Морские проекты: зона наибольших рисков

1 стр. из 1

Несмотря на определенные достижения в деле освоения минеральных и энергетических ресурсов российского шельфа, надо отметить, что в сравнении с мировым уровнем наша страна к переориентации на добычу полезных ископаемых с континента на море только приступает, а основная работа еще впереди.


Участникам II-го заседания «круглого стола» «Освоение минеральных и энергетических ресурсов российского шельфа»

Уважаемые господа!
По поручению секретариата Морской коллегии при Правительстве РФ, в рамках ежегодных мероприятий, проводимых коллегией, Союз нефтегазопромышленников России совместно с Московским форумом нефтегазопромышленников, начиная с 2005 г., проводит ежегодные общероссийские заседания «круглого стола» по теме «Освоение минеральных и энергетических ресурсов российского шельфа». Первое заседание состоялось 13 декабря 2005 г. Второе состоится 13 декабря 2006 г.
Заседания «круглого стола» предоставляют участникам возможность совместного обсуждения предлагаемых в настоящее время различными заинтересованными российскими ведомствами и компаниями вариантов стратегий освоения минеральных и энергетических ресурсов российского шельфа и развития систем их трубопроводного транспорта в России, дают возможность государственным и частным структурам России привлечь к своим проектам внимание потенциальных заказчиков, партнеров и спонсоров.

Они проходят при поддержке Правительства России, Совета Федераций и Государственной Думы Федерального Собрания России, Торгово-промышленной палаты РФ, российских топливно-энергетических компаний.

Сейчас, накануне очередного обсуждения проблем освоения шельфа, представляется уместным предложить вниманию читателей небольшую, но весьма содержательную часть прошлогодних выступлений.

Александр Юдин,
президент Московского форума нефтегазопромышленников

---

Г.И. Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:
— Освоение минеральных гидроэнергетических ресурсов шельфа в мире идет гораздо более активно, чем в России. Например, в настоящее время морские месторождения уже обеспечивают около 35% добычи нефти и более 30% добычи газа. В общем объеме добычи морская нефть в Бразилии составляет 60%, в Мексике — 75%, в Австралии — превышает 90%. Подводные залежи каменного угля разрабатываются в Австралии, Великобритании, Канаде, Японии. Морские месторождения железной руды освоены в Великобритании, Канаде, Японии. Медь и никель добываются из подводных шахт в Великобритании. Платина, вырабатываемая в Соединенных Штатах, на 90% добывается со дна моря. Ртутьсодержащие руды извлекаются на шельфе Турции и т.д.
Важнейшей составной частью работы по освоению ресурсов шельфа России, согласно Морской доктрине РФ, является загрузка отечественных предприятий производством соответствующих для работы на море технических средств. Разработка и создание морской техники и объектов обустройства осуществляется в первую очередь на базе ведущих научно-исследовательских институтов (ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ЦНИИ «Технологии судостроения», НПО «Аврора» и др.), с использованием производственных возможностей отечественной судостроительной промышленности, включая предприятия ВПК («Севмашпредприятие», «Звездочка», Амурский судостроительный завод и др). Проектные работы с участием горных инженеров выполняются специалистами ведущих в гражданской и оборонной промышленности проектно-конструкторских бюро морского судостроения, в частности таких, как «Лазурит», «Рубин», «Малахит» и т.д.
Несмотря на определенные достижения в деле освоения минеральных и энергетических ресурсов российского шельфа, надо отметить, что в сравнении с мировым уровнем наша страна к переориентации на добычу полезных ископаемых с континента на море только приступает, а основная работа еще впереди. Тем более что сегодня у нас разведанность шельфа составляет от 3 до 10%, а в восточных районах нашего шельфа вообще еще не пробурено ни одной разведочной скважины.
У нас в стране действует целевая комплексная программа под названием «Мировой океан», но в последние годы она совершенно не финансируется. Очевидно, что нужно вернуться к реализации этой программы.

Л.И. Ровнин, профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина:
— Российский шельф сегодня является единственным выходом для того, чтобы наши потомки в ХХI веке имели бы топливо, имели бы тепло. Я думаю, что правительство должно создать государственный геологоразведочный концерн, который бы руководил работами на шельфе. Нужен специальный орган, который бы проводил активную политику в этом направлении. Нужны средства — раньше 10% прибыли от каждой добытой тонны полезных ископаемых шли на поиск и разведку, сейчас не идут. В результате отечественная геологическая наука сегодня сидит практически без денег, что в Академии наук, что в наших российских институтах — ВНИГРИ, ВНИИОкеангеологии и т.д.

Е.М. Решетняк, начальник управления ОАО НК «ЛУКОЙЛ»:
— Штокмановское месторождение было открыто 15 лет назад, но почему до сих пор никто за него не взялся? Три триллиона кубометров газа никому не нужны? Почему за последние 5–6 лет не проведено ни одного нового тендера ни в одной шельфовой зоне? Напрасно надеяться на то, что будет создан государственный орган или государственная компания, которая будет очень правильно этим руководить. Мы все помним историю, когда государство регулировало эти вопросы. В этот период как раз и были сделаны большинство открытий, но дальше этого не пошло. Существует реальный тормоз в освоении месторождений. Работая в «ЛУКОЙЛе» и занимаясь конкретикой проектов последние десять лет, могу сказать, что нужны совершенно четкие, экономически обоснованные критерии подбора и реализации проектов.
Много лет уже говорится о том, что все морские проекты сегодня находятся в зоне наибольших рисков — с точки зрения и экономики, и идеологии, и производства, и экологии. А в Баренцевом море еще и политические риски, поскольку там есть неразделенные зоны. Этот полный набор рисков как раз и является сегодня главным тормозом в освоении шельфа. По нашему мнению, пока не будут решены эти вопросы, пока не будут созданы специальные условия, гарантированные государством по реализации тех или иных проектов в каждом регионе, ждать бурного развития в освоении российского шельфа в ближайшие годы не стоит.
Сегодняшние проблемы, которые возникают при освоении тех двух шельфовых регионов, в которых работает «ЛУКОЙЛ», связаны, в первую очередь, со сложнейшей согласовательной процедурой. Особенно в последние два года, когда происходит так называемая административная реформа, когда очень многие функции оказались не прописаны среди государственных агентств и даже министерств. Это вызывает массу вопросов о том, кто что должен делать. Для примера: согласование проекта бурения первой скважины на Каспии на структуре Хвалынское заняло у нас порядка 4 месяцев. Согласование бурения девятой скважины на Южноракушечной — около 1,5 года. Вот тот регресс, который виден сегодня невооруженным глазом. Нам представляется, что, наверное, необходимо вводить механизм контроля со стороны законодателей за деятельностью правительственных органов в этой области.

Б.В. Щитов, начальник Управления «Севморнефтегаз»:
— В 2002 году мы получили лицензию на разработку Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений. Наиболее продвинутым, с точки зрения освоения, из них является Приразломное, которое находится на расстоянии 65 км от суши и 1100 км от тех баз, где мы собираемся делать перевалку нефти для последующей транспортировки на Запад. На сегодняшний день это месторождение практически разведано, проведены все исследования для того, чтобы в 2007 году установить строящуюся сейчас платформу.
Каким образом мы будем проектировать скважины? Они достаточно сложные, все горизонтальные. Здесь будет 19 добывающих и 16 нагнетательных скважин. Учитывая их сложную конструкцию, повышенные требования предъявляются и к самому процессу бурения, и к оснастке скважин, и к буровому комплексу.
В состав объектов обустройства нефтяного месторождения входит ледостойкая стационарная гравитационная платформа. Она предназначена для бурения всех видов скважин (и нагнетательных, и добывающих), а также для добычи, подготовки нефти и, самое главное, она будет использована как хранилище нефти (13 танков, каждый по 10 тысяч тонн). В состав объектов обустройства войдут два ледокола-снабженца и два танкера ледокольного типа водоизмещением 70 тысяч тонн, а также береговая инфраструктура в Мурманске, Северодвинске и Варандее. Подсчитаны основные затраты, которые нам предстоит освоить. Для самой платформы — около миллиарда долларов, бурение — 250 миллионов, транспортная система — 325 миллионов. Итого — $1,7 миллиарда.
Сейчас очень серьезные работы связаны с закупкой оборудования. Очень много мы закупаем по импорту — примерно на $250 миллионов. Причем оборудование должно соответствовать самому высокому мировому уровню, должно иметь самую высокую надежность в условиях Арктики.
Произошла подвижка сроков ввода Приразломного месторождения. Первоначально мы планировали вести его в 2006 году, теперь ввод намечается на конец 2007 года.
В перспективе мы планируем использовать платформу Приразломного не только для освоения самого месторождения. Создается очень мощная система подготовки нефти и газа. Причем запас этих установок достаточный для того, чтобы в будущем использовать их для подготовки и дальнейшей транспортировки нефти со всех месторождений, которые примыкают к этой платформе.
Какая у нас перспектива в целом? В ближайшие годы мы планируем довести уровень добычи до 12 миллионов тонн по нефти и до 70 миллиардов кубометров по газу в год. Конечно, в этом плане задачи большие, но мы готовы их реализовать. Для этого мы и созданы.

Ю.Н. Григоренко, зам. директора ВНИГРИ ФГУП:
— Разведанные и предварительно оцененные запасы нефти и газа 45 открытых морских и прибрежноморских месторождений России насчитывают 10,5 миллиардов тонн нефтяного эквивалента, или около 10% начальных суммарных ресурсов акватории. Основное число месторождений и главные запасы установлены на северосахалинском шельфе, в губах и заливах, а также на открытом шельфе Южнокарской акватории, в Печорском море, на центральных участках Баренцева шельфа, а также в российской акватории Каспийского моря. Здесь в сумме сконцентрирован почти миллиард тонн извлекаемых запасов нефти и около 7,5 триллионов кубометров газа.
С учетом данных обстоятельств формирование первых центров нефтегазодобычи прогнозируется именно в названных районах. При этом в Печорском и Карском морях, а также в Сахалинском регионе добыча морских углеводородов будет осуществляться и уже проводится наряду с эксплуатацией месторождений на сопредельной суше. До 2020 года предполагается организация и начало формирования шести акваториальных центров.
До 2010 года — начиная с Дальнего Востока — Северосахалинского центра, затем на северо-западе России — Печорского центра и Южнокарского (Общетазовского), а также Каспийского. Начиная со второй половины обозначенного срока, Штокмановско-Мурманского центра и Магаданско-Западнокамчатского. Итого всего шесть центров.
Названные центры ориентированы на освоение углеводородов самых богатых и наиболее разведанных районов континентального шельфа России и сопредельной суши. Ресурсная база всех этих шести центров только по их акваториальным участкам составляет 6,4 миллиардов тонн нефтяного эквивалента, или более половины всех морских оцененных углеводородных ресурсов страны. В этих центрах представлены почти все открытые на сегодня морские месторождения нефти и газа России.
В наиболее продвинутом в части организации Северосахалинском центре с 1977 года открыто 8 морских месторождений, включая одно уникальное Обское и 5 крупных. Запасы морской нефти почти на порядок превышают таковые по суше. Запасы газа уже к 2003 году составили около триллиона кубометров. Можно прогнозировать открытие на акватории еще не менее 6–7 крупных месторождений нефти и около 10 месторождений газа с запасами свыше 75 миллиарда кубов.
В 2010–2015 годах в этом центре ожидается годовая добыча нефти и конденсата 22 миллиона тонн. Газодобыча может достигнуть 35 миллиардов кубов. Поставка добытых углеводородов предполагается в Корею, Японию, Китай и США.
Формирование Печорского центра представляется важным, прежде всего, для существенного увеличения добычи нефти. К 2020 году из шельфовых месторождений эта добыча может достигнуть не менее 15 миллионов тонн. Для стабильного функционирования центра необходимо восполнение добычи запасами вновь создаваемых месторождений. Суммарный прирост этих месторождений оценивается в 450–460 миллионов тонн извлекаемой морской нефти.
Вся продукция планируется к вывозу танкерами по северо-западному маршруту в Европу. С учетом внутреннего потребления, годовой объем нефтеэкспорта может быть определен примерно в 20 миллионов тонн.
Сроки и реальные объемы добычи газа в Штокмановско-Мурманском центре, пока предполагаемые в размере 75–80 миллиардов кубов в год, в значительной степени будут зависеть от конъюнктуры западноевропейского и американского рынков. Пока они не имеют собственных источников газоснабжения. При достаточно активном формировании этого центра от Штокмановского месторождения до Мурманского, и строительства в районе Мурманска завода СПГ возможны поставки за рубеж сжиженного газа до 15 миллиардов кубов в год по северо-западному маршруту и сетевого газа до 20 миллиардов кубов в Западную Европу по уже строящемуся Северо-европейскому газопроводу в Балтийском море.
Контуры и темпы формирования еще одного — Южнокарского центра — пока недостаточно ясны. Из трех стоящих перед центром задач, а именно освоения запасов Ямальского газа, организация добычи из прилегающих морских месторождений, которая должна компенсировать снижение добычи из месторождений прилегающей суши (Уренгойского и т.д.) и, наконец, развитие нефтедобычи в регионе, пока выполняется только вторая. То есть «Газфлот» успешно ведет работы, связанные с будущей добычей газа в губах и заливах. В отсутствии ясной динамики развития Южнокарского центра следует указать возможные уровни ожидаемой добычи углеводородного сырья. По нефти — годовая добыча в центре к 2020 года может составить 5 миллионов тонн. По газу — аналогичный показатель может превысить 50 миллиардов кубов.
Российский сектор Каспийского моря, ресурсно оцененный в 5,5 миллиардов тонн нефтяного эквивалента, является одним из главных перспективных районов страны для поисков и освоения месторождений углеводородного сырья. «ЛУКОЙЛом» в будущем Каспийском центре уже выявлено 5 месторождений, 4 из которых являются крупными. Среди изученных зон нефтегазонакопления установлены объекты с геологическими ресурсами до 1 миллиарда тонн нефтяного эквивалента. При этом тут мне бы хотелось отметить два обстоятельства.
Первое. Уже действующие нефте- и газопроводы, проложенные вблизи этого региона, резко снижают остроту формирования транспортной инфраструктуры для добычи каспийской нефти и газа. И второе. Если с направлениями поставок нефти трудности не предвидятся, то пути реализации газа пока недостаточно исследованы.
Выводы: ожидаемая годовая добыча морской нефти с месторождений шести предлагаемых к организации центров к 2020 году составит порядка 50 миллионов тонн, а газа — около 200 миллиардов кубов. По существу, названные величины соответствуют если не всей, то большей части морской добычи углеводородов, ожидаемой в 2020 году. Обозначенные центры становятся, таким образом, главной организационной формой освоения нефтегазовых ресурсов отечественных акваторий. При этом очень важно то, что практически вся нефть и значительная часть добываемого газа ориентированы на экспорт. Все это, несомненно, оптимизирует структуру экспорта, диверсифицирует его направления, укрепляя тем самым позиции России в мировом экономическом пространстве.

В.В. Минин, ЦНИИ им. Крылова:
— Российские предприятия, прежде всего судостроительные предприятия Северо-Запада, в том числе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, располагают достаточным потенциалом, основанным на опыте проектирования и строительства различных средств для Арктики, позволяющим эффективно использовать его для создания, в первую очередь, судов, буровых установок, морских и береговых сооружений. Мы полагаем, что для оживления экономики России во всех ее аспектах целесообразно максимально использовать эти возможности, тот потенциал российских предприятий, научно-исследовательских, проектных и производственных, который еще сегодня у нас есть и сохранен в достаточной степени после развала государства.
Однако, к сожалению, сейчас достаточно много фактов, когда ожидаемые отечественной промышленностью заказы уходят за границу. Так, к сожалению, произошло с проектом челночного танкера для Приразломной платформы. Проектирование Варандеевского морского терминала отдано проектной организации Украины. Суда для перевозки сахалинского сжиженного газа, челночные танкеры для вывоза продукции отданы нефтегазовой компании Кореи. Ледокольные суда-снабженцы тоже ушли в Норвегию и Финляндию. Такой перечень можно было бы еще и продолжить.
Нам кажется, для исключения такого недостатка требуется разработка государственной программы НИОКР, проектирования, строительства, финансирования технических средств для поиска, добычи, переработки, транспортировки углеводородного сырья на континентальном шельфе Арктики, которая будет ориентирована преимущественно на российских подрядчиков и поставщиков. Я не хочу сказать, что все, что названо, надо делать в России. Безусловно, надо использовать положительный опыт наших норвежских партнеров, с которыми мы честно работаем, и других компаний, продвинутых в области работы на шельфе. Но в то же время не надо забывать, что мы российские предприятия, российская промышленность, и мы тоже не можем без того, чтобы поддерживать друг друга.
Надо сказать, что на первом этапе разработки этой программы в первоочередном порядке можно отработать ту часть, которая касается хотя бы научно-исследовательских судов. Сегодня у нас нет технических средств, чтобы продолжать те геологоразведочные работы на шельфе, в том числе и в Арктике, которые активно проводились в 60–70-е годы. Но если мы хотим серьезно реализовывать те наметки, о которых говорили геологи, то надо строить научно-исследовательский флот.
В этой части мы предлагаем свои услуги — института, который обозначен сегодня отраслевым центром судостроительной промышленности. Мы могли бы совместно с компаниями нефтегазодобывающего комплекса разработать, например, порядок выполнения в стране НИОКР, проектирования, строительства, финансирования и координации работ, направленных на создание основных наиболее капиталоемких технических средств для добычи углеводородного сырья на первоочередных месторождениях континентального шельфа России.
На наш взгляд, настала уже пора реализовывать программу создания плавучих технических средств для проведения поисково-разведочных работ на континентальном шельфе. То, что в 80-е годы прошлого века было наработано, — это весь наш багаж. Все остальные работы сегодня из-за отсутствия техники в принципе не реализуются и никто не думает, что программу создания этих средств надо сегодня составлять и реализовывать.

Дата: 08.12.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 8 (28)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!