Терминал в Высоцке вышел на проектную мощность

1 стр. из 1

Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» завершила строительство распределительно-перевалочного комплекса (РПК) на острове Высоцкий в Выборгском районе Ленинградской области. Торжественный пуск терминала на полную проектную мощность в 11,6 млн. т состоялся в сентябре, в день празднования 15-летия компании.

Терминал был построен в очень короткий срок: всего за четыре года. Пуск его в эксплуатацию осуществлен на два года раньше, чем предусматривалось нормативными сроками строительства.

Уже более двух лет, с момента ввода первой очереди, через терминал идут на экспорт углеводороды. Начав с отгрузки сырой нефти, компания «ЛУКОЙЛ» вскоре перешла на перевалку продукции собственных нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас через РПК «ЛУКОЙЛ-II» экспортируются светлые и темные нефтепродукты: дизельное топливо стандарта евро-4 и вакуумный газойль, примерно в равных пропорциях, а также мазут. В нынешнем году объемы отгрузки достигнут 11 млн. т.

— Технические возможности РПК уже сегодня позволяют переваливать до15 млн. т углеводородов в год, однако этот предел будет достигаться постепенно, по мере необходимости, — говорит первый вице-президент ОАО НК «ЛУКОЙЛ» Владимир Некрасов. — Подписано соглашение с компанией «Транснефтепродукт» о строительстве отвода от магистрального нефтепродуктопровода Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск. Мы будем финансировать сооружение трубопровода протяженностью 40 км от Приморска до Высоцка. Это позволит, вкупе с дальнейшим развитием железнодорожной инфраструктуры, увеличить перевалку на нашем терминале до 13,5 млн. т в год и расширить ассортимент экспортируемых нефтепродуктов. Трасса прохождения трубопровода предварительно рассмотрена, готовится технико-экономическое обоснование (ТЭО), идет отработка документации, которая необходима для начала строительства. Как только будет закончено составление ТЭО, определятся сроки и объемы работ. Трасса прохождения неф-тепродуктопровода очень сложная, на ее пути — леса и озера, железная дорога.

Нелегкой задачей было и строительство терминала в Высоцке. В этом месте естественные глубины Финского залива были минимальными, побережье — скалистым. Поэтому наиболее трудоемкой и технически сложной составляющей проекта было строительство морской части терминала, включающей в себя комплекс гидротехнических сооружений: дноуглубление акватории и судоходного пути длиной в 40 миль, строительство трех причалов, стометровой дамбы между островом Высоцкий и крохотным островком Детинец, укрепление береговой линии. В процессе дноуглубления необходимо было поднять со дна Финского залива миллионы кубометров грунта, причем каждый третий кубометр — это скальные породы.

— Строительство велось в очень сложных условиях, — говорит генеральный директор ЗАО «Глобал Строй Инжиниринг» Алексей Михайличенко. — Взрывы грунтов производились под водой. Площадка для строительства береговой части терминала тоже была проблемной, на ней было много воды, скал. Но особенно трудно и опасно стало тогда, когда была запущена первая очередь терминала. По сути, рядом со взрывными работами производился слив топлива из цистерн и отправка его на экспорт. Однако, благодаря хорошо спланированной работе и своевременным расчетам со строителями, жесточайшему контролю выполнения ежедневных обязательств, терминал строился быстро и с высоким качеством. От лица строителей и проектировщиков я хочу поблагодарить руководителей компании «ЛУКОЙЛ» за то, что они позволили нам в кратчайший срок построить такой красивый объект.

Сегодня терминал в Высоцке представляет собой глубоководный порт, способный принимать крупнотоннажные танкеры. На терминале работают три причала. Два из них принимают под погрузку танкеры дедвейтом до 100 тыс. тдля отправки нефтепродуктов на экспорт. Один причал предназначен для швартовки танкеров типа «река-море», которые по системе Волгобалта в период навигации доставляют в порт мазут. По новейшему техническому оснащению РПК «ЛУКОЙЛ-II»входит в число самых современных портов мира. Здесь функционируют сложнейшие системы автоматики, осуществляется трехуровневый контроль технологических процессов. На терминале предусмотрена лазерная швартовка судов, которая позволяет измерять расстояние от носовой и кормовой частей судна до причала во время движения, а также скорость и ускорение судна. Это гарантирует идеальную точность всех перемещений в акватории порта.

Система навигационного обеспечения включает плавучую часть (светящиеся буи) и стационарную (береговые знаки). Смонтировано и оборудование, которое позволило РПК войти в глобальную морскую систему спасения и бедствия (ГМССБ). В акватории терминала постоянно дежурит буксир, готовый прийти на помощь судам, терпящим бедствие в Финском заливе.
На берегу залива построена 112-метровая радиобашня с антеннами береговых локаторов, которые обеспечивают работу системы управления движением судов (СУДС). Локальная система РПК является составной частью СУДС всего Финского залива. Радиобашня как составная часть комплекса портовых сооружений может использоваться также пограничными и таможенными службами.

Огромную роль в функционировании терминала играет железная дорога, по которой к нефтехранилищу доставляются в цистернах углеводороды. Компания «ЛУКОЙЛ» построила близ РПК новую железнодорожную станцию и соединительные пути, позволяющие составам идти в обход г. Выборга. Для слива содержимого из цистерн на терминале построены три железнодорожных эстакады. Каждый из трех видов экспортируемых нефтепродуктов разгружается на «своей» эстакаде. Слив осуществляется с помощью специального оборудования. К цистерне подключают устройство нижнего слива и открывают клапаны. Светлые нефтепродукты перекачиваются без разогрева. Эстакада по сливу темных нефтепродуктов на 72 цистерны оснащена оборудованием для разогрева, причем работает оно почти круглый год, так как вязкие нефтепродукты застывают при температуре +200С. Разогретый продукт перекачивается в резервуары и находится там в постоянной циркуляции в нагретом состоянии.

Очень важно то, что слив осуществляется по системе закрытой транспортировки: нефтепродукты из цистерн перекачиваются по трубопроводам прямо в резервуары нефтехранилища, а оттуда так же по трубам идут до самого танкера. Эстакады имеют бетонные лотки, что исключает попадание нефтепродуктов в почву.

На объекте проложены греющие кабели, которые предотвращают замерзание трубопроводов в зимний период. На терминале применяет вибродиагностика для определения состояния фундаментов и оборудования.

При строительстве терминала в Высоцке компания «ЛУКОЙЛ» приняла все необходимые меры по охране окружающей среды. При проектировании РПК свыше 170 млн. руб. было заложено на строительство объектов, прямо или косвенно выполняющих природоохранные функции. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов сваривались из металлических листов толщиной 15–17 мм. Они смонтированы по принципу «стакан в стакане», расстояние между стенками составляет 1,9 м. Все емкости расположены на поддонах, предохраняющих от загрязнения почву и грунтовые воды. Дополнительная защита в виде каре надежно защищает территорию от попадания нефтепродуктов в случае их разлива. Таким образом, защита получается трехкратная. Суммарная емкость резервуарного парка составляет 460 тыс. куб. м.

Терминал оборудован современными сооружениями для очистки сточных вод. Часть очищенной воды вновь используется для производственных нужд, другая часть проходит глубокую многоступенчатую очистку до таких параметров, которые позволяют сбрасывать ее в водоемы высшей рыбохозяйственной категории. Эта вода возвращается в Выборгский залив через глубоководный рассеивающий выпуск.

На терминале внедрена эффективная противопожарная система, включающая орошение резервуаров, водяную завесу на причальных сооружениях и пенотушение, в том числе послойное, когда пена обволакивает нефтяную пленку. По техническому оснащению и мерам защиты окружающей среды РПК «ЛУКОЙЛ-II» входит в число самых экологически защищенных портов мира. Предусмотрены меры для обеспечения эффективной охраны воздуха и акватории порта, а также защиты территории от загрязнения. Все узлы учета и оборудование, которое может повлечь разлив нефтепродуктов, вынесены на берег. Терминал оборудован современными сооружениями для очистки сточных вод.

— Ввод в строй в сжатые сроки одного из самых современных терминалов мира, высокотехнологичного и экологически безопасного, — это яркий пример объединения усилий государства и частных компаний в решении масштабных экономических задач, — сказал на торжественном митинге губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. — Сегодня даже трудно представить, что еще четыре года назад здесь был пустой скалистый берег. Несмотря на то, что при сооружении порта многие работы были новыми для строителей, все сделано с высочайшим качеством. Мощный терминал по перевалке нефтепродуктов имеет огромное значение для экономики и страны, и нашего региона. В порту получили работу несколько тысяч человек из окрестных городов и поселков. Возросли объемы перевозок грузов для Октябрьской железной дороги. Немаловажно и то, что компания «ЛУКОЙЛ» продает для нашей области мазут по более низким ценам, чем другие компании.

Ежегодно в бюджет Ленинградской области будет поступать до 0,5 млрд. руб. налоговых отчислений от РПК в Высоцке, и это — большое подспорье для региона в решении социальных проблем. Кроме того, компания «ЛУКОЙЛ» будет продолжать инвестировать средства в модернизацию железных дорог и расширение подстанций на пути следования своих грузов.

Дата: 30.10.2006
Ольга Лоскутова
"Федеральный строительный рынок" 6 (56)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!