Константин Мурадов: «Балтийский опыт пригодился на Каспии»

1 стр. из 1

13 декабря 2006 г. в Москве состоялось 2-ое заседание «круглого стола» по проблемам освоения минеральных и энергетических ресурсов российского шельфа «Шельф России–2006», которое привлекло руководителей крупнейших нефтегазовых компаний, специалистов, представителей госструктур. Более подробно об итогах «круглого стола» наш журнал расскажет в следующем номере. А сейчас предлагаем вниманию читателей наиболее интересные фрагменты выступления на этом заседании начальника управления морских нефтегазовых объектов ОАО «ЛУКОЙЛ» К. В. Мурадова.

Компания «ЛУКОЙЛ» уделяет морскому направлению нефтегазодобычи особое внимание, так как основной прирост мировых запасов углеводородов в последнее время приходится на месторождения континентального шельфа.

Еще в 1995 г. мы приступили к геологическому изучению Каспийского региона, рассматривая его как один из ключевых регионов компании по приросту добычи нефти и газа.

В период с 1995 по 1999 гг. на акватории был выполнен значительный объем геолого-разведочных работ. Для ведения поисково-разведочного бурения была приобретена и модернизирована самоподъемная плавучая буровая установка «Астра». Уже тогда, в 1999 г., на самых ранних этапах работ с целью формирования стратегии освоения шельфа Северного и Центрального Каспия были разработаны «Концептуальные предложения по освоению российского сектора Каспийского моря», которые заложили фундамент дальнейших работ по обустройству месторождений и структур.

В работе были предварительно оценены уровни добычи углеводородов по структурам, количество морских нефтегазовых гидротехнических сооружений (МНГС), порядок их ввода в эксплуатацию, капитальные затраты и экономическая эффективность будущих проектов обустройства.

Была сформирована программа работ по комплексному обустройству месторождений Каспийского моря, включающая проведение проектно-изыскательских работ, НИОКР, создание необходимого оборудования и технических средств.

Время показало, что непростое стратегическое решение о выходе в новые малоисследованные регионы с высокими геологическими рисками и неоднозначными перспективами было принято не зря. В результате проделанной работы на настоящий момент в акватории Северного и Центрального Каспия открыто 6 месторождений с запасами более 2 млрд. т условного топлива, выявлено 10 перспективных структур и ведутся работы по их обустройству.

Следует отметить, что первый практический опыт строительства объектов обустройства и формирования системы управления морскими проектами в компании был получен в ходе реализации проекта обустройства месторождения «Кравцовское» (Д-6) на Балтийском море.

Основной объем работ по строительству МНГС осуществлялся собственными силами компании на заводе по производству строительных металлоконструкций «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» с использованием для их установки в море краново-монтажного судна «Станислав Юдин». К настоящему моменту на месторождении завершается бурение эксплуатационных скважин и добыто более 1 млн. т нефти.

Другой проект «ЛУКОЙЛа», приближающийся к стадии завершения, — строительство Варандейского отгрузочного терминала, который планируется установить в Баренцевом море на удалении 23 км от берега. Уникальный ледостойкий терминал будет обеспечивать отгрузку нефти с месторождений, разрабатываемых компанией в Тимано-Печорской провинции. Терминал рассчитан на отгрузку 12 млн. т нефти в год при круглогодичной эксплуатации.

Входящий в состав терминала морской ледостойкий отгрузочный причал, как и объекты обустройства месторождения Кравцовское, изготавливается на заводе строительных металлоконструкций «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» с привлечением российских и зарубежных подрядных организаций. Строительно-монтажные работы в море будут выполнены с помощью специализированных судов включая КМС «Станислав Юдин».

Строительство двух ниток подводного трубопровода осуществляется российской компанией «Глобалстрой инжиниринг» со специализированной трубоукладочной баржи «МРТС-Дефендер», недавно построенной по заказу ОАО «Межрегионтрубопроводстрой». Трубы диаметром 820 мм поставлены Выксунским металлургическим заводом, а их изоляция и балластное покрытие выполнено на Московском трубозаготовительном комбинате. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на конец 2007 г.

Помимо уже упомянутых в реализации проектов «Д-6» и «Варандейский терминал» были задействованы следующие отечественные предприятия:
 -  судостроительный завод «Янтарь», ООО «Спецработы», ООО «Центр модульного строительства», ООО «Балтсудсервис», ЗАО «Монтажстройконструкция» (изготовление металлоконструкций);
 -  завод «Балткран» (поставил платформенные краны грузоподъемностью 60 т);
 -  ОАО «Новая эра», ОАО «Калининградское предприятие «Эра» (выполняют электромонтажные работы);
 -  ЗАО «Румпель», ООО «ВИЛ», ООО ПКФ «Виком» (изоляция, пожарная сигнализация, антикоррозионная защита);
 -  ЗАО «ПРИЗ» (поставка и монтаж систем АСУТП).
 
Полученный за короткое время опыт строительства объектов морского обустройства в полной мере используется при реализации проектов, в первую очередь на Каспии, который является основным ориентиром лукойловской морской нефтегазодобычи на ближайшие годы.

Разработанные в 1999 г. «Концептуальные предложения по обустройству…», заложившие фундамент принципам обустройства месторождений Каспийского моря, постоянно корректируются по результатам ведущихся на пяти лицензионных участках геологоразведочных работ.

В 2006 г. наиболее значимым для компании событием явилось открытие на Каспии крупнейшего в России за последние 20 лет нефтяного месторождения, получившего имя выдающего отечественного нефтяника Владимира Филановского.

В настоящее время с учетом последних результатов ГРР «Концепция обустройства Каспия»» определила следующие объемы работ:
 -  строительство морских ледостойких стационарных платформ для бурения, добычи и подготовки пластовой продукции на глубинах моря до 40 м (всего более 30 МНГС);
 -  обустройство глубоководных структур Центрального Каспия полупогружными платформами для бурения скважин, добычи и подготовки пластовой продукции, а также системами подводной добычи (всего порядка 35 МНГС);
 -  комбинированная транспортировка нефти в трубопроводы КТК и Баку — Новороссийск;
 -  транспортировка газа в трубопроводную систему ОАО «Газпром»;
 -  общая протяженность подводных трубопроводов составит более 1000 км.
 
Наибольший успех геологоразведочных работ был достигнут на акватории Северного Каспия, в связи с чем работы по его обустройству запланированы на самое ближайшее время — 2008–2012 гг. За это время предполагается ввести в эксплуатацию 4 наиболее крупных и капиталоемких объекта обустройства: месторождения им. Ю. Корчагина, им. В. Филановского, Хвалынское и Сарматское. Эти месторождения должны обеспечить основные объемы добычи нефти и газа с лицензионного участка.

Первоочередным объектом на Каспийском море для «ЛУКОЙЛ» является месторождение им. Ю. Корчагина, завершение обустройства и начало эксплуатации которого намечено на 2009 г. На этом месторождении на глубине моря около 12 м предполагается установить сейсмоледостойкую стационарную платформу для одновременного бурения, эксплуатации куста скважин и подготовки пластовой продукции с жилым модулем на отдельном опорном основании, подводный нефтепровод и плавучее нефтехранилище с точечным причалом для отгрузки нефти в танкеры.

Максимальная добыча нефти с месторождения им. Ю. Корчагина планируется на уровне 2 млн. т/год, газа — 1 млрд. куб. м/год.

В настоящее время работы по реализации проекта обустройства вступили в инвестиционную стадию:
 -  завершена и согласована в органах государственного надзора проектная документация;
 -  проведены тендеры по выбору генеральных подрядчиков по строительству ЛСП-1, ЛСП2, подводного трубопровода, ПНХ и точечного причала;
 -  заключены контракты на поставку оборудования с длительным сроком изготовления (бурового комплекса, компрессорного и энергетического оборудования);
 -  в стадии подготовки тендеры на закупку технологического и другого оборудования.
 
В качестве строительных подрядчиков привлечены такие ведущие компании, как McDermott, Kep­pel, Bluewater, поставки компрессорного и энергетического оборудования будут осуществляться компаниями Dresser Rand и Solar Turbines, бурового комплекса National Oilwell.
Комплектация платформ современным высокотехнологичным надежным оборудованием для бурения, сбора, подготовки и транспорта продукции скважин является одной из наиболее ответственных задач как при обустройстве первоочередного месторождения им. Ю. Корчагина, так и других месторождений лицензионного участка.

Следует отметить, что наряду с такими характеристиками, как высокая производительность и надежность, при обустройстве морских месторождений на первый план выходят вопросы снижения масса-габаритных параметров оборудования, его блочно-модульное исполнение, возможность применения в агрессивном морском климате, соответствие российским и международным стандартам, применяемым при строительстве и эксплуатации МНГС.

В первую очередь следует остановиться на следующих видах оборудования, требующихся при обустройстве морских нефтегазовых месторождений компании:
 -  буровые комплексы с допускаемой нагрузкой на крюке до 600 т включая превенторное оборудование, оборудование подготовки бурового раствора и другое;
 -  центробежные компрессоры, развивающие давление до 16 МПа с суммарной производительностью порядка 30 млн. куб. м/сут;
 -  газотурбинные генераторы с единичной мощностью от 4 до 15 МВт;
 -  насосное оборудование различного назначения, в том числе для перекачки жидких углеводородов на значительные расстояния и закачки воды в пласт (давление 3–9 МПа), производительностью до 500 куб. м/час, а также подачи химических реагентов в систему подготовки пластовой продукции и др.;
 -  оборудование для подготовки нефти, газа и пластовой воды различной производительности: сепараторы, отстойники, электродегидраторы (давление до 4 МПа), скрубберы и теплообменники (давление до 16 МПа), фильтры и другое.
 
Не исключено, что технологическое оборудование также может представлять для нас интерес в сероводородостойком исполнении.

Еще одним важнейшим вопросом при обустройстве морского месторождения является вопрос выбора конструкций, проектирования и строительства морских стационарных платформ для бурения, добычи и подготовки пластовой продукции — наиболее капиталоемких и сложных объектов обустройства.

При реализации проектов комплексного обустройства месторождений в условиях Каспийского моря к платформам должны предъявляться особые требования: возможность эффективного сопротивления внешним нагрузкам (ледовым, ветровым, волновым, сейсмическим), унификация конструкций, минимизация трудоемких и дорогостоящих работ в море ввиду ограниченности в регионе специальных технических средств (краново-монтажных судов, барж и др.).

В связи с этим специалистами «ЛУКОЙЛа» и подрядными организациями ведутся работы по разработке конструкций платформ, которые позволили бы максимально снизить объемы работ в море, а также минимизировать воздействия на окружающую среду при выполнении морских операций при строительстве, эксплуатации и ликвидации объектов обустройства.

Хотелось бы остановиться и на такой важной проблеме, как разработка нормативно-технических документов в области обустройства морских месторождений. Успех их освоения во многом определяется наличием нормативной базы, регламентирующей работы по их обустройству. Федеральный закон «О техническом регулировании» обязывает нас создать собственную систему нормативов и стандартов, что соответствует мировой практике.

В рамках корпоративной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» в области технического регулирования и стандартизации компании предстоит разработать до 2008 г. девять первоочередных стандартов организации (СТО) в области обустройства морских нефтегазовых объектов. Разработчик — ООО «ЛУКОЙЛ-ВолгоградНИПИморнефть». Совместно с ОАО «Газпром» планируется разработать четыре стандарта, которые будут носить статус межкорпоративных.

В составе экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ ведется работа по включению регламентов по разработке шельфовых месторождений в Правительственную программу разработки технических регламентов на 2006–2008 гг.

Налаживается взаимодействие с Рабочей группой ТК 12 CEN по гармонизации европейских и российских стандартов.

В заключение хочется подчеркнуть, что одной из наиболее значимых для «ЛУКОЙЛа» задач при освоении нефтегазовых месторождений, и в первую очередь на шельфе морей, является задача обеспечения экологической и промышленной безопасности на всех этапах реализации проекта: разведки, обустройства, эксплуатации и ликвидации сооружений.

Такой подход, обеспечивающий неуклонное соблюдение экологических норм, правил и требований как федеральных, так региональных и международных, декларируется принятой ОАО «ЛУКОЙЛ» «Политикой в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке» и подтверждается сертификацией компании на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001 и стандарта OHSAS 18001.

Примером приоритетности для компании принципов экологической и промышленной безопасности является многолетнее ведение работ на акваториях морей по принципу «нулевого сброса» отходов.

Дата: 16.02.2007
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 1 (29)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!