Гордиев узел лифтовых проблем

1 стр. из 1

Состоянием лифтового хозяйства в городе на Неве обеспокоены и городские власти, и рядовые горожане. Каково реальное положение дел с лифтами? Что предпринимается для исправления ситуации? Об этом наш разговор с начальником Отдела по государственному надзору за лифтами и эскалаторами МТУ Ростехнадзора по CЗФО Виталием Ивановичем ПОСТНИКОВЫМ.

–Прежде всего хочу отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.97 г., другими нормативными актами лифт является техническим устройством, отнесенным к категории опасных объектов. На основании этого здания и сооружения, в которых установлены лифты, также относятся к категории опасных производственных объектов и регистрируются в государственном реестре опасных производственных объектов. Ведутся споры о том, относятся ли к категории опасных объектов лифты, установленные в жилом доме. В феврале уходящего года в ходе судебного разбирательства с юридическим лицом нам приходилось доказывать, что лифт в жилом доме подпадает под действие вышеназванного закона. Приведя аргументированные доводы, мы решили дело в нашу пользу.

— Чем обусловлен такой подход к лифтам в жилых домах?

— Федеральный закон и иные нормативные акты регламентируют все стадии жизненного цикла лифта, начиная от монтажа и эксплуатации до реконструкции, капитального ремонта и т. д., вплоть до демонтажа. Для тех людей, которые осуществляют этот цикл работ, лифт — место работы, где, к сожалению, происходит немало несчастных случаев. Поэтому во всех развитых странах за лифтами осуществляется государственный надзор, и лифты относят к объектам повышенной опасности.

— Виталий Иванович, сегодня в нашем городе эксплуатируется значительное количество импортных лифтов. Соответствуют ли они отечественным техническим требованиям?

— Импортные лифты проходят сертификацию, т. е. экспертизу, которая устанавливает соответствие нормативным требованиям, предъявляемым к нашим лифтам. Сертификацию проводят специально аккредитованные организации иногда по месту монтажа лифта, иногда на испытательной башне, иногда специально выезжая за рубеж, на завод-изготовитель. На основании этого выдается сертификат соответствия. Завод-изготовитель или посредническая организация обращаются в Ростехнадзор, проводятся приемочные испытания, и если лифт соответствует нашим требованиям, то выдается разрешение на применение его на территории нашей страны. Бывает и так, что импортные лифты не во всем соответствуют нашим требованиям.В этом случае проводится анализ риска и в случае положительного заключения делается исключение из правил, являющееся приложением к разрешению эксплуатации. Что касается наших лифтов, то они, безусловно, отвечают правилам безопасности.

Следует отметить, что в 2003 г. вышли новые правила, которые соотнесены с европейскими нормами EN-81. Однако оказалось, что не все наши заводы-изготовители готовы отвечать новым правилам. Поэтому Ростехнадзором определен период, за который отечественные заводы-изготовители должны привести выпускаемые лифты в соответствие с этими правилами. В уходящем году этот период заканчивается.

— Существует ли классификация степени изношенности лифтов?

— Лифты можно подразделить на изношенные и проблемные. У изношенных лифтов изношены основные узлы и элементы, поэтому они требуют замены. Это вопрос эксплуатации и ремонта. Замена деталей должна производиться теми организациями, которые проводят технический ремонт в соответствии с договором. Если говорить о жилищном фонде, то на сегодняшний день денег на это не хватает. А был период, когда на протяжении десяти и более лет были деньги только на поддержание работоспособности лифтов и речь вообще не шла о каких-то плановых заменах, ремонтах. Изношенных лифтов накопилось много как в ЖСК, так и в муниципальном жилье; они требуют не только ремонта, но и модернизации и реконструкции.

Если говорить о проблемных лиф-тах — это такое состояние, когда лифт периодически выходит из строя, т. е. имеет за определенный промежуток времени количество сбоев большее, чем предусматривается технологически. Причины неполадок могут быть из-за некачественной сборки, недобросовестного технического обслуживания, износа агрегатов и узлов и т. д. Электромеханик, может быть, и старается что-то сделать, отремонтировать, но безрезультатно. Такой лифт заносят в списки проблемных; организации, которые занимаются лифтами, отслеживают ситуацию, выявляют причину, по которой лифт выходит из строя, и принимают меры. К сожалению, далеко не все стремятся определить причину неисправности проблемного лифта. Если же взять статистику, то как раз на таких лифтах и происходит больше всего несчастных случаев. И когда проводится расследование, что было накануне аварии, то зачастую выясняется: были систематические сбои. И если бы к таким лифтам относились повнимательнее, то этих случаев можно было избежать.

Все лифты должны быть в исправном состоянии; если какой-то лифт не исправен — это является нарушением. Должны приниматься меры по его ремонту, что входит в обязанность эксплуатирующей организации.

— Существует ли нормативная база, регулирующая срок жизни лифтов, профилактический и капитальный ремонты, замену?

— Разумеется, существует. Это ГОСТ 2201195 «Лифты пассажирские и грузовые. Технические параметры». В соответствии с этим документом срок службы лифта составляет 25 лет. После этого лифт должен быть либо демонтирован, либо подвергнут технической экспертизе с целью определения возможностей его дальнейшей технической эксплуатации из расчета остаточного ресурса. То есть вопрос стоит так: или замена, или модернизация.

В правилах безопасной эксплуатации лифта предусмотрены и профилактические ремонты. Такое требование содержится и в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя. Там указано, с какой периодичностью и какое оборудование должно осматриваться и заменяться. Что касается капитальных ремонтов, то был примерно десятилетний период, когда финансирования не было, зарплаты работникам лифтового хозяйства не выплачивались до 6 месяцев. Плановые капитальные ремонты выполнялись лишь по фактическому состоянию лифта.

В целом в Санкт-Петербурге хорошо отрегулированной системы плановых ремонтов лифтов в полном объеме на сегодняшний день, честно говоря, нет.

— Виталий Иванович, каково реальное положение дел с лифтами в жилищном фонде?

— В жилищном фонде у нас порядка 26 тыс. лифтов, около половины из которых отработали нормативный срок. Такого процентного соотношения нет ни в одном городе Российской Федерации. У нас лифты самые старые и самые разнообразные. Питерское лифтовое хозяйство отстает от Москвы, где работа по модернизации и реконструкции идет быстрее и в больших объемах, чем у нас.

В настоящий момент разработан график проведения экспертиз. Охватить все лифты сразу невозможно, поэтому программа рассчитана на 4 года. Она утверждена Жилищным комитетом и согласована с Ростехнадзором России. Мы осуществляем контроль выполнения этой программы. Всего за 4 года экспертизе должно быть подвергнуто 15646 лифтов. Программа адресная, охватывающая все районы. Для решения проблемы устаревших лифтов необходима их реконструкция и модернизация. Экспертиза позволит установить остаточный ресурс и продлить эксплуатацию на год, два, пять лет. Но на более длительные сроки продлить уже не получится, и потом все опять возвратится на круги своя. Первоначальный срок эксплуатации — 25 лет — восстанавливается только при полной реконструкции и модернизации. Надо идти по этому пути. Пока же мы модернизируем порядка 300 лифтов в год и еще 150 подвергаем замене, что, безусловно, мало. Эта цифра должна быть не менее 1000 в год c тем, чтобы остановить динамику старения лифтов. Потому что ежегодно примерно тысяча лифтов переходит эту черту — 25 лет. Именно столько лифтов ежегодно устанавливалось в 70-е гг. прошлого столетия в новых жилых домах.

Жилищный комитет меры принимает, и я бы отметил, что с приходом нового руководства удалось программу по экспертизе разработать, утвердить и запустить, что позволит эксплуатировать лифты в правовом поле.

Ведется реконструкция по графику многолетней программы реконструкции и модернизации. Следует отметить, что программа должна быть разработана лет на 5–7 с таким расчетом, чтобы реконструировать 1000–1300 лифтов ежегодно. Принятие же каждый год нового графика не позволяет монтажным организациям подготовиться к работе физически. Ведь необходимо пройти конкурс, подготовить документы, заказать оборудование и изготовить его… Сама работа порою начинается в последнем квартале года.

Определенную проблему представляет система тендеров. Дело в том, что в условиях конкурса главным определяющим фактором является цена. В результате есть организации, которые демпингуют до 25–30%. Это крупные фирмы с не петербургским капиталом. Их задача — закрепиться на рынке; работают они, зачастую, в убыток. Казалось бы, это их проблемы. Но они разваливают наши специализированные организации, которые остаются без работы, без денег и без специалистов.

— Как обстоит дело с кадрами, обслуживающими лифтовое хозяйство?

— Это одна из ключевых проблем лифтового хозяйства. Квалифицированных электромехаников не хватает. Более 50% работающих по этой специальности — люди после 40–50 лет, молодежи очень мало. Обусловлено это в первую очередь заработной платой в отрасли. Между тем работа электромеханика чрезвычайно ответственна.

При проверках фирм часто выявляются случаи, когда за отдельным электромехаником закрепляется 100 и более лифтов. Но они физически не могут обслуживать такое количество.

— Возможно ли решение проблем лифтового хозяйства посредством привлечения частных инвестиций? Насколько перспективен такой подход?

— Такой опыт известен в Прибалтике, где из муниципальной собственности дома были переданы в частные руки. И там применяется такая схема: организация жильцов наподобие нашего ТСЖ берет под реконструкцию лифтов ссуды в банке или же в реконструкцию могут инвестировать крупные специализированные организации. У нас таких примеров нет. Были намерения инвестиций, однако до их реализации так и не дошло. Все дело в том, что инвесторы хотят получить гарантированную прибыль, однако лифтовое хозяйство таких гарантий не дает.

— Виталий Иванович, какова судьба адресной программы «Реконструкция и модернизация лифтов на 2003–2013 годы»?

— Эта программа в 2002 г. была одобрена на заседании правительства, а в 2003-м была сорвана из-за нефинансирования. На сегодняшний день и по адресам, и по финансам эта программа устарела, и о ней можно говорить только лишь как о базе для новой программы.

Дата: 30.01.2007
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 1 (58)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!