ВСТО: локомотив нефтяной отрасли

1 стр. из 1

Фактором, сдерживающим расширение экспорта энергоносителей в Китай и другие страны АТР, является отсутствие эффективной системы транспорта нефти и газа, и, прежде всего, магистральных нефте- и газопроводов. Россия располагает развитой сетью нефте- и газопроводов в Западной Сибири и Европейской части, однако на востоке страны в настоящее время система магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» заканчивается в районе Ангарска (Иркутская область), Единая система газоснабжения ОАО «Газпром» — в районе Проскоково (Кемеровская область).

В настоящий момент экспорт сырой нефти с о. Сахалин и его шельфа осуществляется в основном через порты Хабаровского и Приморского краев (Де Кастри, Находка), а также с производственно-добывающего комплекса «Витязь» в Охотском море. Поставки нефти из Западной Сибири в Китай ведутся по железной дороге через Наушки и Забайкальск, а также транзитом через Казахстан по действующему нефтепроводу Омск–Павлодар–Атасу и далее по железной дороге до Алашанькоу, Душаньцзе. С середины 2006 г. транзитные поставки через Казахстан частично осуществляются по новому нефтепроводу Атасу–Алашанькоу.

Экспорт нефтепродуктов в Китай и другие страны АТР с Ангарского, Хабаровского и Комсомольского НПЗ осуществляется в основном железнодорожным транспортом и через порты Приморского и Хабаровского краев (Владивосток, Находка, Славянка, Ванино, Большой камень и др.). Для оптовых поставок сжиженных углеводородных газов (СУГ) потребителям в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и на экспорт также используется железная дорога.

Для организации крупных поставок нефти и газа российским потребителям, а также экспорта в Китай и другие страны АТР в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке необходимо формирование системы сверхдальнего трубопроводного транспорта, строительство заводов по переработке и сжижению природного газа, создание инфраструктуры для отгрузки нефти, нефтепродуктов, СПГ и конденсата.

Важнейший нефтетранспортный проект: строящийся в настоящее время магистральный нефтепровод Восточная Сибирь–Тихий океан с отводом на Китай. Проектная мощность нефтепровода — 80 млн. т в год, в том числе первой очереди, завершение строительства которой намечено на 2008 г. — 30 млн. т в год. Строительство первой очереди ведется со стороны Тайшета и со стороны Сковородино. Строительство второй очереди нефтепровода предполагает выход к российским портам на Тихом океане и сооружение отвода в Китай в районе Сковородино.

На протяжении многих десятилетий геологи искали обоснование тому, что Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) очень богаты нефтью и газом. Благодаря значительным объемам геологоразведочных работ, проведенных во второй половине, и особенно в 70-е и 80-е гг. XX в., стало очевидно, что данный прогноз был правильным.

Трасса Восточного нефтепровода проходит по территории, высокоперспективной для добычи нефти; находится в непосредственной близости от открытых месторождений, что делает регион в целом более привлекательным для инвестиций в геологоразведку и разработку месторождений нефти и газа, ускорит ввод в разработку отдельных открытых и прогнозируемых к открытию месторождений; резко снизит объем инвестиций, необходимых для создания транспортной инфраструктуры и уменьшит сроки окупаемости проектов; снизит затраты на транспортировку восточносибирской и якутской нефти до Сковородино.

На первом этапе для заполнения нефтепровода предполагаются значительные поставки нефти из Западной Сибири, в дальнейшем к системе должны быть подключены месторождения Восточной Сибири и Республики Саха.

Для формирования новых центров добычи нефти в указанных регионах необходимо:
 -  обеспечить завершение оценки и разведки Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского и Чаяндинского месторождений;
 -  разработать программу лицензирования недр и лицензионные соглашения к ним, обеспечивающие ускоренную подготовку запасов и ввод в разработку прогнозируемых к открытию месторождений с доведением добычи нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) до 80 млн. т в год;
 -  обеспечить ускоренное строительство подводящего нефтепровода «ЮТЗ–Карабула–Пойма»;
 -  обосновать механизмы утилизации и направления транспорта попутного нефтяного газа, комплексного использования компонентов свободного газа, вернуться к вопросу о строительстве в одних коридорах нефтепроводов, газопроводов и продуктопроводов, что удешевит проекты не менее чем на 10%.
 
В связи с тем, что подавляющее большинство месторождений углеводородов Восточной Сибири нефтегазовые, осваивать ресурсы нефти и газа целесообразно в рамках единой национальной Программы.

Оценки показывают, что при условии резкого расширения геологоразведочных работ, создания производственной и транспортной инфраструктуры добыча нефти в Восточной Сибири может быть доведена к 2020 г. до 100–105 млн. т, к 2030 г. — до 120–132 млн. т. Создание новых районов добычи нефти и газа позволяет решить ряд крупнейших государственных проблем.

Во-первых, создание этих комплексов будет способствовать росту валового регионального продукта (ВРП) в регионе и росту ВВП в стране в целом. По оценке СО РАН, после реализации Программы ВРП на душу населения вырастет с $3,5 тыс. на человека в год в 2005 г. до $18,4 тыс. (в ценах 2005 г.) на человека в год в 2020 г. и до $33,3 тыс. (в ценах 2005 г.) на человека в год в 2030 г.

Во-вторых, создание этих комплексов будет способствовать росту уровня и качества жизни населения в Восточной Сибири.

В-третьих, как показывает опыт формирования Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, создание на юге Восточной Сибири нефтяной и газовой промышленности резко улучшит демографическую обстановку в регионе, повысит рождаемость и изменит направленность миграционных потоков. Согласно проведенным оценкам, уже к 2025–2030 гг. численность населения в регионе превысит уровень конца 80-х гг. XX в., когда он был максимальным. Это обеспечит решение в регионе еще одной важной задачи, поставленной Президентом России — улучшения демографической ситуации за счет снижения смертности в результате повышения уровня и качества жизни, эффективной миграционной политики и повышения рождаемости.

В-четвертых, уникальные свойства восточносибирского газа и нефти позволят развернуть на юге Восточной Сибири крупнотоннажное, высокотехнологичное производство полимерных материалов, по использованию которых Россия далеко отстает от развитых стран мира, создать здесь центр по производству гелия мирового масштаба.

В-пятых, формирование Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса позволит решить важнейшую для России геополитическую и экономическую задачу — выйти на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок, начать крупномасштабный экспорт нефти и газа в Китай и другие страны АТР.

Таким образом, к 2010 г., с учетом прогноза добычи и переработки нефти в России с детализацией по макрорегионам, экспорта в западном направлении, поставок на НПЗ Восточной Сибири и Дальнего Востока, ежегодный экспорт сырой нефти из России в страны АТР может достичь 44 млн. т, в том числе из Западной Сибири — 20 млн. т, из Восточной Сибири и Республики Саха — 6 млн. т, с Сахалина — 18 млн. т. Экспорт сырой нефти из России в Китай (включая транзит через Казахстан) возрастет с 8,5 млн. т в 2005 г. до 32 млн. т в 2010 г., свыше 80 млн. т — в 2020 г., 90 млн. т — в 2030 г. К 2020 г. общий объем экспорта российской нефти на восточном и юго-восточном направлениях составит около 135 млн. т в год, к 2030 г. — 140 млн. т в год.

www.vstoneft.ru

Дата: 10.11.2006
Алексей Конторович, Андрей Коржубаев
"НефтьГазПромышленность" 7 (27)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!