Ю. Лукманов: «Интерес к петербургскому опыту реформирования ЖКХ огромен»

1 стр. из 1

Известно, что Санкт-Петербург является своего рода «испытательным полигоном» в ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства страны. Не случайно крупнейшая выставка, посвященная этой тематике, — «ЖКХ России» — проходит именно в Северной столице.

Председатель Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Юнис ЛУКМАНОВ ответил на вопросы нашего журнала.

–Расскажите, пожалуйста, как идет реформа ЖКХ в Санкт-Петербурге. Каковы ее принципиальные особенности, какие сложности проявились в ходе реализации, каковы ближние и дальние перспективы?

— В целях развития рыночных отношений в жилищной сфере и в соответствии с рядом постановлений городского правительства во второй половине прошлого года были проведены открытые конкурсы на право заключения договоров на организацию управления и обеспечение технической эксплуатации объектов недвижимости Санкт-Петербурга.

Обеспечение технической эксплуатации общего имущества многоквартирных домов является потенциально высококонкурентной сферой деятельности. Что и доказали проведенные конкурсы.

В 2005 г. более 18 млн. кв. м жилищного фонда были переданы для обеспечения технической эксплуатации на конкурсной основе. В конкурсах участвовали 82 организации. Из них 11 частных компаний стали победителями конкурсов, взяв на обслуживание 4,17 млн. кв. м.

Организации-победители обязались вложить в капитальный ремонт жилищного фонда по выигранным участкам 356,9 млн. руб. По состоянию на 1 сентября 2006 г. реально вложено 258,1 млн. руб. По ряду инвестиционных договоров сроки еще не истекли. В конце 2006 г. должны быть проведены конкурсы на право эксплуатации общего имущества многоквартирных домов в Санкт-Петербурге на будущий год. Практически весь жилищный фонд города, где не выбран способ управления, будет выставлен на конкурс. Напомню, что по Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2007 г. в тех случаях, когда собственниками жилья не выбран способ управления домом, конкурсы по выбору управляющей организации проводятся в соответствии с правилами, установленными Правительством России, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г.

При реализации закона могут возникнуть определенные сложности. Правилами проведения конкурсов запрещено предъявление претендентам каких-либо квалификационных требований, что может привести к тому, что на рынок выйдут, как показал опыт проведения конкурсов в 2005 г.,организации, не имеющие представления о правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда. Установленный правилами перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов включает в себя и то, что, в соответствии с постановлением губернатора, соответствует нормативному уровню качества обслуживания. Таким образом, дополнительные услуги — это фактически увеличение периодичности выполнения работ (к примеру — по подметанию лестничных клеток и устранению незначительных неисправностей инженерных систем), что очень сложно проверить и оценить. В соответствии с правилами, площадь конкурсного участка не должна превышать 100 тыс. кв. м. Один многоквартирный дом в спальном районе города может достигать 60 тыс. кв. м. Фактически формой проведения выбора управляющей компании является не конкурс, а аукцион. И это еще не весь перечень сложностей.

Сегодня услуги по эксплуатации жилищного фонда в Санкт-Петербурге оказывают 46 ОАО «Жилкомсервис» со 100-процентным государственным капиталом и более 70 частных управляющих компаний. В период создания «Жилкомсервисов» многие не верили в их жизнеспособность, в то, что они смогут достойно работать на рынке. Однако хозяйственная самостоятельность, жесткие конкурентные условия, в которые были поставлены общества проведением конкурсов, заставили их коренным образом изменить свой подход к работе и требования к своему персоналу.

Показательно то, что идет неуклонное снижение количества обращений граждан по вопросам ремонта жилищного фонда. Их количество за 8 месяцев 2006 г. составило 5749 шт., или 53,8% от показателя прошлого года. Также заметно снизилось количество повторных обращений.

Еще отмечу, что управляющие и эксплуатирующие организации стали более активно проводить и мероприятия по энергосбережению. По состоянию на начало 2005 г. потребность в установке узлов учета тепловой энергии составляла 16538 узлов, установлен был 1031 узел. В 2005 г.установлено 590 узлов. К концу 2006 г. планируется установить 2429 узлов учета, из них за счет средств бюджета — 393, а инвесторов и пр. — 2036. Экономия в среднем по 1 узлу учета 14 тыс. руб. в месяц, или 120 тыс. руб. в год.

Следует отметить, что с формированием рыночных отношений в жилищной сфере наметилась тенденция к объединению управляющих компаний (в т. ч. и государственных). В декабре 2005 г. при непосредственном участии Жилищного комитета была создана ассоциация «Жилищный комплекс». Ее стратегическая задача — консолидировать предприятия ЖКХ Санкт-Петербурга для построения саморегулирования в отрасли.

— Известно, что Санкт-Петербург — своего рода полигон в реформировании ЖКХ. Перенимают ли регионы опыт, накопленный в нашем городе?

— В этом отношении очень показательно, что крупнейшая отраслевая выставка «ЖКХ России 2006» происходит именно в Санкт-Петербурге. В прошлом году выставка была проведена на очень высоком уроне, с участием многих иностранных делегаций и делегаций из регионов России, и именно петербургский опыт вызвал наибольший интерес специалистов в области ЖКХ из других регионов. В работе выставки и конференции приняли участие официальные делегации 36 регионов России: Белгородской, Томской, Вологодской, Тюменской, Ивановской Новгородской, Курской, Липецкой, Мурманской, Орловской, Пермской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Волгоградской, Тульской, Челябинской областей, республик Карелии, Коми, Марий Эл, Якутии, Тувы, Ставропольского края и др. Делегации возглавили руководители органов исполнительной власти РФ, профильных министерств и комитетов. Одновременно в состав официальных делегаций вошли более700 ведущих специалистов: руководители и заместители руководителей департаментов, управлений, а также учреждений, коммерческих предприятий и общественных организаций жилищно-коммунального комплекса России.

Так что интерес к петербургскому опыту очень высок. Поскольку событие имело большой резонанс в нынешнем году, уровень проведения выставки станет еще выше, на нее съедутся ведущие специалисты в области ЖКХ из-за рубежа и регионов России. Выставка проходит при непосредственном участии Жилищного комитета.

Для специалистов традиционно в рамках выставки пройдет III международная специализированная конференция «Модернизация ЖКХ России 2006», а также тематические круглые столы, презентации ведущих компаний отрасли.

Основной задачей проведения конференции станут обсуждение современного состояния и перспектив развития жилищно-коммунального комплекса России с учетом мирового опыта развития этого важнейшего сектора экономики государства, обмен мнениями и выработка конструктивных решений по оптимизации реформирования и модернизации коммунального хозяйства.

— Как проводимая в городе реформа «увязана» с теми изменениями в этом вопросе, которые осуществляются федеральными властями?

— С вступлением в силу 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ нормотворческая деятельность Жилищного комитета направлена в первую очередь на приведение законодательства Санкт-Петербурга в соответствие с законодательством России.

Разработан и принят ряд нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, необходимых для реализации положений Жилищного кодекса РФ, касающихся оплаты жилого помещения, предоставления субсидий гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

В продолжение реализации ценовой политики в соответствии с Жилищным кодексом РФ в 2005–2006 гг. выполнена разработка необходимых нормативных правовых документов для введения платы за наем жилого помещения для нанимателей. Предполагается в 2006 г. также завершить работу по разработке нормативных правовых документов для установления платы за капитальный ремонт для собственников помещений.

Кроме того, в 2005 г. разработан и принят ряд нормативных правовых документов Санкт-Петербурга и Жилищного комитета, касающихся организации работы подведомственных государственных учреждений в условиях реформы по различным направлениям деятельности.В 2006 г. работа была продолжена. Был принят очень сложный и очень важный закон «О жилищной политике Санкт-Петербурга». Также летом был принят ряд законов, в том числе три из них разработаны в целях реализации в Санкт-Петербурге приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

— Сумели ли товарищества собственников жилья стать реальной силой, влияющей на положение в отрасли и на качество обслуживания жилого фонда?

— Сейчас люди уже стали понимать необходимость создания объединений собственников жилья, они уже не спрашивают «зачем», а спрашивают «как».

В 2005 г. в домах старой постройки (введенных в эксплуатацию до 1992 г.) было создано 890 ТСЖ, объединивших 973 многоквартирных дома. Активная работа по созданию ТСЖ была продолжена и в этом году. За 9 месяцев 2006 г. в домах старой постройки создано уже 863 ТСЖ. По состоянию на 1 сентября объединения собственников жилья созданы в 4669 домах, 888 из них — многоквартирные дома нового строительства. Общая площадь домов ОСЖ в настоящее время составляет 33536,1 тыс. кв. м.
Одновременно следует отметить, что в 2006 г. собственники жилья стали проявлять активный интерес к привлечению управляющих организаций (без создания ТСЖ). Если в 2005 г. такой способ управления многоквартирными домами практически не применялся, то в этом году его выбрали в 289 многоквартирных домах. Отсутствие необходимости создавать юридическое лицо (ТСЖ) и возможность переложить все проблемы, связанные с управлением домом, на управляющую организацию привлекают многих.

— Как Вы относитесь к приходу на рынок ЖКХ Санкт-Петербурга компаний из других городов и даже других стран?

— Нам нужны новые идеи, интересный зарубежный опыт. Взять, к примеру, компанию «Дуссман» — мы узнали о практике обслуживания домов квалифицированными мастерами широкого профиля, которых в Германии называют хаус-мастерами. Теперь в Санкт-Петербурге тоже появились такие кадры, только называются они немного иначе — мастерами по комплексному обслуживанию. В конце августа состоялось продажа компании ОАО «РСП» в Красносельском районе. Это предприятие купила литовская компания. Таким образом, на петербургский рынок обслуживания жилья приходит все больше иностранных фирм

Частные компании побеждали в конкурсах и в прошлом году, и в этом году — к примеру, те же «Дуссман» и «РСП». И они показывают хорошую работу. Правда, возникли небольшие сложности с выполнением одной из компаний-победителей прошлогодних конкурсов инвестиционных обязательств перед городом, однако идет диалог, и все разрешится. У руководителей есть понимание: если конкурсные условия не выполняются, к следующим конкурсам компанию просто не допустят, а ведь сейчас рынок обслуживания жилья — это очень выгодное дело, и уже сформировалась конкурентоспособная среда.

— Во всем цивилизованном мире понятие «мусорная свалка» уходит в прошлое. Практически все отходы перерабатываются и в значительной мере используются вторично. Как обстоят дела в этом отношении в Санкт-Петербурге?

— В 2005 г. Жилищным комитетом была разработана, а правительством города принята Концепция по обращению с отходами, которая коренным образом меняет годами сложившиеся отношения в отрасли, позволит навести порядок и ввести новые мощности.
В настоящее время сфера жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга ежегодно удаляет и обезвреживает в общей сложности около 6,5 млн. куб. м твердых бытовых и приравненных к ним отходов, объединяемых под названием «твердые коммунальные отходы» (ТКО). При этом в последние годы в городе наблюдается высокая динамика прироста образования ТКО. Доля ТКО, в той или иной степени подвергающихся индустриальной переработке, составляет в Санкт-Петербурге около 30% от их общей массы, тогда как в среднем по России — менее 4%.

К сожалению, система обращения с отходами в течение последних 15 лет не получала необходимой поддержки и развития, в результате чего приходит в упадок. Следует учитывать, что сложившаяся в 1990-ых гг. система управления сферой отходов оказалась несовершенной. В городе отсутствует информационная система учета образования, транспортировки и размещения отходов производства и потребления. Реализация ряда проектов осуществляется с большими задержками, что обусловлено весьма ограниченными возможностями финансирования данной сферы хозяйства, как за счет городского бюджета, так и за счет других источников.

В последние годы в Санкт-Петербурге в системе обращения с отходами произошли существенные изменения. Значительно возросли транспортные расходы и платежи за размещение отходов. Ужесточились природоохранные требования. Возникла перспектива проведения дорогостоящих работ по рекультивации территорий, занятых отходами. Существенно меняется рынок вторичного сырья и состав образующихся отходов. Из года в год в их составе оказывается все больше веществ, опасных для объектов природной среды и человека: остатков лакокрасочных материалов, растворителей, изделий из поливинилхлорида, других видов проблемных отходов, ассортимент которых постоянно расширяется. Все это объясняет необходимость принятия настоящей концепции, которая была утверждена постановлением правительстваСанкт-Петербурга.

Основной целью концепции является организация эффективной системы управления твердыми коммунальными отходами в Санкт-Петербурге, обеспечивающей снижение нагрузки на окружающую среду от воздействия отходов и повышение экологической безопасности населения. Очевидно, что такая система должна учитывать и использовать рыночные механизмы ведения хозяйства.

Целями концепции являются: определение приоритетов в развитии системы обращения с отходами; минимизация образования отходов; максимальное извлечение из коммунальных отходов токсичных фракций и вторичных ресурсов; увеличение доли перерабатываемых отходов по отношению к отходам, захораниваемым без переработки; предупреждение несанкционированного размещения отходов и возврат в хозяйственный оборот территорий, занятых полигонами и свалками.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
оптимизация управления и финансирования системы обращения с отходами в Санкт-Петербурге; совершенствование нормативно-правового обеспечения системы обращения с отходами; разработка стратегии развития системы обращения с отходами на краткосрочную и долгосрочную перспективу; совершенствование технологических процессов сбора, перемещения и переработки отходов.

Думаю, планомерная и целенаправленная реализация мер, предусмотренных концепцией, сможет кардинальным образом улучшить положение с переработкой отходов в Санкт-Петербурге.

Дата: 09.12.2006
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7-8 (57)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!