|
|||||
1 стр. из 1 В последние годы в стране значительно увеличились объемы строительства. Естественно, что возводимые и реконструируемые объекты должны отвечать всем современным требованиям не только по функциональному назначению и комфорту, но и по безопасности. Среди всего спектра потенциальных опасностей на первое место статистика ставит пожары. Обеспечение пожарной безопасности заключается в выполнении целого комплекса организационно-технических мероприятий, а началом всему является проект. Потенциальная пожарная опасность, или наоборот — безопасность, объекта закладывается на стадии проектирования, т. е. это определяется квалификацией и ответственностью специалистов. В свою очередь в отношении требований, предъявляемых к специалистам, справедливым следует признать принцип: сначала научи, а потом спрашивай. Как же сегодня обстоят дела с подготовкой специалистов в области проектирования противопожарной защиты? Такой строительной специальности, как «пожарная безопасность» (гражданских и промышленных объектов) с указанием в дипломе квалификации «инженер-строитель» в вузах страны нет. Специалисты, которых сегодня готовят учебные заведения ГПС МЧС, — не строители, а сотрудники, и прежде всего надзорных органов. В строительных вузах противопожарные темы рассматриваются, в лучшем случае, как отдельные, но совсем не основные дисциплины. Справедливости ради следует отметить, что подобная специализация (одна группа — примерно 20 человек) имеется в одном из строительных военных учебных заведений в г. Ульяновске. Так что можно смело утверждать: специалистов в области пожарной безопасности в строительстве мы не готовим! А тем временем потребность в инженерах-проектировщиках с высоким уровнем квалификации в строительной отрасли объективно растет. Еще год назад в одном из декабрьских (2005 г.) выпусков популярной передачи «Диалог с городом» на 5-м анале телевидения Санкт-Петербурга губернатор города В. И. Матвиенко обратила на эту проблему особое внимание. Непрерывный процесс повышения профессиональной подготовки персонала является необходимым условием успеха в любой области человеческой деятельности. Известный неблагоприятный период в экономике нашей страны нарушил это условие. Более того, эта сфера инженерной деятельности, как, впрочем, и многие другие, лишилась значительного числа опытных сотрудников. В прежние годы специалисты в области противопожарной защиты «вырастали» на практической работе в отделах проектных институтов (в коллективах, из поколения в поколение). Теперь таких организаций мало, а те, что сохранились, как правило, малочисленны и не способны решать эту задачу — законы рыночной экономики не способствуют подобной форме обучения. Ситуацию осложнил еще один, в целом положительный, фактор: появилось множество новых как отечественных, так и импортных, ранее неизвестных технологий, оборудования и материалов, которые зачастую существенно влияют на проектные решения. Значительно выросла сложность и самих объектов строительства. Круг вопросов в сфере обеспечения пожарной безопасности, который должен решаться еще на стадии проектирования, весьма широк: Для оперативного разрешения сложившейся ситуации необходимо повышать квалификацию специалистов, уже работающих в данной области как в государственных, так и частных структурах. Такое обучение может и должно быть организовано в системе предлицензионной подготовки, в том числе и на базе государственных учебных заведений и специализированных центров. Государственная значимость противопожарной защиты, а главное, опасность некомпетентных решений таковы, что эту деятельность и впредь необходимо лицензировать (по крайней мере для объектов с повышенной техногенной опасностью, большим количеством людей и т. д.). Подготовку специалистов для проектирования таких объектов следует проводить на обязательной основе и по отдельным, более наполненным программам. Организация этого обучения не потребует специального государственного финансирования, а наоборот, способна приносить прибыль, например, учебным центрам МЧС. Ведь обучение будет оплачиваться фирмами-соискателями лицензий. Заинтересованы в этом и производители оборудования и современных строительных материалов, и авторы передовых строительных технологий. Отдельно следует обсудить вопрос: как все это организовать? Представляется целесообразным использовать базу вузов строительного профиля и учебно-методических центров МЧС, имеющихся во всех регионах. На первом этапе, например, можно выбрать несколько вузов и областных учебных центров. С участием ведущих преподавателей, специалистов ГПС и авторитетных проектных организаций, а также фирм-производителей оборудования и материалов надо разработать единые учебные планы и программы, подготовить необходимый методический материал, создать соответствующую учебно-материальную базу. Фирмы и компании-производители противопожарной продукции непосредственно заинтересованы в организации качественного обучения. Недостаточная квалификация специалистов существенно сдерживает внедрение наших наиболее передовых разработок. Кроме составления учебных планов и программ, наработки методического материала, создания учебно-материальной базы мы могли бы принимать участие и непосредственно в процессе проведения занятий. Формы занятий могут быть различными. Основу должен составлять продуманный курс лекций, который обязательно следует дополнять семинарами, проводимыми опытными проектировщиками и специалистами фирм-производителей оборудования и материалов, имеющих практический опыт построения противопожарной защиты современных сложных объектов. С учетом специфики регионов в программах могут быть некоторые отличия. Полезно заимствовать опыт ряда областей, где уже решают эту задачу. По личному опыту и участию знаю, что такая работа активно ведется в Екатеринбурге, Красноярске, Москве и Санкт-Петербурге. Многочисленные жертвы пожаров — наша общая боль, и задача снижения числа трагедий на пожарах может быть решена только общими усилиями. Дата: 31.01.2007 С. А. Калашников "СтройПРОФИль" 1 (55)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||