Нефтегазовый потенциал арктического шельфа России

1 стр. из 1

Арктический шельф России в настоящее время рассматривается как крупный регион, промышленное освоение которого позволит компенсировать падение добычи нефти и газа в старых нефтегазодобывающих центрах страны.

Расчеты показывают, что исходя из технических и экономических возможностей морской ресурсной базы, а также темпов проведения морских поисково-разведочных работ и промышленного обустройства месторождений максимальный уровень добычи нефти на арктическом шельфе в 2020 г. может достигнуть 20–25 млн. т, газа — около 90 млрд. м. Суммарный объем извлеченных углеводородов за период 2006–2020 гг. может составить 160 млн. т по нефти и 490 млрд. м по газу.

По ориентировочным расчетам, инвестиционная емкость комплекса поисково-оценочных работ, обустройства месторождений, развития промышленной и транспортной инфраструктуры оценивается по нефти в $10–13 млрд., по газу — около $25 млрд., т.е. в сумме — порядка $35 млрд.

Возможные поступления в бюджет от освоения нефтегазового потенциала арктического шельфа в виде налогов и платежей за добычу нефти (так называемый рентный доход) при современных экономических условиях за 2006–2020 гг. могут составить от $25 до 29 млрд. в зависимости от вариантов прогноза, газа — порядка $88 млрд. Суммарный рентный доход государства от освоения нефтегазовых ресурсов арктических акваторий может превысить $70 млрд. (см. табл. 1).

Табл. 1. Потребность в инвестициях и рентный доход государства от освоения запасов нефти и газа арктического шельфа России за 2006–2020 гг.

Моря

Объем добычи, млн. т н. э.

Объем инвестиций, $ млрд.

Рентный доход государства, $ млрд.

-

2020 г.

2006–2020 г.

-

-

нефть

Печорское

15–20

115–135

7–10

21–24,5

Карское

5

20

3

3,5

Итого

20–25

135–155

10–13

24,5–28,0

газ

Баренцево

48

255

13

23,6

Карское

42

240

12

21,4

Итого

90

495

25

45,0

Всего

100–105

625–650

35–38

69,5–73,0

Таким образом, арктический шельф России обладает большим углеводородным потенциалом, способным обеспечить значительную часть энергетических потребностей страны и принести огромный экономический эффект.

Однако реализация этого потенциала требует решения ряда проблем экономического, нормативно-правового, технико-технологического и экологического характера.

Технико-технологические проблемы связаны, прежде всего, с наличием технически недоступных для освоения ресурсов УВ акваторий арктических морей. Решение данных проблем требует разработки технических средств для освоения этих ресурсов на глубинах моря свыше 50 м, разработки и создания на отечественных промышленных предприятиях технологических комплексов для организации подводно-подледной добычи нефти и газа, а также создания экологически безопасных и технически надежных систем транспортировки нефти и газа в арктических морях. Следует отметить, что эти проблемы зависят не только от технических возможностей, но и от экономической целесообразности создания таких технологий, поскольку их внедрение будет экономически оправдано лишь при освоении крупнейших и уникальных по запасам месторождений.

Экологические проблемы заключаются в том, что арктический регион имеет уязвимую экосистему, и даже незначительная утечка добываемых углеводородов, особенно на шельфе, большую часть года покрытого льдами значительной толщины, приведет к непоправимому экологическому ущербу, а также потребует колоссальных штрафных выплат. Так, например, на Аляске в 1989 г. крушение танкера Exxon Valdez, заполненного нефтью, привело к крупнейшей в истории экологической катастрофе на море. В результате разлива произошло резкое уменьшение популяций рыб, в том числе горбуши, а на восстановление некоторых ареалов чувствительной природы Арктики потребуется не менее 30 лет. Суд обязал компанию Exxon уплатить компенсацию в $4,5 млрд. Учитывая это обстоятельство, при ведении морских работ на акваториях, особенно в условиях Арктики, следует организовать и внедрить в практику страхование экологических рисков, которые должны учитываться в затратах на освоение месторождений.

Для повышения инвестиционной привлекательности морского недропользования необходимо ввести в практику подготовки участков для лицензирования стоимостную оценку ресурсов УВ, позволяющую определить их реальную стоимость, ввести налоговые преференции на ранних и заключительных стадиях освоения морских месторождений УВ, дифференциацию по этапам освоения ставок разовых платежей при выдаче сквозных лицензий, а также разработать рентную систему платежей за добычу нефти и газа.

Введение поэтапной дифференциации ставок разовых платежей при сквозных лицензиях позволит инвестору в случае отрицательного результата на поисковом этапе и возврате лицензии минимизировать потери денежных средств, что значительно снизит инвестиционные риски и приведет к расширению масштабов аукционных торгов, увеличению конкуренции и, как следствие, к росту числа лицензионных участков, вовлеченных в освоение.

Возврат к рентным платежам позволит учитывать различия в горно-геологических, географо-экономических и батиметрических условиях разработки морских месторождений УВ, что особенно актуально для сурового климата арктического шельфа. Платежи роялти представляют собой неналоговые обязательства недропользователя, формирующие налоговые доходы собственника недр — государства от использования его собственности. Однако в последние годы платежам за пользование недрами был придан статус налога с исключением этих платежей из законодательства о недрах и консолидацией в Налоговом кодексе. Поэтому требуется закрепить в законе «О недрах» неналоговый статус ресурсных платежей, что позволило бы осуществлять более справедливое их изъятие и контроль со стороны Министерства природных ресурсов.

Приток инвестиций в морскую нефтегазодобывающую подотрасль сдерживает также наличие ряда правовых проблем (см. табл. 2), решение которых связано с введением в законодательную базу норм, расширяющих и укрепляющих рыночные отношения в сфере поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.

Табл. 2. Состояние нормативно-правового обеспечения работ на континентальном шельфе России

Недостатки

Отрицательные результаты

1. Отсутствует обоснование международно-правового статуса внешней границы континентального шельфа Российской Федерации.

Не позволяет прирастить ресурсный потенциал шельфа более чем на 4,9 млрд. т УВ и увеличить его площадь на 1,2 млн. км².

2. Законодательно не закреплены принципы, стимулирующие вложение негосударственных инвестиций в геологическое изучение недр континентального шельфа РФ.

Затруднено привлечение специализированных компаний к изучению шельфа, а также преимущественное предоставление права пользования участками недр шельфа пользователям недр, открывшим месторождения за счет собственных средств.

3. Законодательно не закреплены предельные размеры участков недр, предоставляемых в пользование.

Не способствует последовательному геологическому изучению всей территории шельфа РФ с целью получения максимально полной геологической информации.

4. Законодательно не закреплены принципы и порядок отнесения УВ месторождений континентального шельфа РФ к федеральному фонду резервных месторождений.

Отсутствие такого фонда не позволяет полностью обеспечить национальную безопасность государства в долгосрочной перспективе и заложить основы обеспеченности УВ сырьем будущих поколений.

5. Нормативно не закреплены единые принципы недропользования в пределах всех акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Разные требования к порядку проведения работ на континентальном шельфе и в территориальном море осложняют процедуру оформления разрешительных документов, регламентирующих указанную деятельность.

6. Законодательно не закреплены нормы, регулирующие порядок участия иностранного капитала в проектах по освоению участков недр континентального шельфа РФ.

Затруднено участие иностранных инвестиций в капиталоемких проектах по освоению УВ месторождений через национальную нефтяную компанию или консорциум с российскими юридическими лицами.

7. Отсутствует четкое законодательное закрепление порядка проведения аукционов на право пользования участками недр континентального шельфа РФ.

Не установлены четкие критерии и требования к техническим и финансовым возможностям участников и порядку проведения таких аукционов и подведению их итогов.

8. Не проведена дифференциация налога на добычу полезных ископаемых по критериям глубины шельфа, геолого-географического положения объекта и др.

Уменьшение величины промышленных запасов, снижение коэффициентов нефтеотдачи.

9. Не утверждена методика стоимостной оценки запасов и ресурсов нефти и газа и лицензионных участков.

Слабая обоснованность размеров стартовых платежей и, как следствие, недополучение доходов госбюджета.

Прежде всего, необходим переход на договорную форму недропользования, позволяющую найти взаимоприемлемые условия для государства и инвестора, обеспечение гарантированного соблюдения договорных положений на срок окупаемости инвестиций с целью создания гарантий инвесторам, а также закрепление в законе «О недрах» возможности осуществления залога и свободной переуступки прав пользования участками недр. Введение подобной нормы переведет лицензию в разряд ценных бумаг, стоимость которой будет определяться экономической значимостью запасов полезных ископаемых, право на освоение которых подтверждается данной лицензией. При таком нововведении инвесторы будут заинтересованы во вложении средств в поиск и разведку морских месторождений УВ, поскольку в случае открытия коммерческих запасов их можно будет продать с устраивающей инвестора нормой прибыли на рынке ценных бумаг (см. табл. 3).

Табл. 3. Пути совершенствования российского морского нефтегазового законодательства

Предложения

Обоснование

Рекомендации по реализации предложений

1. Ввести заявительный способ предоставления права пользования участком недр на стадии поисков месторождений УВ.

Необходимость ускоренной подготовки морской углеводородной базы России.

В законе «О недрах» ввести статью о предоставлении права пользования участком недр на основе заявительной системы.

2. Утвердить институты залога и продажи прав пользования участками недр.

Законодательное разрешение залога и продажи прав пользования участками недр явится мощным стимулом активизации поисковой деятельности.

В законе «О недрах» утвердить статьи, разрешающие залог и перепродажу прав пользования лицензионными участками.

3. Законодательно утвердить неизменность всех договорных положений на срок окупаемости инвестиций.

Отсутствие гарантий неизменности договорных положений снижает инвестиционную привлекательность освоения морских ресурсов УВ.

Внести в законодательную базу положения о неизменности договорных положений на срок окупаемости инвестиций.

4. Внедрить рентные принципы налогообложения в недропользовании.

Плоская шкала налога на добычу не «улавливает» сверхдоход, возникающий при разработке высокорентабельных месторождений, и тормозит разработку мелких, низкорентабельных объектов.

Внести изменения в налоговый кодекс по дифференциации НДПИ в зависимости от горно-геологических и географо-экономических условий освоения.

5. Отменить в сфере налогового законодательства регулярные платежи за пользование недрами и НДС на ранних стадиях геологического изучения недр, ввести норму освобождения от налога части прибыли, направляемой на инвестиции в инновационное оборудование и технологии, а также на все виды геологоразведочных работ.

Отсутствие налоговых льгот на ранних стадиях освоения ресурсов УВ снижает рентабельность освоения морских месторождений нефти и газа.

Ввести в налоговый кодекс норму освобождения от налога части прибыли, направляемой на инвестиции в инновационное оборудование и технологии, а также на все виды ГРР.

6. Разработать экономический механизм финансирования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы (МСБ).

Ликвидация финансирования работ через ставки воспроизводства МСБ крайне негативно отразилась на темпах и масштабах восполнения добытого минерального сырья. Нефтяные компании не стремятся принять на себя риски, связанные с подготовкой запасов в районах с экстремальными условиями проведения морских ГРР.

Поручить ведущим НИИ отрасли разработать механизмы долгосрочного кредитования работ по освоению ресурсов УВ континентального шельфа.

7. Подготовить методику стоимостной оценки запасов месторождений нефти и газа и лицензионных участков.

Внедрение стоимостной оценки запасов в практику лицензионных аукционов позволит более обоснованно назначать ставки стартовых платежей и тем самым существенно повысит доходы госбюджета.

Внедрить методику стоимостной оценки запасов в качестве экономического инструмента определения стартовых ставок разовых платежей.

Высказанные предложения по совершенствованию российского морского нефтегазового законодательства уже неоднократно вносились в законопроект и рассматривались на заседаниях Государственной думы, однако до настоящего времени так и не получили реального воплощения.

Дальнейшее промедление с решением вышеперечисленных проблем отодвинет сроки широкомасштабного освоения нефтегазового потенциала арктического шельфа России, способного в значительной мере компенсировать падение добычи углеводородного сырья в традиционных нефтегазовых провинциях и приносить существенный доход в государственный бюджет страны.

Дата: 10.11.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 7 (27)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!