Оптимизация системы технического обслуживания и ремонтов

1 стр. из 1

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе появляется множество публикаций по проблемам создания более эффективной или более надежной системы технического обслуживания и ремонта оборудования. Вместе с тем проблемы большинства промышленных предприятий схожи.

Высокая степень износа оборудования, перегруженность системы планово-предупредительных ремонтов (ППР) внезапными авариями и в то же время производство части работ по техническому обслуживанию и ремонтам (ТОиР) без фактической на то необходимости. Отсутствие нормативно-технической документации, влекущее за собой ошибки при производстве самих работ. Слабая оснащенность технических подразделений современным инструментом и диагностирующими аппаратными средствами или боязнь их использования, как следствие — острая необходимость в проведении спецкурсов профессиональной подготовки. Кадры решают все, и несмотря на то что численность персонала, занятого в системе ТОиР, иногда излишне высокая борьба за технически грамотных специалистов, а тем более руководителей, идет нешуточная. Необходимо также выделить достаточно большой удельный вес затрат на ТОиР в структуре затрат самого предприятия и часто связанные с этим проблемы анализа, возникающие из-за «непрозрачности» этих затрат.

Инструментом настройки механизма управления затратами ТОиР является проведение технического аудита предприятия с последующей подготовкой профессионального отчета о действующей структуре затрат, на основе которых должны строиться корректирующие действия. Важно, чтобы технический аудит проводился не силами собственного производства, а специализированной организацией. В этом случае достоверность результатов значительно повышается.

Концепция «Надежное оборудование» — механизм настройки сбалансированных показателей системы ТОРО — уникальный инструмент, разработанный группой специалистов инженерных компаний Санкт-Петербурга, успешно применяется на практике для решения задачи технического аудита. Этот механизм позволяет построить гибкую систему управления затратами на ТОиР, т. е. такую систему, в которой учитываются защита предприятия от неликвидной продукции, оптимизация складских запасов запасных частей и графиков ППР в соответствии с оценкой фактического технического состояния оборудования и производственной программой, а также предоставляютсят рекомендации по программам профессиональной подготовки специалистов в соответствии с оценкой их технической грамотности. Механизм призван помочь руководству предприятия сформировать эффективную систему показателей в разрезе процессов ТОиР и распределить их по структурным подразделениям, максимально влияющим на данные процессы. Ключевые показатели эффективности деятельности могут быть использованы в системе стимулирования персонала.

Любая организация — это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. На практике она является замкнутой системой с различным набором конечных элементов и напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) — отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

Соответственно, чтобы определить, какова надежность системы ТОиР предприятия, необходимо провести исследование и рассмотреть, как она организована. Анализ действующей организации системы ТОиР, а также составляющих ее элементов и их взаимосвязей называется техническим аудитом системы ТОиР. В качестве элементов, составляющих организацию системы ТоиР, рассмотрим следующее.

Форма ТОиР

На большинстве промышленных предприятий в России принята форма ППР. Основной принцип этой системы заключается в производстве работ по ТОРО заблаговременно до наступления вероятного отказа оборудования, основываясь на среднестатистической вероятности отказов аналогичного оборудования. Если система ППР настроена правильно, то:
 -  внеплановый объем работ, вызванный чрезвычайными ситуациями, не превышает 5–10% от общего объема работ;
 -  около 25% всех ППР проводятся без фактической необходимости, т.е. на исправно работающих агрегатах.

В современной практике управления системой ТОиР существуют более прогрессивные формы управления — обслуживание по фактическому состоянию (ОФС) и проактивное обслуживание (ПАО). Данные формы ТОиР более рентабельны и значительно сокращают затраты на обслуживание оборудования, однако требуют четко спланированных этапов перехода.

Организация входного контроля

Входной контроль качества в первую очередь необходим для подшипниковой продукции. В настоящее время на рынке присутствует большое количество неликвидной продукции, выгодно отличающейся по цене от продукции заводского качества. Если в отделах материально-технического обеспечения основной задачей стоит приобретение продукции по тендерным программам, где основным показателем является цена, то не стоит удивляться, почему так остро стоит проблема надежности подшипниковых узлов.

Кадровый потенциал

Совершенствование системы управления производством требует участия грамотных руководителей, владеющих современными приемами качественной настройки и управления системой технического обслуживания и ремонта промышленного оборудования, а также технически подготовленных специалистов, способных оперативно решать сложные производственные проблемы. Любая система опирается на исполнителей, и от того, насколько последние подготовлены к решению задачи, зависит успех работы всей системы.

Хорошо, что руководители и ведущие технические специалисты посещают технические семинары и курсы повышения квалификации, но забывать при этом о цеховых специалистах нельзя ни в коем случае. Оптимальным решением в данном вопросе оказывается организация выездных семинаров на предприятия, где проводятся занятия с цеховыми специалистами без отрыва от производства.

Система стимулирования

Принципы постановки системы стимулирования известны давно. От каждого по способностям, каждому по труду. Однако на практике для успеха всей системы этих двух показателей становится недостаточно. В то же время нет и не может быть какой-либо универсальной системы стимулирования, одинаково хорошо подходящей для двух разных предприятий. Система стимулирования должна строиться исходя из конкретных задач подразделения, а основным показателем должен быть результат его деятельности.

Техническая оснащенность инструментом и аппаратными средствами

Чтобы спланировать графики вывода оборудования в профилактическое обслуживание, необходимо изначально определить его фактическое техническое состояние. Проделать эту работу, не имея современных аппаратных диагностических средств, просто невозможно. Кроме того, современные аппаратные средства для производства самых распространенных работ на вращающемся оборудовании (например таких, как центровка и динамическая балансировка в собственных опорах) позволяют проводить эти работы значительно более точно и качественно, что в результате приводит к повышению эффективности всей системы.

Дата: 16.02.2007
Р. А. Романов, В. Севастьянов
"НефтьГазПромышленность" 1 (29)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!