|
|||||
1 стр. из 1 На формирование рынка бульдозеров существенное влияние оказывает характер застройки, который с точки зрения механизации можно укрупненно поделить на три вида: • новые поселки и квартальная застройка — большой объем выполняемых земляных работ позволяет эффективно использовать традиционную общестроительную технику; • внутриквартальная уплотненная застройка — применение традиционной техники малоэффективно, нужна мобильная, малогабаритная техника, способная маневрировать в данных условиях и оперативно передислоцироваться с объекта на объект; • единичный объект по заказу отдельных застройщиков — нужна многофункциональная техника индивидуального или бригадного пользования. В настоящее время для первого вида строительства имеется достаточно техники по номенклатуре и количеству. Однако парк машин уменьшается в связи с более интенсивным (по сравнению с приростом) их списанием. В настоящее время удельный вес машин с истекшим сроком службы для бульдозеров составляет 47%. Из-за нерациональных по структуре парков морально и физически изношенных машин строительные организации несут повышенные затраты на их содержание, ремонт и эксплуатацию. Улучшению характеристик парка бульдозеров также не способствует импорт бывшей в употреблении техники. Следует отметить, что состояние парка бульдозеров достаточно сильно отличается по регионам. Сохраняющаяся недостаточная инвестиционная активность и переход к новой структуре малообъемных работ определяют спрос на строительную технику средней и малой мощности. Таким образом, парк строительных машин должен не просто обновляться, а существенно видоизменяться. Наиболее вероятными источниками финансирования обновления и переоснащения активной части основных фондов строительного комплекса являются амортизационные отчисления и собственная прибыль, а также заемные средства и средства заказчиков. Однако в настоящее время инвестиционная активность невысока. Поэтому существенных изменений в производстве и закупке строительной техники не происходит. К сожалению, отечественные производители продолжают по-прежнему ориентироваться на выпуск мощной техники, не обеспечивая удовлетворения потребности в бульдозерах для небольших строительных объектов. Что касается экспорта российских бульдозеров, то официальная таможенная статистика начиная со II квартала 2000 г. не зафиксировала экспортных поставок, определяемых по коду ТН ВЭД 84291100 (Бульдозеры самоходные гусеничные). Однако это связано не с отсутствием спроса на данную продукцию на внешнем рынке, а с изменением внешнеэкономической политики товаропроизводителей. Поставки на экспорт осуществляются в виде крупноузловых сборочных комплектов бульдозеров. Так, например, АО «Уралтрак» поставляет упакованные в контейнеры сборочные комплекты бульдозеров, предназначенных для сборки на месте, в такие страны, как Вьетнам, Китай, Ирак, Лаос, Камбоджа, Египет, Либерия, Эквадор и т. д. Поставка бульдозеров в контейнерах, как показывает опыт, обеспечивает полную сохранность продукции при железнодорожных, автомобильных и морских перевозках, а сборка и испытания на месте позволяют обеспечить высокое качество машин. В этой связи весьма показателен положительный опыт работы во Вьетнаме. В этой стране сборка машин производится местными рабочими на совместном российско-вьетнамском предприятии «Вутрак». Во Вьетнам поставляются удешевленные модели машин (брезентовые тенты вместо кабин) в тропическом исполнении. При этом экспортная техника комплектуется чешскими турбокомпрессорами. Рассматривая отечественное производство бульдозеров, можно проследить в нем следующую тенденцию: за два года (1999—2000 гг.) производство бульдозеров по сравнению с 1998 г. практически удвоилось. Прирост производства в 2000 г. был зафиксирован на уровне 25% по отношению к 1999 г. Но достигнутый в 2000 г. объем выпуска на уровне 3 тыс. штук составляет лишь 15—20% к годовым объемам выпуска в благополучные для отрасли «застойные» годы. За первые три квартала текущего года производство бульдозеров сократилось на 259 штук по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. (на 13,6%). При этом сокращение выпуска на основном производителе этой техники — ОАО «Уралтрак» — составило 285 шт. По результатам I—III кварталов есть основания прогнозировать выпуск в 2001 г. не более 2 600 штук. Это сокращение меняет сложившуюся в последние годы тенденцию постоянного повышения выпуска продукции от года к году (диаграмма 1). В целом о перспективах и тенденциях, складывающихся на рынке бульдозеров, можно будет более определенно судить по результатам работы за год в связи с развитием общей ситуации в строительной и горнодобывающей отраслях — основных покупателях тяжелой землеройной техники. Дата: 12.11.2001 С. МАКАРЕНКОВ, А. РИКОШИНСКИЙ "СтройПРОФИль" №10
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||