«РЖД» повышает качество перевозок

1 стр. из 1

ОАО «Российские железные дороги» было образовано три года назад, 1 октября 2003 г., путем внесения в уставный капитал активов 987 предприятий федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Сегодня ОАО «РЖД» является крупнейшей компанией России, обеспечивающей 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота. Это также одна из крупнейших транспортных систем мира. Уставный капитал ОАО «РЖД» составляет 1 трлн. 545 млрд. 200 млн. руб., или более $50 млрд. Все 100% акций корпорации закреплены в федеральной собственности.

Чистая прибыль ОАО «РЖД» в I полугодии 2006 г. увеличилась в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. и составила 8,8 млрд. руб. В 2005 г. чистая прибыль ОАО «РЖД» по (РСБУ) увеличилась на 11,4% по сравнению с итоговыми показателями 2004 г. и составила 9 млрд. 751 млн. 20 тыс. руб.

Выручка «РЖД» от грузовых перевозок в I полугодии 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. выросла на 14,9% и составила 324 млрд. 600 млн. руб. Объем перевезенных ОАО «РЖД» грузов в I полугодии 2006 г. увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 634 млн. т. Грузооборот ОАО «РЖД» по итогам 2005 г. увеличился на 3,3% по сравнению с 2004 г. — до 2 трлн. 38 млрд. т/км.

Пассажирооборот компании в I полугодии 2006 г. увеличился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 82 млрд. 772 млн. пассажиро-километров (п-км).

Напомним также, что 5 июля Правительство РФ приняло решение направить на выплату дивидендов ОАО «РЖД» за 2005 г. 975 млн. 100 тыс. руб. По итогам 2004 г. Правительство РФ утвердило объем средств, направленных на выплату дивидендов ОАО «РЖД», в размере 875 млн. 100 тыс. руб. (около 10% от чистой прибыли).

Подводя итоги работы за 9 месяцев 2006 г.президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что если накануне образования компании среднесуточная погрузка составляла менее 3 млн. 300 тыс. т, то к трехлетней годовщине компания вышла на уровень, превышающий 3 млн. 700 тыс. т. Это значит, по словам главного железнодорожника, что потребности в перевозках удовлетворяются полностью. За этот период обеспечен и рост погрузки высокодоходных грузов (+4,9%), в том числе черных металлов (+10,8%), нефти и нефтепродуктов (+4,4%), автомобилей (+16,2%), металлоконструкций (+16,8%).

Высокая динамика отправления грузов позволила добиться компании с начала года увеличения грузооборота на 4,8%, благодаря чему «РЖД» обеспечили около 80% общего прироста грузооборота всей транспортной системы страны.

В октябре В. Якунин поставил перед компанией задачу — обеспечить план погрузки на уровне 3 млн. 741 тыс. т в сутки (с ростом на 1,6% к соответствующему периоду прошлого года), а рост производительности труда — не менее чем на 5,2%. А дальше — приложить максимальные усилия для сохранения набранных темпов.

Динамичное развитие естественного железнодорожного монополиста позволило международному рейтинговому агентству Fitch Ratings существенно повысить рейтинги ОАО «Российские железные дороги» с ВВВ до ВВВ+. Данные показатели отражают тесную связь «РЖД» с Правительством России. Дело в том, что представители власти принимают активное участие в работе совета директоров «РЖД», на заседаниях которого обсуждаются бюджеты, будущие капитало-вложения и требования по доходам.

В прошлом году значительная часть средств компании была вложена в важнейшие направления: развитие и обновления инфраструктуры, в том числе — усиление подходов к портам, реконструкцию искусственных сооружений на сети дорог, строительство вторых путей на Северной, Приволжской, Западно-Сибирской железных дорогах, электрификацию железнодорожных направлений Сызрань — Сенная на Куйбышевской и Приволжской железных дорогах, Идель — Свирь на Октябрьской, организацию пригородного скоростного движения поездов на участке Москва — Люберцы — Раменское. Железнодорожники продолжают активно ввести работу по электрификации железных дорог, в частности до 2010 г. планируется электрифицировать 49 тыс. км железнодорожных магистралей. В настоящее время в России электрифицирована примерно половина магистральных железнодорожных путей. Также в ближайших планах компании — развитие железнодорожной системы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Строительство новых путей сообщения призвано обеспечить доступ к месторождениям полезных ископаемых в восточных регионах страны.

В частности, Октябрьская железная дорога завершила электрификацию участка Идель — Свирь. Таким образом, направление от Кузбасса до Мурманска полностью переведено на электрическую тягу. В проект инвестировано 16 млрд. руб. Несомненно, электрификация этого крупного направления железной дороги поможет привлечь в Северо-Западный округ инвестиции, которые нужны не только «РЖД», но и другому бизнесу, всем жителям региона, поможет решить многие социальные проблемы в регионе.

По мнению экспертов, окончание электрификации железнодорожной трассы от Кузбасса до Мурманска — это серьезный шаг для ОАО «РЖД». Миллиардные вложения, которые были сделаны в этот проект, окупятся в ближайшее десятилетие. Электрификация одного из ключевых направлений многократно увеличит пропускную способность магистралей, участковую скорость поездов. Повышение скоростей позволит ОАО «РЖД» увеличить доходы от перевозки угля с месторождений Кузбасса в Северо-Западный регион, а оттуда — на экспорт. Плюс к этому — возросшая мобильность грузов на этом направлении привлечет бизнес.

Более того, полная электрификация хода от Кузбасса до Мурманска приведет к развитию северо-западных портов. Как известно, в бизнес-кругах давно оговариваются планы по увеличению пропускной возможности Мурманского морского порта более чем в два раза. Планы эти сдерживала, в частности, недостаточная пропускная способность железной дороги на этом направлении. Электрификация направления Мурманск — Кузбасс увеличит поток поездов с углем как минимум в два раза, в том числе позволит угольщикам увеличить экспортные поставки. Так, специалисты считают, что переход на электровозную тягу снимает вопрос о невозможности курсирования в мурманском направлении поездов массой свыше 6 000 т из-за того, что тепловозы не справлялись с таким весом.

В ближайшее время в рамках стратегии развития контейнерного бизнеса, формирование которой завершается, в ОАО «РЖД» будет радикально усовершенствована корпоративная система управления контейнерными перевозками.

По мнению В. Якунина, значительного роста масштабов бизнеса на высококонкурентном рынке контейнерных перевозок невозможно добиться без адекватной стратегии. Поэтому в качестве фундамента развития ОАО «РЖД» выделяет необходимость существенной технической, технологической и организационной модернизации своих контейнерных активов с целью повышения качества перевозок и обеспечения их привлекательности не только для клиентов, но и для инвесторов.

В своей обновленной стратегии руководство ОАО «РЖД» исходит из того, что российская составляющая контейнерного маршрута между странами Европы и Китаем, Японией, Северной и Южной Кореей — часть длинного пути, связавшего две стороны евро-азиатского континента. Руководство компании рассматривает этот путь в качестве единого интермодального транспортного коридора Восток — Запад. Коридор этот пролегает по территории нескольких государств, в него вовлечено большое число участников: агентов и экспедиторов, судоходных компаний, портов и стивидоров, автомобильных перевозчиков.

Сегодня ОАО «РЖД» обеспечивает надежную доставку грузов от восточных до западных границ России (на расстоянии почти в 10 тыс. км) за 11–12 дней. Чтобы достигнуть таких сроков доставки, решена задача по упрощению порядка оформления перево-зочных документов. Теперь транзитные перевозки контейнерных партий однородных грузов (на одну станцию назначения в адрес одного грузополучателя) осуществляются с оформлением одной накладной на весь контейнерный поезд, а не на каждый контейнер в отдельности. При этом обеспечивается стопроцентная сохранность грузов, перево-зимых в ускоренных контейнерных поездах по Транссибирской магистрали.

В целях повышения качества оказываемых услуг и снижения их стоимости ОАО «РЖД» развивает конкуренцию как на самом рынке контейнерных перевозок (создавая различные ДЗО), так и на рынке сопутствующих услуг. В настоящее время грузовладелец может выбирать компанию, которая будет осуществлять охрану и сопровождение контейнерных грузов. Существующая в этом сегменте конкуренция привела к двукратному снижению сборов на охрану грузов.

В компании готовы организовать работу так, чтобы неукоснительно придерживаться логистического принципа «точно вовремя»: обеспечить подачу вагонов в порт ко времени прихода судна, отправлять поезда по ускоренным маршрутам, информировать заинтересованных участников транспортного процесса о точном местоположении груза в любой момент времени, гарантировать сохранность и нести ответственность за согласованные параметры перевозки на всем участке маршрута.

Компания стремится обеспечить обособление технологического процесса управления контейнерными перевозками подобно тому, как это реализовано в перевозках пассажиров: перевозки контейнеров станут осуществляться не только специализированными вагонами, но, в перспективе, и специализированными локомотивами. Будет оптимизировано размещение контейнерных терминалов; значительно сократитсяо время подготовки перевозочных документов. Особоенно важная здесь задача — построение тарифной политики на основе реальных издержек по контейнерному транзиту, а также активное участие всех партнеров по интермодальному бизнесу в формировании конкурентоспособного «сквозного» тарифа. Железнодорожники рассчитывают, что в итоге эта стратегия приведет к максимальной клиентоориентированности компании.

Скорее всего, развитие трансконтинентальных контейнерных перевозок между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы станут ключевыми направлениями развития ОАО «Российские железные дороги» на ближайшие годы. А также  перевозка нефти в Китай, чего не скрывает глава «РЖД». Предполагается, что в 2006 г. «РЖД» перевезет в Китай до 15 млн. т нефти. В перспективе планируется развивать инфраструктуру, что позволит увеличить объемы перевозки нефти до 30 млн. т в год. Особая роль в настоящее время отводится БАМу, Ленскому железнодорожному узлу. Именно здесь будут формироваться основные потоки перевозок сырой нефти. Для их обеспечения рассматривается возможность строительства наливного терминала на Ленском узле. В перспективе по БАМу (на участке Тайшет — Лена — Хани) планируется перевозить в порты Приморья большие объемы нефти: со станции «Уяр» Красноярской железной дороги — 6 млн. т, «Сургутнефтегаз» предполагает перевозить 8 млн. т, «Иркутская нефтяная компания» — 1 млн. т, с Верхнечонского месторождения — 1 млн. т,  с наращиванием до 8 млн. т к 2009 г. Ожидается перевозка грузов в связи со строительством трубопровода ВСТО в 2006–2008 гг. По мнению В. Якунина, развитие транзита контейнерных перевозок позволит обеспечить загрузку транспортных мощностей не только основного хода Транссиба, но и БАМа. Итогом реструктуризации в общероссийском плане должно стать появление на евро-азиатском рынке одной из крупнейших транзитных транспортных систем.

Уже сейчас можно сделать прогноз, что в перспективе до 2010 г. российскими предприятиями к перевозкам по сети железных дорог будет предъявлено дополнительно до 210 млн. т грузов. Сохранение высоких темпов роста торговли, увеличение производства инновационной продукции и рост инвестиций в перерабатывающий сектор — все это требует повышения качества транспортных услуг. Необходимо увеличить объем контейнерных перевозок, усовершенствовать логистические схемы (для сокращения сроков доставки грузов), сформировать новые маршруты мультимодальных перевозок и создать резервы пропускной способности инфраструктуры для гибкого перенаправления товаропотоков при изменении конъюнктуры рынков.

Причем строить новые дороги государству придется наравне с частником, поскольку государственно-частное партнерство останется практически безальтернативной схемой организации строительства капиталоемких новых железнодорожных линий, срок окупаемости которых как правило превышает 12–15 лет.

Дата: 20.11.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (94)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!