|
|||||
1 стр. из 1 В прошлом году в статье «Антарктика ждет перемен» наш журнал сообщал о перспективах возведения на Российских антарктических станциях зданий с использованием новых технологий. Сегодня мы возвращаемся к этой теме. 3 ноября научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Федоров» вышло из гавани Санкт-Петербурга к южному континенту, что ознаменовало начало 52-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). О целях и особенностях РАЭ-52 мы попросили рассказать заместителя директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, начальника РАЭ В. В. ЛУКИНА.
— Трудно припомнить такой случай, но это факт: научно-экспедиционное судно на 80% загружено строительными материалами для возведения зданий современной конструкции на станциях «Прогресс» и «Восток». В ходе этой экспедиции планируется смонтировать ограждающие конструкции и инженерные системы многофункционального здания на ст. «Прогресс», стальной каркас которого был собран во время предыдущей, 51-й экспедиции. Монтаж начнется сразу после доставки панелей. На судне находится также каркас «шагающего» здания для ст. «Восток». — Простите, почему Вы говорите о станциях «Прогресс» и «Восток», тогда как центром российской экспедиции в Антарктиде считалась ст. «Мирный»? Какое значение придается зимовочному комплексу станции «Прогресс», для чего вообще она создается? — Одна из наиважнейших задач РАЭ — это организация продолжения работ на ст. «Восток», долгое время являющейся визитной карточкой России в Антарктике. Напомню, что эта станция расположена на полюсе на высоте 3 700 м над уровнем моря, где зарегистрирована рекордно низкая на Земле температура – 89,2 0C. Ежегодные походы на ст. «Восток» проводились со ст. «Мирный». Однако в последнее время образование множества трещин в леднике привело к тому, что «Мирный» оказался в изоляции. По сути дела, то место, на котором он находится, становится как бы островом. Надо было искать новую южную столицу российским полярникам. И тогда, исходя из сложившейся ситуации, было принято решение о создании ст. «Прогресс», находящейся равноудаленно от ст. «Восток» (примерно 1400 км). Проведенные исследования из космоса и аэрофотосъемка подтвердили правильность принятых решений. Первый поход на ст. «Восток» со ст. «Прогресс» планируется в 2009 г. Станция находится на Земле Принцессы Елизаветы, географические координаты: 69023’ ю. ш. 76023’ в. д. По соседству находятся две станции: китайская «Зхонгшан» и австралийская «Дэвис». Правительством РФ было принято решение о создании на ст. «Прогресс» нового научного комплекса. Этот объект вошел в перечень строек федерального значения, который утверждается ежегодно. На эти цели выделяются средства для капитального строительства. Кроме многофункционального здания, монтаж которого планируется завершить в 2007 г., будет осуществлено строительство снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы, способной принимать самолеты класса ИЛ-76, база ГСМ, вертолетная площадка и т. д. И, конечно же, здания со служебно-жилыми помещениями. В зимовочный период там будут жить до 40 человек. В сезон, конечно, больше. Так что новой столицей российских полярников теперь (надеюсь, на долгие годы) станет ст. «Прогресс». — Вписывается ли строительство ст. «Прогресс» в Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению государственных интересов России в Антарктике»? — Прежде всего нужно сказать о подпрограмме изучения и исследования Антарктики в федеральной целевой программе «Мировой океан», где определены все наши виды деятельности. Но финансируется она только по разделу «Фундаментальные исследования». Ни на что другое денег в этой федеральной программе не выделяется. Вся остальная деятельность РАЭ финансируется отдельной графой федерального бюджета. Основные задачи определены распоряжением Правительства РФ №713 от 2 июня 2005 г., где и указаны главные направления нашего пятилетнего развития с 2006 по 2010 гг. С уверенностью можно констатировать: прогресс очевиден! В этом году на операционные расходы выделено 550 млн. руб., а на инвестиционные проекты — 148,8 млн. Расширение научных исследований предусматривает прежде всего повышение мер безопасности жизнедеятельности персонала станции, выполнение транспортных операций, модернизацию инфраструктуры российских антарктических станций, чем мы сейчас и занимаемся. Следующий момент — улучшение социально-бытовых условий для полярников. Упомянутые средства распределяются в основном под эти направления. — Валерий Владимирович, расскажите поподробнее о здании, которое будет смонтировано на ст. «Прогресс» 52-й экспедицией. — Многофункциональное здание на этой станции будет как бы основной производственной единицей, своеобразной доминантой новой столицы. Это 2-этажное сооружение размером 60х24 м и высотой 8,4 м. На первом этаже будут расположены зоны ремонта (ТО и ТР) со своим станочным парком, пост оттаивания и мойки, дизельэлектростанция (ДЭС), агрегатная, АКЗС (зарядная станция), очистные сооружения. На втором этаже располагаются бытовые помещения, комната приема пищи, участки ремонта, вентиляционные камеры. Здание запроектировано из сэндвич-панелей с несущим металлическим каркасом. Наружное стеновое ограждение — из панелей толщиной 150 мм. Общая площадь ограждения — 1 250 кв. м. Кровля — тоже сэндвич-панели толщиной 200 мм, площадь которой — 1 500 кв. м. Для внутренних перегородок применяются сэндвич-панели толщиной 60 мм и 120 мм, их площадь — 2 650 кв. м. — А как производился выбор поставщиков для строительства? — У нас прошел тендер, рассматривались основные критерии по принципу соответствия цены и качества. Т. е. нормальные рыночные критерии при выборе победителя. При определении поставщика ограждающих конструкций принималось во внимание следующее: качество продукции вплоть до технологии изготовления и упаковки, наличие опыта поставок и эксплуатации конструкций в Антарктике, надежность поставщика. В этом смысле «Стройпанель» уже успела зарекомендовать себя, поставляя свою продукцию в Антарктиду. Специалисты этой организации дважды проводили шефмонтажные работы на снежно-ледовой взлетно-посадочной полосе станции «Новолазаревская». — Вы упомянули в начале разговора о конструкциях для станции «Восток», о «шагающем» здании. Оно что, сможет шагать по поверхности ледяного купола? Если — да, то как? — 52-я экспедиция планирует доставку каркаса здания на станцию «Восток». «Шагающим» его назвали, видимо, потому, что оно стоит на «ногах». Но шагать эти «ноги» не могут. В будущем — может быть, а это здание я бы назвал зданием, шагающим на месте. Конструкция каркаса позволяет компенсировать постоянное погружение здания в снег, для чего предусмотрено 48 опорных «ног» с домкратами. Эти «ноги» в зависимости от степени их погружения в снег или лед будут по очереди подниматься, под них будут заводиться дополнительные опоры. — И последнее: что предпринимается для охраны окружающей среды? Как будут обогреваться жилые и служебные помещения? Откуда электричество? — Проблема охраны окружающей среды нас очень волнует. Сейчас принят международный протокол, который запрещает загрязнять природу этого уникального материка и который является законом для тех, кто там работает. Конечно, в новых зданиях предусмотрены очистные сооружения и технологии, которые будут предотвращать загрязнение окружающей среды. В этом смысле наши здания не будут отличаться от американских или, скажем, австралийских, построенных в Антарктиде. И об энергетике. Сэндвич-панели, из которых будут построены здания современной конструкции, дают главное — энерго-сбережение. Т. е. то, что для полярника важнее всего. По-прежнему будем обогреваться дизель-электрической станцией за счет системы охлаждения двигателей. Оттуда будет и электричество. Кстати, именно ДЭС являются основным источником энергии на большинстве иностранных станций. Знаю, что некоторые страны собираются строить электростанции на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), но пока это только проекты. Дата: 11.12.2006 Анатолий Комаров "СтройПРОФИль" 8 (54)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||