Оборудование для шельфа: создадим или купим?

1 стр. из 1

22 мая этого года в Москве состоялось первое Всероссийское совещание по вопросам создания отечественного оборудования для освоения шельфа России. Оно было организовано Торгово-промышленной палатой РФ совместно с Министерством промышленности и энергетики РФ, Союзом нефтегазопромышленников России и Федеральным агентством по энергетике.

Сейчас, накануне очередного обсуждения проблем шельфа, на 2-ом заседании «круглого стола» по проблемам освоения минеральных и энергетических ресурсов российского шельфа 13 декабря 2006 г. в Москве, организуемого Союзом нефтегазопромышленников России и Московским форумом нефтегазопромышленников, представляется уместным предложить вашему вниманию небольшую, но весьма содержательную часть тех майских выступлений…

Нужны рабочие группы — из специалистов, а не чиновников

С.А. Оганесян, руководитель Федерального агентства по энергетике:
— Россия была, есть и в будущем будет крупнейшей нефтегазовой державой и, тем не менее, мы знаем и видим, что сегодня идет падение добычи нефти. Скажем так, добыча стабилизировалась на уровне 470 миллионов тонн в год и для того, чтобы выйти на более высокие показатели, нужно осваивать новые регионы.

Первые месторождения на шельфе острова Сахалин были найдены более 30 лет назад, и благодаря этому сегодня идет разработка месторождений в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», открыты месторождения 3, 4, 5 и 6-го проектов. За это время была создана база флота, в том числе база буровых установок, которая позволила открыть месторождения не только в Арктике и на шельфе Сахалина, но и во Вьетнаме.

К сожалению, за прошедший период времени большинство буровых установок, самоподъемных и полупогружных судов, судов обслуживания были изношены и распроданы. Сегодня тот потенциал, который остался, представляет собой незначительное количество парка буровых установок, что, конечно, не позволяет вести какие-то крупномасштабные геологоразведочные работы.
Тем не менее, если говорить о том, в каком направлении нам необходимо двигаться, то первое — это, конечно, сейсморазведка. Сегодня ситуация требует гораздо больших объемов выполнения сейсморазведочных работ, использования более современного оборудования.

Я вижу решение проблемы следующим образом. Учитывая, что все-таки программа геологоразведочных и сейсморазведочных работ — это должна быть государственная программа. Государству необходимо вкладывать деньги в развитие сейсмического флота.
О чем идет речь? Сегодня государство должно наращивать свои запасы. Мы видим, что восполнения минерально-сырьевой базы пока нет, об этом мы тоже неоднократно говорили. Здесь мы «убиваем двух зайцев»: во-первых, государство будет влиять на процесс увеличения ресурсной базы, во-вторых, открытые государством месторождения будут продаваться на конкурсах или аукционах за более значительную сумму денег, чем сегодня продаются в виде определенных площадей.

Второй сегмент — это те же самые плавучие буровые установки, которых на сегодняшний день у нас мизерное количество. Здесь, конечно, требуются несколько другие подходы. Мы знаем, что арктический шельф очень суровый, что сезонность работы ограничена довольно коротким временем, и поэтому для государства создавать новый парк буровых установок было бы накладно. Не думаю, что сегодня в России есть компании, которые были бы готовы строить их. В данном случае, я считаю, что более целесообразно было бы использовать суда и плавучие буровые установки, которые сегодня работают на мировом рынке. На самом деле это, может быть, будет несколько дороже, но, по крайней мере, на данном этапе этот сегмент можно было бы закрывать использованием подрядных организаций в мире.

Наиболее важным, по моему мнению, сегодня представляется строительство платформ. Первая попытка строительства отечественной водостойкой стационарной платформы была предпринята в 1988 году. К сожалению, развал Советского Союза привел к тому, что металл был завезен, но дело не пошло. Практически с 1993 года уже в рамках «Росшельфа» началось строительство на «Севмашпредприятии» первой такой платформы. Наиболее активно она строится последние 4–5 лет, но, к сожалению, сроки переносятся. Когда начали строительство опорных сооружений на «Севмашпредприятии», увидели, сколько много проблем имеется как в вопросах проектирования, так и в вопросах строительства.

Использование мощностей оборонно-промышленного комплекса на сегодняшнем этапе — единственный выход из положения, но вместе с тем нужно уже думать о создании новых площадок, которые будут ориентированы именно на выпуск платформ. Тем более речь идет о ледостойких платформах, которые требуют большой металлоемкости, требуют больших объемов инвестиций.

Не менее важный вопрос — законодательная база. Сегодня российскому подрядчику менее выгодно работать, чем западному, потому что российские промышленные предприятия платят НДС, а в случае завоза какого-то импортного оборудования платят пошлины. При этом мы видим, что, например, в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые разрабатываются на условиях СРП, соответственно, они освобождены от таких налогов и пошлин. Конечно, в этой ситуации продукция наших подрядчиков становится неконкурентоспособной. Здесь, естественно, должен быть целый набор как нормативной, так и законодательной базы, который необходимо внести в Государственную думу, чтобы можно было решить эту проблему на законодательном уровне.

Какие пути дальнейшего развития я вижу? Если сегодня есть наши заводы, которые могут выпускать оборудование, они должно ориентироваться не на имеющуюся базу, а создавать совершенно новый ряд нефтепромыслового оборудования. В этой связи, конечно же, очень важным представляется совместная работа нефтяников и газовиков, как заказчиков, так и производителей. Причем рабочие группы, которые необходимо создать для продвижения этих сегментов, должны быть составлены из числа компетентных специалистов, а не чиновников.

Если говорить об интеграции с западными компаниями, то на сегодняшний день я считаю наиболее для нас интересными наших скандинавских соседей — Данию и Норвегию, которые хорошо продвинулись в вопросах выпуска оборудования и создания морского нефтегазового комплекса. Такие предложения они уже нашим компаниям делали, и поэтому наши промышленники должны идти им навстречу и создавать у себя совместные предприятия, которые бы могли выпускать это оборудование.

Отсутствие стандартов и нормативов серьезно ограничивает нашу работу

К.В. Мурадов, начальник управления ОАО НК «ЛУКОЙЛ»:
— В прошлом году исполнилось 10 лет с начала работы «ЛУКОЙЛа» по освоению морских нефтегазовых месторождений на Каспии в соответствии с полученной в 1995 году лицензией, а также начато освоение месторождения Д-6 («Кравцовское») на Балтике.
В 2004 году компания завершила работу по обу­стройству этого месторождения и приступила к промышленной добыче нефти. В море установлены платформа для одновременного бурения и эксплуатации скважин, а также жилой модуль на отдельном основании.

Практически весь объем работ по строительству опорных конструкций и верхних строений платформы осуществлялся собственными силами компании на заводе по производству строительных металлоконструкций. В процессе подготовки производства на заводе был реконструирован причал, построен новый, оснащенный современным оборудованием сборочный цех. Крупноблочный метод монтажа верхних строений позволяет достичь экономии времени и средств за счет сокращения объемов морских операций и времени использования краномонтажных судов. Для оснащения платформы на береговом нефтесборном пункте «Романово» компания закупала на тендерной основе конкурентоспособное оборудование как у оте­чественных производителей, так и у ведущих зарубежных фирм, экспортирующих свое оборудование в Россию. На Московском трубозаготовительном комбинате для обеспечения необходимой коррозионной защиты наносилось специальное трехслойное полипропиленовое покрытие. Укладку трубопровода производил «Подводтрубопроводстрой».

В 2004 году платформа подверглась серьезному испытанию: в Калининградской области было зафиксировано землетрясение силой до 6 баллов. Комплексное обследование платформы и подводного трубопровода не выявило каких-либо повреждений в конструкции, оборудовании систем. Экологический мониторинг также не выявил даже минимального загрязнения окружающей среды.

Несколько слов о работе на шельфе Каспия. Для реализации программы поисково-разведочного бурения в северной части Каспийского моря компанией была приобретена и реконструирована самоподъемная буровая установка «Астра». По итогам первого этапа геологоразведочных работ на Каспии было выявлено около 10 перспективных нефтегазовых структур, и в период 2000–2005 годов в результате бурения девяти поисково-разведочных скважин на участке «Северный» было открыто 6 нефтегазовых месторождений.

Ближайшей целью морской нефтегазодобычи «ЛУКОЙЛа» является завершение обустройства и начало добычи в 2008 году на месторождении имени Ю. Корчагина. Там будет установлена ледостойкая платформа, которая в настоящее время строится на базе корпуса полупогружной буровой установки на заводе «Астраханский корабел». На платформе будут размещены буровые, энергетические и технологические комплексы. Жилой модуль в целях безопасности и большей комфортности проживания персонала будет установлен на отдельном блоке.

После Корчагинского месторождения в 2011 году планируется ввести в разработку месторождение имени Филановского, крупнейший в настоящий момент объект с нашим участием на лицензионном участке в северной части Каспийского моря. Там будут установлены четыре буровых технологических блок-кондуктора (нежилые платформы).

Для обустройства месторождения потребуются:
 -  буровые комплексы грузоподъемностью до 600 тонн;
 -  центробежные компрессорные станции с турбинными приводами с единичностью мощностью до 5 мегаватт и суммарной производительностью порядка 20 миллионов кубических метров в сутки;
 -  газотурбинные электростанции с единичной мощностью до 15 мегаватт;
 -  насосное оборудование различного назначения, в том числе для перекачки жидких углеводородов, воды, подачи химреагентов, а также для закачки воды в пласт с давлением до 250 атмосфер и производительностью до 10 тысяч кубических метров в сутки;
 -  технологическое оборудование для подготовки нефти и газа по отстою воды.
 
Разработанная концепция обустройства месторождения Каспийского моря в целом определила основные задачи в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при обустройстве морских нефтегазовых месторождений. В целом освоение потенциала шельфа в России потребует создания или модернизации специальных технических средств трубоукладочного, подводно-технического оборудования. Я в данном случае говорю только об обустройстве, а также специализированном флоте для строительства морских и нефтегазопромысловых и гидротехнических сооружений, в том числе для мелководных и глубоководных акваторий. Необходимо формирование условий, направленных на коренное обновление отечественной производственно-технической базы по созданию конкурентоспособного технологического оборудования, технических средств и технологий, а также создание нормативной базы, технических регламентов, национальных стандартов, стандартов организаций и регламентирующих работ по обустройству морских месторождений.

В нашей компании уже более 5 лет ведется такая работа по формированию нормативно-технических документов в области обустройства и эксплуатации морских нефтегазовых месторождений. Подготовлен и впервые в России введен в действие свод правил «Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений». В стадии разработки на ближайшие годы находится более 10 нормативно-технических документов. По мере возможности мы стараемся нормативы выпускать в опережающем порядке. Эта работа стала еще более актуальной для компании в связи с принятием Закона о техническом регулировании, который обязывает нас создать собственную систему нормативов и стандартов, что соответствует мировой практике.

Как известно, для разработки и внедрения технических регламентов предусмотрен переходный период — 7 лет. К сожалению, реальная практическая работа в этом направлении идет сложно. Начата она была только в 2004 году с момента утверждения Правительством Российской Федерации программы разработки технических регламентов, согласно которой планируется создать 74 технических регламента за счет федерального бюджета. Практически ни один регламент среди тех, которые есть в списке, не имеет отношения к обустройству морских месторождений. Сегодня под угрозой находится как выполнение программ правительства в целом, так и внедрение отдельных национальных стандартов, отсутствие которых серьезно ограничивает деятельность компаний.

На наш взгляд, без соответствующего отношения к разработке и принятия технических регламентов в части обустройства морских месторождений, в том числе по безопасности оборудования, будет трудно добиться ощутимых результатов в этом перспективном направлении деятельности как для нефтегазовых компаний, так и для производителей нефтегазового оборудования. Необходимо отметить, что в связи с открытием новых перспективных морских нефтегазовых месторождений возникает все большая потребность в конкурентоспособном оборудовании, равном или превосходящем зарубежные аналоги по надежности, производительности, технологичности и другим показателям.

Я хотел бы очень коротко проинформировать, как мы реализовали проект «Д-6». Работали вместе с Гостехнадзором, Российским морским регистром, Международным классификационным обществом, начиная со стадии проектирования, далее контроль поставщиков оборудования как в России, так и за рубежом, сертификация производства — и только вот такой путь позволил нам выполнить проект и добывать нефть на шельфе Балтики.

В заключение хотел бы сказать, что разработка месторождений шельфа, являющаяся сложной и специфичной задачей во всех отношениях, становится у нас приоритетом и наиболее перспективным направлением и в дальнейшем потребует приобретения компанией широкого спектра нефтегазопромыслового оборудования, материалов и услуг, что, в свою очередь, должно стимулировать развитие отечественного машиностроения.

Штокману требуются газовозы

А.Г. Лахов, представитель ОАО «Газпром»:
— В настоящее время более 50 стран мира ведут добычу нефти и газа на морских месторождениях. В последние годы на акваториях получен наибольший природный запас углеводорода и открыты крупные месторождения. Все проекты континентального шельфа являются технически сложными и требуют применения новейших передовых технологий и технических средств, а также привлечения крупных финансовых ресурсов. Мировой опыт показывает, что проекты освоения шельфа должны осуществляться объединенными усилиями отечественных и международных компаний.

Во исполнение решений, которые приняты в «Газпроме» в апреле 2006 года, вступили в действие первоочередные мероприятия на 2006–2010 годы по организации работ «Газпрома» по освоению ресурсов углеводородного сырья на шельфе Российской Федерации. В соответствии с указанной программой до 2010 года на шельфе РФ планируется прирастить около 2,5 триллиона кубических метров газа и 90 миллионов тонн нефти.

Для выполнения поставленных перед «Газпромом» задач необходимо до 2010 года получить около 23 лицензий на право пользование недрами. Обеспечение планированного прироста потребует пробурить около 46 поисково-разведочных скважин общим метражом более 120 тысяч метров. Программа геологоразведочных работ на шельфе содержит объемы работ, распределенные по годам, виды работ, определена стоимость этих работ. Реализация проектов освоения шельфа месторождений потребует до 2010 года выполнить ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Для выполнения программы геологоразведочных работ на шельфе «Газпрому» необходимо привлечь соответствующие буровые суда и установки. В 2006–2010 годах программой планируется проектирование и строительство около 45 единиц судов различного назначения и буровых установок, в том числе примерно 14 судов-газовозов, которые будут работать на Штокмановском месторождении. С целью обеспечения геологоразведочных работ и обустройства месторождений по программе «Газпрома» в 2008 году в Мурманске и в 2009 году в Ямбурге планируется создание береговых баз обеспечения, на территории которых будут производиться перевалка грузов, технологические операции, балансировка судов, ремонт оборудования, хранение и обработка керна. Также будет организована трубная база и размещены иностранные сервисные компании, которые организуют приготовление растворов, утилизацию шлака.

В рамках проекта Штокмановского месторождения на базе существующего порта Видяево планируется создать морской порт для отгрузки сжиженного газа на экспорт.

Кто построит док?

Н.Я. Калистратов, директор ФГУП «Машиностроительное предприятие “Звездочка”»:
— Наше предприятие находится в городе Северодвинске, является там вторым по масштабам, имея на сегодня около 10 тысяч работников. Ранее мы занимались ремонтом и модернизацией подводных лодок, сегодня объемы этих работ сократились в 3 раза даже с учетом того, что мы работаем на Китай, Индию и другие дружественные страны. Поэтому нами в 1993 году была принята стратегическая программа развития завода под выполнение работ для нефтегазовых проектов.

В период разрухи и перестройки мы сумели сохранить наш потенциал, и сегодня по заказу «Газфлота» (это дочернее предприятие «Газпрома») ведем строительство самоподъемной буровой установки «Арктическая» (глубина бурения 6500 метров, глубина моря с учетом принятого недавно решения о модернизации — теперь не 40, а 100 метров).

В планах «Звездочки» участие в проектах по освоению нефтегазовых месторождений. Сегодня осуществив соответствующую подготовку, мы считаем, что можем вести качественное строительство самоподъемных плавучих буровых установок и полупогружных плавучих буровых и добывающих платформ. Мы планируем на этой рыночной нише выиграть те тендеры, которые будут проводиться. Для обеспечения строительства уже закуплены и продолжается закупка самого современного специализированного оборудования, в том числе сварочного, оборудования по обработке металлов. 19 марта этого года, в честь 100-летия подводного флота России, мы запустили станочный комплекс стоимостью $1,5 миллионов. Проведены очень масштабные дноуглубительные работы на акватории и на канале, и сегодня мы можем вводить и выводить любые морские объекты практически любых габаритов, которые могут потребоваться для строительства объектов на шельфа Арктики.
Но в целом мы ведем бессистемную подготовку, потому что отменили программу «Шельф». Должна быть программа, если она будет, тогда эта работа приобретет системный характер. В Норвегии, между прочим, есть Министерство нефти, и в судостроении у них очень крепкая организация, которая координирует работу. У нас на сегодня нет ни того, ни другого. У нас специалисты — и рабочие, и инженеры — очень хорошие. Их сегодня, кстати говоря, прибирают к рукам западные компании, а вот нам не хватает администраторов на среднем и высшем уровнях.

У нас в России вообще нет крупного дока, все знают или не все? Самый крупный док «Севмаша» позволяет строить суда водоизмещением только до 100 тысяч тонн. А газовозы очень широкие, там ширина не менее 48 метров. Строить вообще негде, для этого надо, конечно, нашему правительству принимать решение строить сухой док. В 1939 году, когда занимались строительством Северодвинска, такой док был предусмотрен как раз на территории нашего предприятия. Были выполнены все необходимые работы по геодезии и по грунтам, место подходит и сейчас, надо всего $700 миллионов для того, чтобы построить док 420 на 100 метров.

Без вмешательства нашего правительства, несмотря на пользу подобных совещаний, кардинальным образом ничего не изменится. Мы считаем, если док и строить, то в Северодвинске, городе с 200 тысячами населения, который в основном занимается только кораблестроением, и может составить конкуренцию Корее и Китаю за счет квалифицированных грамотных рабочих и довольно низкой оплате труда. А также благодаря «Газпрому», который ведет к нам газ, он уже дошел до космодрома Плесецк, а там осталось 200 км. Обещают, что через два года газ у нас будет, а это сделает наше производство еще более эффективным.
Вот говорят, что найдется еще одна нефтяная компания, которая придет и вам док построит, но, знаете, этого не будет, не будет никогда. Мы слушали доклады нефтяных компаний, они очень хорошо считают деньги, они также знают, что док нужен и для обеспечения национальной безопасности, строительства авианосцев. Поэтому они для решения своих текущих дел скорее в Корее построят 3–5 танкеров, что обойдется им, безусловно, дешевле.

Суда для трехмерной съемки — наш последний шанс

Э.Я. Кропп, управляющий трестом «Дальморнефтегеофизика»:
— Я представляю сервисную геофизическую компанию, задача которой обеспечить информационное сопровождение шельфовых проектов.
Мы работаем исключительно на западном оборудовании, здесь есть целый ряд факторов, объясняющих это, и если говорить о том, можем ли мы перей­ти в этих сложных технологических комплексах на российское оборудование, то я убежден, что нет, не можем, и более того, я думаю, что это и нецелесо­образно. Я сейчас попытаюсь это объяснить.
В СССР весь комплекс геофизического оборудования, который необходим для работы на море, в свое время производился, но где-то в конце 80-х годов это производство прекратилось — как набортного, так и забортного оборудования. Сегодня в мире есть два производителя (американский и французский), на чьем оборудовании мы и работаем, также как и все другие сервисные компании в мире.

Имеет ли смысл и целесообразность разворачивать у нас полноценное производство, пытаясь отыгрывать потери последних 15 лет, в частности, и обеспечивать такие поставки? Я совершенно в этом не убежден, потому что те компании, которые сегодня вырвались в мировые лидеры, они обслуживают десятки (до сотни) геофизических компаний на всей планете, и, конечно, им целесообразно содержать и научную базу, соответствующие институты, заводы и всю инфраструктуру, которая помогает им продолжать производить то оборудование, которое соответствует требованиям нефтяных компаний.

А вот другой аспект, который нам всем представляется очень важным, и мы обратились с этим вопросом в Агентство по энергетике и Минпромнауки с просьбой найти возможность содействия. Я говорю сейчас о трехмерной съемке, которая является одним из этапов нашей работы на море.

Трехмерная съемка — это несколько иная технология, которая сейчас очень необходима на шельфе России. Так вот, трехмерные комплексы, соответствующие уровню мировой нефтяной индустрии, мы обеспечить сегодня не можем. Для этого необходимо не изготовление какого-то оборудования, а строительство судов, которые были бы способны нести на себе такого рода технологии. На наш взгляд, нужно строительство серии соответствующих специализированных судов, как минимум трех, для того, чтобы на длинную перспективу обеспечить запросы и в Арктике, и на Дальнем Востоке России, и на юге.

Сервисные геофизические компании с этой задачей, безусловно, не справятся — в силу имеющихся у них финансовых ресурсов. Нефтяникам это неинтересно из-за того, что на рынке в случае, если будет нужда в такого рода сервисе, такая работа для них будет выполнена, поэтому им тоже вроде бы нет смысла вкладывать в строительство какие-то серьезные деньги. И нам представляется, что эта задача — государственная, для инвестиционных проектов, для инвестиционных фондов.

Почему я считаю важным не упустить этот момент? Если мы не будем свой шельф сопровождать трехмерными технологиями съемки, то, скорее всего, следующим шагом будет потеря нами возможности обработки, оперирования такого рода информацией, по сути дела, потеря возможности геологической интерпретации собственного шельфа, потому что мы просто потеряем одно из основных звеньев в этой работе.

Строительство судов для трехмерной съемки, я думаю, является последним шансом для нас, и он может быть упущен, если это не будет сделано в течение несколько ближайших лет.

Самоликвидация: ни одной платформы за последние 15 лет

Г.В. Чернозубов, представитель ГУП «Арктикморнефтегазразведка»:
— На российском шельфе объем геологоразведочных работ составляет сегодня 10–15% от объема конца 80-х годов прошлого столетия, когда только на долю нашего предприятия приходились круглогодичные работы по выполнению госпрограммы одновременно пятью плавучими буровыми установками.
В тот период у нас насчитывалось семь буровых платформ. Лишившись государственного и иного, со стороны акционерных компаний, финансирования, а соответственно и заказа, «Арктикморнефтегазразведка» вынуждена была продать все три полупогружных платформы и сдать в аренду остальные.

В настоящее время для выполнения лицензионных соглашений компании вынуждены из-за отсутствия плавучих установок для бурения на глубинах свыше 100 метров привлекать иностранных буровых и сервисных подрядчиков с их установками, сервисным оборудованием, и обязательным условием обслуживания этих установок — своим иностранным рабочим персоналом. При этом суточные ставки составляют от 150 до 230 тысяч долларов в сутки без учета стоимости ГСМ, воды и расходных материалов.
Это очень серьезная проблема, связанная с пополнением парка плавучих буровых установок новыми техническими средствами, поскольку уже через 5–7 лет основная часть специализированного флота России будет полностью амортизирована, и мы можем остаться без судов для изучения нефтегазового потенциала шельфа.

За период с 1991 по 2006 годы ни один из российских судостроительных заводов не построил ни одной платформы, ни одного специализированного судна для рынка России, а как следствие — произошла самоликвидация крупнейших заводов по выпуску специализированного бурового оборудования для морского бурения, как у нас, так и в странах СНГ. Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым в короткие сроки разработать и представить Правительству России государственную программу создания и строительства отечественных технических средств, специализированных судов и необходимого оборудования для изучения и освоения континентального шельфа России.

На наш взгляд, в качестве приоритетной задачи российскому Агентству по судостроению совместно с заинтересованными ведомствами необходимо обеспечить строительство хотя бы одной полупогружной установки для строительства скважин в пределах относительно глубоководных зон арктического шельфа России и одной самоподъемной платформы для условий мелководья. Специфика морской нефтегазовой отрасли и отмеченная выше проблема вызывает целесообразность создания в системе Министерства природных ресурсов специальной управленческой структуры, ответственной за разработку, проведение и финансирование государственной политики в морской нефтегазовой отрасли России, в том числе за управлением государственной собственностью на недра в морских акваториях страны.

Не менее важна и необходимость систематически на регулярной основе рассмотрения и решения вопросов межотраслевой координации хозяйственной, научной, оборонной и природоохранной деятельности в шельфовой зоне России, учитывая ее важное геополитическое, народно-хозяйственное и военно-стратегическое значение.

Дата: 10.11.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 7 (27)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!