|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Арктический шельф России в настоящее время рассматривается как крупный регион, промышленное освоение которого позволит компенсировать падение добычи нефти и газа в старых нефтегазодобывающих центрах страны. Расчеты показывают, что исходя из технических и экономических возможностей морской ресурсной базы, а также темпов проведения морских поисково-разведочных работ и промышленного обустройства месторождений максимальный уровень добычи нефти на арктическом шельфе в 2020 г. может достигнуть 20–25 млн. т, газа — около 90 млрд. м. Суммарный объем извлеченных углеводородов за период 2006–2020 гг. может составить 160 млн. т по нефти и 490 млрд. м по газу. По ориентировочным расчетам, инвестиционная емкость комплекса поисково-оценочных работ, обустройства месторождений, развития промышленной и транспортной инфраструктуры оценивается по нефти в $10–13 млрд., по газу — около $25 млрд., т.е. в сумме — порядка $35 млрд. Возможные поступления в бюджет от освоения нефтегазового потенциала арктического шельфа в виде налогов и платежей за добычу нефти (так называемый рентный доход) при современных экономических условиях за 2006–2020 гг. могут составить от $25 до 29 млрд. в зависимости от вариантов прогноза, газа — порядка $88 млрд. Суммарный рентный доход государства от освоения нефтегазовых ресурсов арктических акваторий может превысить $70 млрд. (см. табл. 1). Табл. 1. Потребность в инвестициях и рентный доход государства от освоения запасов нефти и газа арктического шельфа России за 2006–2020 гг.
Таким образом, арктический шельф России обладает большим углеводородным потенциалом, способным обеспечить значительную часть энергетических потребностей страны и принести огромный экономический эффект. Однако реализация этого потенциала требует решения ряда проблем экономического, нормативно-правового, технико-технологического и экологического характера. Технико-технологические проблемы связаны, прежде всего, с наличием технически недоступных для освоения ресурсов УВ акваторий арктических морей. Решение данных проблем требует разработки технических средств для освоения этих ресурсов на глубинах моря свыше 50 м, разработки и создания на отечественных промышленных предприятиях технологических комплексов для организации подводно-подледной добычи нефти и газа, а также создания экологически безопасных и технически надежных систем транспортировки нефти и газа в арктических морях. Следует отметить, что эти проблемы зависят не только от технических возможностей, но и от экономической целесообразности создания таких технологий, поскольку их внедрение будет экономически оправдано лишь при освоении крупнейших и уникальных по запасам месторождений. Экологические проблемы заключаются в том, что арктический регион имеет уязвимую экосистему, и даже незначительная утечка добываемых углеводородов, особенно на шельфе, большую часть года покрытого льдами значительной толщины, приведет к непоправимому экологическому ущербу, а также потребует колоссальных штрафных выплат. Так, например, на Аляске в 1989 г. крушение танкера Exxon Valdez, заполненного нефтью, привело к крупнейшей в истории экологической катастрофе на море. В результате разлива произошло резкое уменьшение популяций рыб, в том числе горбуши, а на восстановление некоторых ареалов чувствительной природы Арктики потребуется не менее 30 лет. Суд обязал компанию Exxon уплатить компенсацию в $4,5 млрд. Учитывая это обстоятельство, при ведении морских работ на акваториях, особенно в условиях Арктики, следует организовать и внедрить в практику страхование экологических рисков, которые должны учитываться в затратах на освоение месторождений. Для повышения инвестиционной привлекательности морского недропользования необходимо ввести в практику подготовки участков для лицензирования стоимостную оценку ресурсов УВ, позволяющую определить их реальную стоимость, ввести налоговые преференции на ранних и заключительных стадиях освоения морских месторождений УВ, дифференциацию по этапам освоения ставок разовых платежей при выдаче сквозных лицензий, а также разработать рентную систему платежей за добычу нефти и газа. Введение поэтапной дифференциации ставок разовых платежей при сквозных лицензиях позволит инвестору в случае отрицательного результата на поисковом этапе и возврате лицензии минимизировать потери денежных средств, что значительно снизит инвестиционные риски и приведет к расширению масштабов аукционных торгов, увеличению конкуренции и, как следствие, к росту числа лицензионных участков, вовлеченных в освоение. Возврат к рентным платежам позволит учитывать различия в горно-геологических, географо-экономических и батиметрических условиях разработки морских месторождений УВ, что особенно актуально для сурового климата арктического шельфа. Платежи роялти представляют собой неналоговые обязательства недропользователя, формирующие налоговые доходы собственника недр — государства от использования его собственности. Однако в последние годы платежам за пользование недрами был придан статус налога с исключением этих платежей из законодательства о недрах и консолидацией в Налоговом кодексе. Поэтому требуется закрепить в законе «О недрах» неналоговый статус ресурсных платежей, что позволило бы осуществлять более справедливое их изъятие и контроль со стороны Министерства природных ресурсов. Приток инвестиций в морскую нефтегазодобывающую подотрасль сдерживает также наличие ряда правовых проблем (см. табл. 2), решение которых связано с введением в законодательную базу норм, расширяющих и укрепляющих рыночные отношения в сфере поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. Табл. 2. Состояние нормативно-правового обеспечения работ на континентальном шельфе России
Прежде всего, необходим переход на договорную форму недропользования, позволяющую найти взаимоприемлемые условия для государства и инвестора, обеспечение гарантированного соблюдения договорных положений на срок окупаемости инвестиций с целью создания гарантий инвесторам, а также закрепление в законе «О недрах» возможности осуществления залога и свободной переуступки прав пользования участками недр. Введение подобной нормы переведет лицензию в разряд ценных бумаг, стоимость которой будет определяться экономической значимостью запасов полезных ископаемых, право на освоение которых подтверждается данной лицензией. При таком нововведении инвесторы будут заинтересованы во вложении средств в поиск и разведку морских месторождений УВ, поскольку в случае открытия коммерческих запасов их можно будет продать с устраивающей инвестора нормой прибыли на рынке ценных бумаг (см. табл. 3). Табл. 3. Пути совершенствования российского морского нефтегазового законодательства
Высказанные предложения по совершенствованию российского морского нефтегазового законодательства уже неоднократно вносились в законопроект и рассматривались на заседаниях Государственной думы, однако до настоящего времени так и не получили реального воплощения. Дальнейшее промедление с решением вышеперечисленных проблем отодвинет сроки широкомасштабного освоения нефтегазового потенциала арктического шельфа России, способного в значительной мере компенсировать падение добычи углеводородного сырья в традиционных нефтегазовых провинциях и приносить существенный доход в государственный бюджет страны. Дата: 10.11.2006 по материалам редакции "НефтьГазПромышленность" 7 (27)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||