Шорт-лист по Штокману в итоге оказался пустым

1 стр. из 1

9 октября 2006 г. состоялось заседание правления ОАО «Газпром», на котором глава компании Алексей Миллер сделал сенсационное заявление. По его словам, «разработку Штокмановского месторождения “Газпром” будет вести самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров, поскольку они не смогли предоставить активы, соответствующие по объему и качеству запасам этого месторождения».

Таким образом, «Газпром» будет выступать 100%-ным недропользователем и диспетчером работ на этом крупнейшем месторождении. Проект будет реализовываться с учетом поставок газа по Северо-Европейскому газопроводу (новое название — Nord Stream) в Европу, а не в сжиженном виде на американский рынок, и 100% запасов месторождения будут учитываться в оценке только его капитализации. В течение длительного времени «Газпром» рассматривал возможность предоставления 49% в Штокмановском проекте иностранным компаниям, однако, они не смогли предоставить активы, соответствующие по объему и качеству запасам Штокмана. Шорт-лист («короткий список») претендентов на участие в Штокмановском консорциуме «Газпром» назвал в середине сентября прошлого года. В него вошли пять счастливчиков: Sta­toil (Норвегия), Total (Франция), Chevron (США), Hydro (Норвегия), ConocoPhi­llips (США). Первоначально планировалось назвать 2–3 участников консорциума в конце марта текущего года. В апреле 2006 г. состоялся финальный раунд переговоров с участниками «короткого списка». После этого «Газпром» взял паузу для того, чтобы, по официальной версии, привести разнообразные предложения зарубежных партнеров к единому знаменателю.

Первоначально российская позиция заключалось в том, что для успешной его реализации концерну необходим доступ на американский рынок СПГ в виде участия в уставном капитале или долгосрочной аренде терминалов по его приему в США и Канаде. Однако в последний год ситуация переломилась — в Америке было согласовано и запущено много терминальных проектов.

В «Газпроме» не скрывали, что в ходе переговоров удалось «добиться успехов в переговорах с точки зрения значимости и стоимости Штокмана». Sta­toil (претендовала на 20% Штокмана) предлагала от 5 до 10% участия в проекте разработки Snohvit. Hydro (также хотела 20%) предлагала долю в проекте освоения Ормен Ланге. Total (просила 20%) предлагала ряд своих активов в добыче сырья, в области производства и сбыта СПГ (в частности, мощности терминала СПГ Sabine Pass в Луизиане).

В прошлом году 3D-сейсмика, проведенная на Штокмане, позволила концерну увеличить оценку своих запасов по категориям ABC1+C2 более чем на 568 млн. т, благодаря чему прирост его запасов впервые превысил добычу. Перспективы роста запасов концерна также связаны со Штокманом: в текущем году там бурится 7-я разведочная скважина, в результате чего запасы месторождения могут быть увеличены еще на несколько сотен миллиардов кубометров. По данным некоторых экспертов, «Газпром» мог принять решение о самостоятельной разработке Штокмана именно после того, как были получены результаты бурения. Если бы «Газпром» уступил почти половину в проекте иностранцам, его запасы и, следовательно, капитализация, автоматически бы сократились.

Президент России Владимир Путин, в свою очередь, не исключил, что ОАО «Газпром», оставаясь собственником Штокмановского месторождения, будет привлекать иностранные компании к его совместной разработке и строительству завода по сжижению природного газа. «“Газпром” провел анализ предложений, которые были сделаны иностранными компаниями», — напомнил В. Путин, пояснив, что наибольший интерес представлял обмен активами. «Никто из заявленных иностранных компаний не предъявил тот объем активов, который соответствовал бы планам разработки Штокмановского месторождения», — добавил он.

По мнению экспертов, одной из причин разрыва стало также нежелание российской компании работать по схеме СРП. Все компании из шорт-листа настаивали на СРП, поскольку для них это единственная гарантия стабильности налоговых условий. Однако российские власти в последнее время четко дали понять, что условия СРП, при которых Россия начинает получать прибыль только после того, как иностранные партнеры окупают свои затраты, для страны неприемлемы.

Дата: 10.11.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 7 (27)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!