Балтийская трубопроводная система: продолжение следует

1 стр. из 1

Потребность в строительстве нового трубопровода для транспортировки нефти в направлении Западной Европы возникла сразу же после развала СССР, в результате чего все экспортные мощности России были утрачены и сосредоточены в странах Прибалтики. Общий дефицит портовых мощностей на Балтике составлял 90–100 млн. т. По этой причине Россия вынуждена была экспортировать свои грузы через порты прибалтийских государств, которые зарабатывали на этом ежегодно свыше 1 млрд. долларов. Идея создания Балтийской трубопроводной системы (БТС) родилась в 1993 г. с выходом распоряжения Совета министров РФ «Об ускорении развития транспортных систем, обеспечивающих внешнеэкономические интересы Российской Федерации».

В 1994 г. Приморск впервые попал в сферу внимания ОАО АК «Транснефть». Внимание к этому городу, через который предполагалось поставлять в Западную Европу нефть, объяснялось тем, что «Транснефть» искала оптимальный путь транспортировки сырья из Тимано-Печорского нефтяного региона.

Весной 1996 г. работы по проектированию БТС были закончены, и 16 мая в Санкт-Петербурге состоялось специальное совещание, на котором представители правительства Ленинградской области, региональных комитетов по экологии и земельным ресурсам, ОАО АК «Транснефть», ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы», ОАО «Гипротрубопровод» рассмотрели Декларацию о намерениях по строительству БТС. Конечными пунктами транспортировки нефти рассматривались, как варианты, город Приморск и финляндский порт «Порвоо». Дальнейшие расчеты показали, что величина тарифов до Приморска ниже тарифов до латвийского порта «Вентспилс», через который к тому времени шло значительное количество российской нефти.

16 октября 1997 г. принимается Постановление российского Правительства «О проектировании, строительстве и эксплуатации Балтийской трубопроводной системы».

Первая очередь БТС была построена в рекордно короткие сроки — за 18 месяцев — и позволила обеспечить экспортное направление транспортировки на рынки Европы и США нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья через российский нефтеналивной порт в Приморске. При сооружении ее объектов компанией «Транснефть» были применены все мировые новшества в области строительства трубопроводного транспорта нефти и самое современное оборудование.

Торжественное открытие первой очереди БТС состоялось в Приморске в конце морозного декабря 2001 г. Президент России Владимир Путин активизировал на компьютере команду «Пуск» и произнес: «С Богом!». Нефть потекла в первый резервуар танкера «Петрокрепость». С этого момента началась эксплуатация нефтепровода «Кириши — Приморск» и построенного нефтеналивного порта «Приморск». БТС с первого же дня вышла на проектную мощность 12 млн. т нефти в год.

Дальнейшее развитие системы было определено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2003 г., которым предусматривалось увеличение мощности системы до 30 млн. т нефти в год с дальнейшим ее доведением до 50 млн. т. Решением компании «Транснефть» функции заказчика по строительству новых объектов были возложены на ООО «Балтнефтепровод». Реализация проекта шла поэтапно:
июль 2003 г. — 18 млн. т нефти в год;
ноябрь 2003 г. — 30 млн. т;
март 2004 г. — 42 млн. т;
август 2004 г. — 50 млн. т;
апрель 2006 г — 60 млн. т;
декабрь 2006 г. — 70 млн. т.

Свыше 60 нефтяных компаний стали постоянными клиентами порта, в том числе компания «КазТрансОйл» сопредельного государства Казахстан.
В числе российских партнеров воспользовались вновь открытым для России экспортным направлением такие ведущие известные акционерные общества, как «Тюменская нефтяная компания», «Сибнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Юкос».

По мере приобретения опыта погрузки обслуживающим персоналом скорость операций по обработке танкеров сократилась в полтора раза. Такая производительность достигнута техническими службами и отделами в первую очередь за счет грамотной эксплуатации современного высокотехнологичного оборудования, которая обес­печивает высокую надежность, промышленную и экологическую безопасность деятельности предприятия.

Прошедший 2006 г. был непростым, но очень плодотворным. Прежде всего он был наполнен напряженной, динамичной работой по увеличению мощности Балтийской трубопроводной системы до 74 млн. т нефти в год.

7 апреля 2006 г. министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко с помощью компьютерной «мышки» начал погрузку нефти с нового причала в СМНП «Приморск». Так был дан официальный старт для работы БТС в новой мощности — 65 млн. т. в год. В ходе расширения системы потребовались строительство и реконструкция ряда технологических объектов на территориях Ленинградской, Ярославской и Новгородской областей. Были завершены работы, начатые в 2005 г.: строительство НПС «Сестрорецкая», 14-километрового участка нефтепровода в Яро­славской области, реконструкция НПС «Правдино», «Быково» и «Песь», строительство очистных сооружений, вертолетной площадки и узла учета нефти в СМНП «Приморск».

Но на этом развитие одного из важнейших экспортных направлений перекачки нефти не остановилось. В конце 2006 г. взят новый рубеж — 74 млн. т нефти в год. Глава ОАО АК «Транснефть» С.М. Вайншток на личной встрече в декабре проинформировал Президента России В.В. Путина о том, что компания выполнила данное ей поручение об увеличении мощности БТС. Для этого была проведена реконструкция НПС «Песь», построены нефтеперекачивающая станция «Невская-2», лупинги в Ленинградской и Ярославской областях, реконструкция внешнего электроснабжения НПС «Песь» и «Невская», реконструкция технологического трубопровода НПС «Ярославль-3», «Сестрорецкая», блокировочного трубопровода НПС «Невская», дооснащение СИКН №940 в Приморске.

Плюс 50 млн. тонн

Утвержден технический проект дальнейшего расширения БТС. «Мы приняли решение и будем развивать Балтийскую трубопроводную систему по маршруту Унеча (граница с Белоруссией) до порта «Приморск», — сообщил журналистам президент ОАО «АК «Транснефть» С.М. Вайншток. Будет также увеличен пропускной объем специализированного морского терминала на 50 млн. т нефти.

5 февраля 2007 г. состоялось заседание технического совета, на котором утверждена Декларация о намерениях. «Это результат напряженной работы всего коллектива, и до 15 числа, начиная с 9 февраля, мы проведем презентации проекта в Брянской, Псковской, Новгородской, Ленинградской областях. 12 февраля на предполагаемую трассу строительства должны выйти 896 человек для изыскательских работ. Мы обойдемся максимально короткими сроками в части проектирования и строительства этого достаточно сложного проекта», — сказал С. М. Вайншток.

По словам главы компании, проектная мощность обновленной БТС в перспективе составит 150 млн. т: «Мы рассчитываем, что первая очередь нового нефтепровода увеличит мощность БТС до 125–130 млн. т. Однако в проект закладывается трубопровод, рассчитанный на 75 млн. т плюс к существующим 75 млн.».

Стоимость нового трубопровода пока неизвестна. «Мы еще не определились, сколько это стоит. Но уже сейчас можно сказать, что это очень дорого. Мы обсуждали с коллегами, что если бы у нас не были риски с сопредельными государствами, такие деньги было бы тратить не нужно. Но так как нужно защитить государство от этих рисков, мы пойдем на такие траты», — отметил президент «Транснефти».

Отвечая на вопрос, каким образом будет финансироваться строительство новой ветки БТС, С. М. Вайншток сказал: «Нефтяники будут пользоваться трубопроводом, но не будут платить за его строительство. Компания предполагает построить его на заемные средства».

«Новый маршрут будет даже несколько короче для потребителей в Польше и Германии, так что неф­тяникам платить больший тариф не придется», — добавил глава «Транснефти». Он также сообщил, что европейским странам в случае реализации планов компании придется частично расширить инфраструктуру по приему российской нефти. «Но они же хотели искать альтернативные источники нефти, а сухопутных альтернативных путей нет, так что в любом случае они будут морскими».

В статье использованы материалы, предоставленные ООО «Балтнефтепровод»

Дата: 16.02.2007
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 1 (29)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!