|
|||||
1 стр. из 1 Московская реставрационная компания «Смирвальд» по-настоящему уникальна. И не только потому, что ее специалисты выполняют уникальные работы по спасению и воссозданию предметов старины. «Смирвальд» — единственная компания в России, которая создала и продолжает пополнять экспонатами частный Музей мебели. Наш собеседник — генеральный директор фирмы Валентин Смирнов. –Валентин Владимирович, расскажите, пожалуйста, немного о том, как все начиналось: как создавалась Ваша фирма, как Вы решили открыть музей. — Начать, пожалуй, следует с того, что реставрационная деятельность имеет довольно серьезные традиции в моей семье. Реставрацией занимались и мой отец, и мои старшие братья. Можно сказать, что мой интерес к ней — явление наследственное. Чтобы заниматься этим делом, нужно не просто иметь какие-то профессиональные навыки; необходим настоящий, неподдельный интерес к произведениям искусства прежних веков, надо чувствовать старинную вещь, видеть ее неповторимую красоту и стремиться сохранить ее для потомков. Когда в нашей стране началось ко-оперативное движение, мы с единомышленниками одними из первых, еще в 1988 г., создали кооператив, специализировавшийся на реставрационных и скульптурных работах. Заказы, в том числе и достаточно интересные, появились практически сразу, и работа шла вполне успешно. Но через некоторое время стали очевидны недостатки кооперативного принципа партнерства в том виде, как оно тогда развивалось. Поняв это, в 1989 г. я решил создать свою семейную компанию, получившую имя «Смирвальд» (условно это название можно расшифровать как «Смирнов Валентин и дети»). Старые связи с партнерами сохранились, заказов было достаточно много. Опираясь на востребованность наших услуг, удалось сформировать высокопрофессиональный коллектив работников фирмы. В него вошли мастера из таких организаций, как «Союзреставрация», «Росреставрация» и др. За прошедшие годы штат сотрудников постепенно менялся, в том числе и по количеству, но одно оставалось традиционным и неизменным — мастерство людей, работавших в «Смирвальде», и их интерес к искусству реставрации. Некоторые из тех, с кем мне довелось работать, ныне создали свои фирмы, но то, что отличает настоящего реставратора — неподдельную любовь к своему делу — сохранили все. Мастера «Смирвальда» работали практически во всех музеях Москвы, а также многих других городов, прежде всего решая задачи по нашей основной специализации — реставрации и восстановлению старинной мебели и других предметов интерьера. Как несложно понять, эта деятельность требует специфических знаний и навыков, богатого опыта и понимания всей специфики особенностей работы. Для того чтобы не только самим преуспеть на этом поприще, но и передать накопленный опыт молодым специалистам, при нашей фирме создается школа реставрации. — Когда же и как появился ваш Музей мебели? — Идея его создания возникла довольно давно — еще в первые годы нашей деятельности. Как известно, в 20-х гг. прошлого столетия в Москве существовал подобный музей. Основу его собрания составляла коллекция известного дореволюционного предпринимателя и мецената Владимира Осиповича Гиршмана, а также мебель из национализированных советской властью дворцов, особняков и усадеб. Однако этот музей просуществовал совсем недолго. В 1926 г. его ликвидировали, а собранную ценнейшую коллекцию растащили по различным советским ведомствам и конторам. Там, к сожалению, прекрасные образцы мебельного искусства со временем пришли в негодность и зачастую просто выбрасывались. Так московский Музей мебели прекратил свое существование. Мысль о его возрождении возникла у меня практически с самого начала деятельности компании «Смирвальд». Причину этого понять не сложно. Наши будущие экспонаты попадали к нам самыми различными путями. Мы покупали их в комиссионках и на «барахолках», куда они попадали обычно в совершенно изувеченном виде, и только опытный глаз реставратора мог разглядеть в темных, не раз крашеных, перекосившихся секретерах или стульях образцы высокого мастерства мебельщиков минувших веков. Нам отдавали или продавали их люди, знавшие, что мебель старинная, но не имевшие средств восстановить ее для себя; приносили молодые люди, не знавшие куда деть «дедовский хлам»… Мы же прекрасно понимали ценность того или иного предмета, имели навыки, необходимые для его восстановления в первозданном виде, а значит, не могли этого не делать. На восстановление «руинированных» предметов порой уходили годы кропотливого труда, после чего даже бывший владелец не мог узнать свой столик или стул, а ценность их становилась очевидна каждому. Но возникал вопрос: что делать с мебелью дальше? — И Вы решили, что место им в музее? — Конечно! Но одного решения тут мало. Музей ведь необходимо где-то разместить. Вот это здание и решено было использовать под Музей мебели. Впрочем, в том виде, в котором оно нам досталось после предыдущего владельца — типографии «Восход», под наши цели оно совершенно не подходило. Здание было фактически полностью разрушено, от исторических интерьеров не осталось и следа, помещения были перестроены под технические нужды. Восстановить усадьбу удалось только совместными усилиями правительства Москвы, которое предоставило необходимые финансовые ресурсы, Главного управления охраны памятников столицы, которое патронировало восстановление здания, помогая возродить его в исторически-достоверном облике, и нашей компании «Смирвальд», которая выполнила практически все работы. Зато после длительных и, прямо скажу, непростых работ у нас появилась возможность осуществить свою давнюю заветную мечту — возродить московский Музей мебели. Его торжественное открытие состоялось 17 июля 2000 г., и он стал единственным в России публичным частным мебельным музеем. Сюда может прийти любой человек и получить представление о мебельном искусстве России и зарубежных стран XVIII — начала ХХ вв. Впрочем, об этом лучше может рассказать хранитель Музея — моя супруга Надежда Алексеевна Смирнова. — И какую же выгоду получила Ваша фирма от музея? — Мне кажется, совершенно невозможно все мерить в категориях «выгодно —не выгодно», особенно, если под «выгодой» понимать сугубо материальный достаток. Сохранить для потомков память о нашей истории, спасти и воссоздать предметы мебельного искусства — это тоже «выгода», хоть и не все сейчас об этом задумываются. — Валентин Владимирович, у Вас есть планы по развитию этого направления своей деятельности? — Есть, и не мало. Хотелось бы создать единый культурно-просветительский центр по мебельной тематике. Уже зарегистрирован специализированный обучающий центр. Он, в перспективе, будет состоять из самого музея, реставрационной мастерской, школы реставраторов-краснодеревщиков, столярного цеха, а также компьютерного центра, включающего в себя базу данных по различным стилям мебельного искусства. Хотим запустить в производство учебные фильмы, наглядно демонстрирующие различные приемы реставраторского искусства. Наши художники-реставраторы, виртуозно владеющие различными секретами мастерства, будут не только реставрировать антикварную мебель и другие предметы декоративно-прикладного искусства, но и обучать молодежь, а также создавать новые предметы интерьера «под старину» (по желанию заказчика). А еще мы планируем создать свой магазин-салон и клуб друзей Музея мебели. Главное, чтобы на все хватило сил и времени. Дата: 19.09.2006 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 5 (54)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||