1 стр. из 1
В мировой практике существуют две модели отношения нефтегазовых компаний к танкерным перевозкам. Первая модель рассматривает судоходный бизнес как непрофильный. Вторая подразумевает включение сбыта в сферу стратегических интересов энергетических компаний, которые либо формируют свой собственный танкерный флот, либо строят долгосрочные партнерства с независимыми судовладельцами.
Сентябрь 2001 г.
Глава «Роснефти» Сергей Богданчиков заявил о начале реализации программы строительства собственного танкерного флота этой компании. Где будут размещены заказы на новые суда — определится в ходе тендера. Однако известно принципиальное намерение руководства нефтяной компании строить танкеры преимущественно на российских судоверфях. По мнению экспертов, суда понадобились «Роснефти» для освоения сахалинского шельфа и вывоза нефти с Дальнего Востока.
Как сообщила пресс-служба компании, программа строительства танкеров рассчитана на два этапа. Первый предполагает строительство сопутствующего флота, малых и средних танкеров дедвейтом 3000–5000 т, а также четырех танкеров-ледоколов дедвейтом 20000 т. Этот этап рассчитан на пять лет и обойдется компании примерно в $200 млн. Предполагается, что все суда, построенные в рамках первого этапа, будут использоваться на Дальнем Востоке. На втором этапе будут строиться танкеры дедвейтом 40000–100000 т для работы на Черном море.
Свой танкерный флот нужен компании, чтобы самостоятельно доставлять нефть внутренним потребителям и на экспорт. Сейчас Дальневосточная морская компания («дочка» «Сахалинморнефтегаза», который входит в «Роснефть») арендует танкеры у «Совкомфлота» и Приморского морского пароходства. Транспортировка нефти на собственных судах поможет сэкономить $10 с каждой тонны. По данным С. Богданчикова, в среднем компания за год перевозит на танкерах около 10 млн. т нефти и нефтепродуктов.
«Роснефть» уже подписала контракт с «Адмиралтейскими верфями» о строительстве первого танкера ледового класса дедвейтом 20000 т. Договор может быть пролонгирован. Предполагается, что половина инвестиций первого этапа будет истрачена на строительство ледоколов. По сообщению пресс-службы, «Адмиралтейские верфи» выбраны потому, что у них имеется положительный опыт строительства судов для «ЛУКОЙЛа».
Февраль 2002 г.
Общие интересы Министерства транспорта РФ и ОАО «Нефтяная компания “Роснефть”», которые совпадают в области совместной деятельности и реализации возможностей использования законных соглашений о разделе продукции при строительстве флота, получили отражение в принятом Соглашении о сотрудничестве. Взаимное сотрудничество будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры Российской Федерации, а также привлечению российских и зарубежных инвестиций для формирования проектов, направленных на развитие транспортного комплекса России. В качестве партнера компания «Роснефть» выбрана не случайно, так как является 100%-но российской и имеет репутацию надежного партнера на рынке. Компания планирует в перспективе отправлять ежегодно через порт Де-Кастри 12–15 млн. т грузов. На данный момент строятся 4 танкера ледового класса для вывоза сахалинской нефти. Также в планах строительство танкеров дедвейтом по 40 тыс. т. С целью выполнения обязательств сформирована рабочая группа, которая будет способствовать решению совместных задач, направленных на реализацию общих проектов.
В рамках соглашения был подписан протокол, в соответствии с которым стороны, в частности, намерены отработать варианты государственной поддержки судостроительных проектов «Роснефти», связанных со строительством танкерного флота, буксиров, судоснабженцев и специализированного флота.
Март 2003 г.
Победителем тендера по выбору генерального подрядчика — оператора по транспортировке нефти с Приразломного нефтяного месторождения и обеспечению сервисных услуг по его освоению объявлена Дальневосточная морская компания (ЗАО «ДВМК», г. Южно-Сахалинск). Тендер был объявлен ЗАО «Севморнефтегаз», дочерним предприятием ОАО «НК “Роснефть”» и ОАО «Газпром». ЗАО «Севморнефтегаз» является оператором и держателем лицензии на разработку Приразломного нефтяного месторождения, которое расположено в Печорском море на расстоянии около 60 км от берега и с глубиной моря около 20 м. Расстояние до Мурманска — около 1000 км.
Особенностью разработки этого месторождения является работа в ледовых условиях, поскольку в период с октября по май акватория покрыта льдом, толщина которого может достигать 1,6 м. Поэтому для реализации проекта необходимы суда усиленного ледового класса, богатым опытом управления которыми обладает ЗАО «Дальневосточная морская компания». Создание транспортно-технологической системы планируется закончить к декабрю 2004 г.
В настоящее время ЗАО «ДВМК» прорабатывает первоочередные задачи, такие как выбор верфи для проектирования и строительства судов, ведет переговоры с банками по вопросам финансирования проекта.
Июнь 2003 г.
Как сообщил вице-президент «Роснефти», гендиректор ОАО «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» Владимир Иванчиков, «Роснефть» учредила в Архангельской области ЗАО «Северная морская компания» («СМК»). Она является 100%-ной «дочкой» «Дальневосточной морской компании», которая входит в «Роснефть-Сахалинморнефтегаз». Иванчиков отметил, что к 2005 г. «Роснефть» намерена построить 10 судов для транспортировки нефти. В состав флота войдут два-три танкера усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. т, два судна-снабженца усиленного ледового класса, бункеровщик и 2–3 судна типа «Ларна» для обеспечения экологической безопасности добычи нефти на шельфе арктических морей. Объем инвестиций в этот проект в компании не раскрывают. Предполагается, что «СМК» будет доставлять нефть с терминала «Роснефти» в Архангельске и с буровых платформ на шельфе арктических морей (в частности с Приразломного месторождения) на свой танкер-накопитель в акватории Мурманска, который обеспечит дальнейшую ее перевалку на экспорт.
Февраль 2005 г.
ЗАО «Дальневосточная морская компания» переименована в ЗАО «Роснефтефлот».
Компания стала 100%-ной дочерней компанией ОАО «НК “Роснефть”» и перевела свой головной офис с Сахалина в Москву.
История развития ЗАО «Дальневосточная морская компания» формировалась более 25 лет. В июле 1998 г. компания стала правопреемником Дальневосточного морского управления разведочного бурения, являвшегося структурным подразделением ОАО «НК “Роснефть-Сахалинморнефтегаз”» и имевшего многолетний опыт успешной работы на всех типах буровых установок в акваториях Дальнего Востока.
С 1999 г. компания освоила для себя новый вид судоходного бизнеса — эксплуатацию танкеров усиленного ледового класса, будучи вовлеченной в вывоз нефти из п. Де-Кастри, Хабаровский край, а с 2004 г. — из п. Архангельск в п. Мурманск. Реорганизация компании «ЗАО “Дальневосточная морская компания”» связана с перепрофилированием и расширением бизнеса. В настоящее время основные усилия ЗАО «Роснефтефлот» будут сосредоточены на создании и развитии морской транспортно-технологической инфраструктуры, прежде всего в интересах ОАО «НК “Роснефть”».
В рамках работы ЗАО «Роснефтефлот» принимает участие в обеспечении перевозок нефти из п. Архангельска, в проведении работ, в том числе и строительстве нового флота, для освоения нефтяного месторождения «Приразломное» на шельфе Баренцева моря.
К наиболее значимым проектам, реализованным компанией в последнее время, можно отнести строительство и эксплуатацию совместно с норвежской компанией Bergesen в Кольском заливе крупнейшего в стране плавучего нефтехранилища «Белокаменка».
9 октября 2003 г. совместно с Bergesen D.Y. ASA было учреждено ООО «Нефтяной терминал “Белокаменка”» для перевалки нефти ОАО «НК “Роснефть-Архангельскнефтепродукт”» из п. Архангельск в акваторию Кольского залива у п. Мурманск (танкер-накопитель «Белокаменка» дедвейтом 360,7 тыс. т, арендованный у норвежцев за $20 млн. на 20 лет с правом последующего выкупа) с дальнейшим вывозом нефти на европейский нефтяной рынок.
Реализуемые в настоящее время проекты ЗАО «Роснефтефлот»:
- полный менеджмент ПНХ «Белокаменка» (технический, коммерческий, найм экипажа, безопасность, бухгалтерский учет, финансовое и юридическое обслуживание);
- полный менеджмент двух танкеров типа «Самотлор» каждый дедвейтом 20000 т, арендованных с января 2004 г. на условиях бербоут-чартера (договора фрахтования, согласно которому судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды) и работающих на линии Архангельск–Мурманск;
- проведение тендера, подготовка спецификации и технический надзор за строительством двух многофункциональных судов снабжения ледового класса для проекта «Приразломное»;
- проведение тендера, подготовка спецификации и технический надзор за строительством двух танкеров ледового класса дедвейтом 70000 т для проекта «Приразломное»;
- подготовка технического задания, согласование контрактной спецификации танкеров ледового класса дедвейтом 30000 т для вывоза нефти из п. Архангельска.
Февраль 2006 г.
ОАО «НК “Роснефть”» заключила контракт на строительство трех двухкорпусных танкеров-челноков с испанской судостроительной компанией Factorias Vulkano S.A. Контракт вступил в законную силу 10 февраля 2006 г. Ввод судов в эксплуатацию намечен на 2008 г., сообщает пресс-служба нефтяной компании.
Танкеры предназначены для круглогодичной транспортировки нефти с терминала ОАО «НК “Роснефть-Архангельскнефтепродукт”» (порт Архангельск) до принадлежащего «Роснефти» рейдового перевалочного комплекса «Белокаменка», расположенного в Кольском заливе. Технические характеристики танкеров позволят осуществлять транспортировку нефти, нефтепродуктов и химических веществ, для чего суда будут оборудованы 12 специальными емкостями.
Дедвейт танкеров составит около 27 тыс. т при длине 175 м, ширине 14 м и осадке 9,2 м. Наливные суда будут полностью отвечать всем требованиям экологической безопасности, включая введенные с января 2006 г. требования по усилению подводной части танкерных судов. В частности, на кораблях будут установлены носовые подруливающие устройства и приводной электромотор для аварийного хода в случае выхода из строя главного двигателя. Наблюдение за строительством и дальнейшую эксплуатацию танкеров будут осуществлять специалисты дочерней компании ОАО «НК “Роснефть”» — ЗАО «Роснефтефлот».
Специальный механизм финансирования позволит ОАО «НК “Роснефть”» осуществить строительство судов исключительно за счет заемных средств без привлечения собственного капитала компании на весьма выгодных условиях, в том числе за счет использования 14-летнего банковского кредита под гарантию экспортного кредитного агентства Испании.
Апрель 2006 г.
В рамках реализации соглашения о сотрудничестве от октября 2005 г. о реализации проектов морской транспортировки нефти с месторождения «Приразломное» ЗАО “Севморнефтегаз”», ОАО «Совкомфлот» и ФГУП «Адмиралтейские верфи» подписали трехстороннее соглашение о взаимодействии в области реализации проекта по строительству двух арктических челночных танкеров усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. т каждый для транспортировки нефти с месторождения «Приразломное».
Танкеры будут построены в соответствии с правилами двойной классификации Российского морского регистра судоходства и Lloyd Register, включая ледовый класс ЛУ 6 (1A Supеr — по международной классификации). Суда будут оборудованы двумя винторулевыми колонками типа «Азипод», системой динамического позиционирования, вертолетной площадкой и системой носового приема груза в арктическом исполнении. Предусматривается возможность работы танкеров без сопровождения ледокола в зимнее время во льдах толщиной до 1,2 м. Танкеры будут иметь длину 257 м, ширину 34 м и осадку около 14 м. Дизель-электрическая энергетическая установка, состоящая из двух главных двигателей, обеспечит общую мощность 17 МВт.
Перевозки нефти танкерами, которые будут работать под российским флагом на направлении «Приразломное» — «Белокаменка», предполагается начать в 2008 г.
Дата: 10.11.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 7 (27)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!