приборам безопасности», считает необходимым наличие «Акта о готовности Учебного центра к образовательной деятельности в области приборов безопасности грузоподъемных машин», подготовленного комиссией ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» либо комиссией с ее участием. Однако мнение частной организации, противоречащее утвержденному Правительством РФ Положению о лицензировании…, вы вправе не принимать во внимание, даже если оно и опубликовано в официальном издании Ростехнадзора. Это подтверждает и упомянутое письмо-разъяснение Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 28.07.2006 г. № 03-1554.

Необходимо учесть, что деятельность образовательных учреждений, направленная на подготовку кадров по обеспечению промышленной безопасности производственных объектов, согласно РД 03-444–02, хотя и не в полной мере, но подконтрольна Ростехнадзору. В частности преподаватели учебной организации должны пройти обучение и аттестацию в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора (п. 23 РД 03-444–02) на знание требований промышленной безопасности.

В состав такой комиссии, по приказу руководителя территориального УТЭН Ростехнадзора, наряду с представителями Ростехнадзора могут быть включены представители научных, проектных, экспертных и учебных организаций. Соответственно, в работе территориальной аттестационной комиссии возможно участие любой организации, в том числе частной. Но не по вашей инициативе, а только по решению и приказу территориального УТЭН Ростехнадзора.

После предоставления всех документов на получение лицензии на образовательную деятельность, лицензирующим органом —территориальным органом управления образованием — создается экспертная комиссия и проводится экспертиза. Ее цель —установление соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников учебной организации, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Включение в состав этой комиссии представителей Ростехнадзора и тем более головных организаций по краностроению не предусмотрено.

При положительных результатах экспертизы выдается лицензия. Вы должны оплатить небольшие расходы, связанные с ее проведением и изготовлением бланка лицензии. Порядок определения размеров этой оплаты установлен Приказом Миноб-разования РФ от 13.04.2001 г. № 1690.

Получение лицензии на образовательную деятельность завершает процесс создания образовательного учреждения.

Контроль деятельности созданного вами образовательного учреждения, согласно ст. 29 закона «Об образовании», включая организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников входит в компетенцию органа управления образованием того субъекта РФ, на территории которого находится ваше образовательное учреждение. Причем, в соответствии со ст. 30 закона «Об образовании», эта компетенция «не может быть изменена иначе как законом». В п. 14 Положениия о лицензировании… также указано, что контроль соблюдения образовательным учреждением условий, предусмотренных лицензией, обеспечивает тот уполномоченный орган исполнительной власти РФ, который выдал эту лицензию.

Для переподготовки и повышения квалификации преподавателей можно обратиться в ближайшее к вам учебное заведение, например в университет приборостроительного профиля, а переаттестацию пройти в комиссии при территориальном УТЭН Ростехнадзора.

Никто не вправе обязать вас привлекать для решения ваших задач какую-либо частную организацию. Но это вовсе не означает, что этого не следует делать. Не все вопросы целесообразно решать собственными силами. Образовательное учреждение как хозяйствующий субъект вправе привлечь любую частную организацию для поставки товаров или оказания услуг. Это может быть разработка и изготовление учебных стендов, подготовка курсов лекций, разработка новой методики обучения и т. д.

Подготовка должна включать в себя изучение:
а) федеральных законов (в первую очередь закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…»), нормативных правовых актов (ПБ 03-517–02, ПБ 10-157–97, ПБ 10-382–00, ПБ 10-257–98, ПБ 10-611–03, РД 10-208–98 — с изменениями № 1 [РДИ 10-474(208)-02], РД 10-399–01, РД 10-525–03, РД 7-75–96 —с изменением № 1 [РДИ 7-87(75)—02], РД 7-88–02 и т. п.) и общих вопросов промышленной безопасности, относящихся к компетенции обучаемого специалиста;
б) технической документации на конкретные типы приборов безопасности, самих приборов безопасности, контрольно-диагностического оборудования и навыков работы с ними.

Не нужно забывать и про безопасность труда (ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).

Вы вправе самостоятельно разработать и согласовать с Ростехнадзором учебную программу на основе существующих типовых программ. Самостоятельно также можно разработать расписание и порядок учета занятий, форму удостоверений и экзаменационные билеты.
Подготовка специалистов должна оканчиваться их аттестацией в комиссии, созданной в этом же образовательном учреждении и возглавляемой одним из его руководителей. При первичной аттестации специалистов в состав аттестационной комиссии, согласно п. 9.4.19 ПБ 10-382–00, должен входить представитель территориального УТЭН Ростехнадзора. При проведении повторной аттестации, необходимость участия в работе аттестационной комиссии представителя территориального УТЭН Рос-технадзора решается этим территориальным органом (п. 22 РД 03-444–02).

Но при этом следует учитывать, что контроль деятельности учебных организаций в части порядка обучения, подготовки и аттестации работников, согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401, не входит в сферу обязанностей и полномочий Ростехнадзора и тем более головных организаций по краностроению. Поэтому территориальное УТЭН Ростехнадзора вправе не направлять своего представителя для работы в составе аттестационной комиссии, а образовательное учреждение вправе проводить аттестацию своих выпускников без участия этого представителя. Тем не менее следует не избегать, а максимально привлекать территориальное УТЭН Ростехнадзора к работе вашего образовательного учреждения. Ростехнадзор заинтересован в обеспечении качества обучения. Соответственно, замечания и предложения его представителей для вас будут полезными и их нельзя игнорировать.

Целесообразно также активно сотрудничать с предприятиями-изготовителями приборов безопасности — запрашивать у них материалы по приборам безопасности, образцы приборов, информацию о новинках и т. д. Полезно согласовать с ними программы подготовки специалистов и наладчиков, курсы лекций и методики практических занятий. По крайней мере со стороны ООО НПП «Резонанс» вы найдете понимание ваших текущих пожеланий и проблем.

И в заключение наш совет — ни в коем случае не экономьте на качестве подготовки и не останавливайтесь на достигнутом.

Пункт 20 РД 03-444–02 требует разработки, документирования и обеспечения функционирования в вашем образовательном учреждении внутренней системы качества подготовки специалистов. В идеале, по ГОСТ Р ИСО 9001–2001, это сводится к реализации в вашем учебном учреждении непрерывных циклов PDCA (Plan-Do-Check-Act) доктора Деминга: «Планирование работы — Исполнение плана — Анализ полученных результатов — Разработка корректирующих действий, направленных на улучшение деятельности», и далее по следующему кругу.
Следование этому принципу означает, что нужно не только давать выпускникам максимум того, что в ваших силах на сегодняшний день, но и стремиться к непрерывному улучшению вашей деятельности. Пусть небольшие, но непрерывные улучшения деятельности образовательного учрежде-ния — гарантия успеха всего мероприятия.

Дальнейшим шагом, направленным на повышение конкурентоспособности и улучшение качества подготовки, является добровольная аккредитация вашего образовательного учреждения в Системе экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности.
Получить консультации по вопросам, не отраженным в данной статье, вы можете в ООО НПП «Резонанс» (www.rez.ru, г. Челябинск).

Дата: 19.09.2006
В. А. Коровин
"Федеральный строительный рынок" 5 (54)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!