О Водном кодексе Российской Федерации

1 стр. из 1

С 1 января 2007 г. вступает в силу новый Водный кодекс Российской Федерации, согласно статьи 1 Федерального закона «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 г.№73-ФЗ.

Со дня введения в действие Водного кодекса РФ утрачивает силу Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г. №167-ФЗ со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями. Признаются не действующими на территории Российской Федерации законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулировавшие водные отношения.

Внесены также изменения и дополнения в действующие законодательные акты Российской Федерации: во вторую часть Налогового кодекса РФ, в первую и третью части Гражданского кодекса РФ, Земельный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях; и в Федеральные законы: от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 17.07.2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», от 20.12.2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 21.12.2004 г.№172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии с изменениями, внесенными в часть II Налогового кодекса РФ, с 1 января 2007 г. из числа налогоплательщиков водного налога исключаются юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие нового Водного кодекса РФ.

Российская Федерация — одно из богатейших государств по запасам пресных природных вод: Россия занимает второе место в мире (после Бразилии) по объемам пресной воды. У нас сосредоточена четверть общемировых запасов питьевой воды. Водные ресурсы России — это 13 морей, 3 миллиона рек, 2,5 миллиона озер (источник — «Российская газета» от 8 июня 2006 г.).
Важным моментом для организаций и физических лиц в новом водном законодательстве является прежде всего отмена механизма лицензирования водопользования в случае забора вод из поверхностных водных объектов, а также сброса туда сточных и дренажных вод.

Водным кодексом РФ (ст. 7 ВК РФ) определены участники водных отношений: субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Необходимо отметить, что водопользователи, осуществляющие использование  водных объектов на основании оформленной лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ (ст. 5 Федерального закона от 3.06.2006 г. №74-ФЗ), сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Водным кодексом РФ (пунктом 3 статьей 12) установлено, что договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре (пункт 5 статьи 23 ВК РФ).

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, если водный объект используется, например, для:
 -  забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
 -  охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
 -  полива садовых, огородных, дачных, земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными.
 
Конкретный перечень определен Водным кодексом РФ (пункт 3 статьи 11 ВК РФ).
Минимальный срок действия договора водопользования не определен, но установлено, что предельный срок действия договора водопользования не может составлять более чем 20 лет (пункт 1 статьи 14 ВК РФ).

В решении о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод новым Водным кодексом РФ предусматриваются данные о месте сброса, объеме допустимых сбросов и требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод (пункт 3 статьи 22. ВК РФ).

При этом «предельно допустимый сброс» отсутствует. Указанные требования в свою очередь устанавливаются путем разработки и утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, а также разработки и утверждения целевых показателей качества воды в водных объектах (пункты 1 и 5 статьи 35 ВК РФ). Указанные требования, в свою очередь, устанавливаются путем разработки и утверждения нормативов допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах, а также разрабатываются и утверждаются целевые показатели качества воды в водных объектах.

Запрещается сброс в водные объекты опасных для здоровья человека веществ и соединений, содержание которых превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (пункт 6 статьи 56 ВК РФ). При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, и (или) наличие вредных веществ для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций и др. (подпункты 1 и 6 пункта 6 статьи 60 ВК РФ).

В статье 1 «Основные понятия, используемые в настоящем кодексе» нового Водного кодекса РФ отсутствует расшифровка терминов «нормативы допустимого воздействия на водные объекты» и «целевые показатели качества вод водных объектов». Можно предположить, что определения указанных терминов будут включены в подзаконные акты к новому Водному кодексу РФ.
Федеральным законом «Водный кодекс Российской Федерации» от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ на Правительство Российской Федерации возложено подготовить и утвердить ряд Постановлений и Решений, касающихся применения и введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации с 1 января 2006 года:
1. Порядок использования водных объектов общего пользования, осуществляемый в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах (пункт 3 статьи 6 ВК РФ).
2. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключаемый по результатам аукциона, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора (пункт 2 статьи 16 ВК РФ).
3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования (в том числе перечень водопользования), если право на заключение договора водопользования приобретается на аукционе, порядок проведения этого аукциона (пункт 3 статьи 16 ВК РФ).
4. Ставки платы за пользование водными объектами (пункт 3 статьи 20 ВК РФ).
5. Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 1 статьи 21 ВК РФ).
6. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 6 статьи 23 ВК РФ).
7. Перечень водохранилищ при передаче осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 ВК РФ).
8. Порядок расходования и учета передаваемых средств органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета (пункты 4 и 5 статьи 26 ВК РФ).
9. Порядок утверждения границ бассейновых округов (пункт 3 статьи 28 ВК РФ).
10. Порядок создания и деятельности бассейновых советов (пункт 4 статьи 29 ВК РФ).
11. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов (пункт 8 статьи 30 ВК РФ).
12. Порядок взимания платы за предоставление копий документов, включаемых в государственный водный реестр (пункт 8 статьи 31 ВК РФ).
13. Порядок ведения государственного водного реестра (пункт 10 статьи 31 ВК РФ).
14. Порядок установления границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков (пункт 4 статьи 32 ВК РФ).
15. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы (пункт 6 статьи 33 ВК РФ).
16. Порядок резервирования источников питьевого водоснабжения (пункт 2 статьи 34 ВК РФ).
17. Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (пункт 3 статьи 35 ВК РФ).
18. Порядок разработки целевых показателей качества воды в водных объектах (пункт 6 статьи 35 ВК РФ).
19. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (пункт 3 статьи 36 ВК РФ).
20. Перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (государственных инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов) (пункт 4 статьи 36 ВК РФ).
21. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (пункт 8 статьи 36 ВК РФ).
22. Порядок использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (пункт 2 статьи 47 ВК РФ).
23. Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам вследствие нарушения водного законодательства (пункт 2 статьи 69 ВК РФ).

Водным кодексом РФ на уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти возложены разработка и утверждение локальных нормативных актов:
1. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 5 статьи 30 ВК РФ).
2. Количество гидрогеографических единиц и их границы (пункт 2 статьи 32 ВК РФ).
3. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов для каждого речного бассейна (пункт 4 статьи 33 ВК РФ).
4. Правила использования водных ресурсов водохранилищ, которые определяют режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ. Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, которые определяют порядок использования их дна и берегов. Устанавливает режим пропуска паводка, специальных пропусков, наполнения и сработки водохранилищ (пункт 2 статьи 45 ВК РФ).
5. Правила использования водных ресурсов водохранилища и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища утверждаются для каждого водохранилища (пункт 3 статьи 45 ВК РФ).

Федеральным законом от 3.06.2006 г. №74-ФЗ установлены новые правовые нормы при пользовании водными объектами:
1. Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки (пункт 2 статьи 18 ВК РФ).
2. Водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу. Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре (пункты 1 и 4 статьи 19 ВК РФ).
Для управления в области использования и охраны водных объектов в Российской Федерации устанавливаются двадцать бассейновых округов (пункты 1 и 2 статьи 28 ВК РФ): Балтийский, Баренцево-Беломорский, Двинско-Печерский, Днепровский, Донской, Кубанский, Западно-Каспийский, Верхневолжский, Окский, Камский, Нижневолжский, Уральский, Верхнеобский, Иртышский, Нижнеобский, Ангаро-Байкальский, Енисейский, Анадыро-Колымовский, Ленский, Амурский.
Для обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов на границах бассейнового округа. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 1 и 2 статьи 29 ВК РФ).

В целях предотвращения загрязнения, засорения водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается (статья 65 ВК РФ) от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до 10 километров — в размере 50 метров;  2) от 10 до 50 километров — в размере ста метров; 3) от 50 километров и более — в размере 200 метров.

Данная правовая норма упростит рассмотрение споров и судебных тяжб по поводу так называемых построек на берегах водоемов.
Водный кодекс РФ определяет параметры водоохранных зон и дает перечень запрещающих видов хозяйственной деятельности, размещение некоторых видов веществ и др. В то же время допускается проектирование и строительство, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии осуществления охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод (статья 65 ВК РФ).

Дата: 20.11.2006
Э. Н. Розин
"Петербургский строительный рынок" 10 (94)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!