Президент в прямом эфире

1 стр. из 1

1 февраля состоялась традиционная пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина, которая транслировалась в прямом эфире по всем центральным каналам телевидения и радио. Большой блок вопросов российских и зарубежных журналистов был посвящен проблемам инвестиционно-строительного комплекса России, реформированию жилищно-коммунального хозяйства и энергетической сферы.

Задача — сохранить высокие темпы развития российской экономики

Традиционно встреча с журналистами началась со вступительного слова, в котором Президент подвел некоторые итоги прошедшего года.
Владимир Путин подчеркнул, что любые действия Правительства и власти вообще должны быть подчинены одной главной цели — повышению жизненного уровня и качества жизни граждан страны. Поэтому в первую очередь он уделил внимание социальной сфере.
В прошедшем году средний рост заработной платы составил 13,3%, доходы населения выросли от базы прошлого года на 10%, пенсия по старости — в среднем на 5,4%.

Первые результаты принесла реализация национальных проектов. Так, в образовании заработная плата выросла в среднем на 30%, а в здравоохранении — на 37%, тогда как планировалось лишь 15–17. Наблюдается значительный приток молодых кадров, особенно в первичное звено здравоохранения, а на некоторые специальности в медицинских вузах повысился конкурс.

Одна из главных задач, которую, по славам Владимира Путина, еще предстоит решить в социальной сфере наряду со многими другими, — это сокращение разрыва между «богатыми и бедными». Разумеется, принцип «отнять и поделить» образца 1917 года для современной России не приемлем. Сегодня эта проблема должна быть решена путем обеспечения темпов роста экономики.

В 2006 г. впервые в новейшей российской истории была достигнута однозначная цифра инфляции — 9%. И очень важно, что это соответствует прогнозным показателям. В 1999 г., когда нынешний Президент возглавил Правительство Российской Федерации, инфляция в России составляла 36,5%. В ближайшие годы, по словам Владимира Путина, российская экономика должна подойти к уровню 4–5%.

Очень важный итог прошлого года — досрочная выплата Россией внешнего долга бывшего СССР в размере $22 млрд.; в середине 90-х гг. долг России составлял около $165 млрд., при этом золотовалютные резервы Российской Федерации (а тогда они были 12 млрд.) сегодня составляют $303,7 млрд.По этому показателю Россия вышла на третье место в мире.

Но качественным отличием развития российской экономики в 2006 г. стало то, что впервые ее рост опирался не только на благоприятные для нашей страны внешне-экономические факторы, но в значительной степени на факторы внутреннего порядка — потребительский и инвестиционный спросы. И это уже результат целенаправленной, осмысленной деятельности Правительства Российской Федерации и Центрального банка страны.

Налоговые стимулы и изменения в таможенной политике подталкивают целые отрасли экономики к ускоренному пере-оснащению основных фондов. Инвестиции в основной капитал за прошлый год составили 13,2%, возрос на 13% оборот розничной торговли, а строительный сектор вообще побил все рекорды. Если в предыдущие годы он развивался примерно с одинаковым темпом, хотя и не плохим — 7,6%, то в прошлом году он увеличился более чем в два раза — на 15,7%.

Тем не менее объемы ввода жилья все еще составляют лишь 82% от уровня 90-го года. Но при таких темпах развития Россия в самое ближайшее время не только достигнет уровня 90-го года, но, явно, перегонит его.

Таким образом, 2006 г. стал годом перехода от политики стабилизации и накоплений к политике развития. Заработали механизмы особых экономических зон, Инвестиционный и Венчурный фонды, технопарки, другие формы частно-государственного партнерства, начали реализовываться региональные программы развития инвестиций в объемах, о которых Россия раньше даже не мечтала.
Правительством приняты решения и программы развития энергетики, транспорта, авиации оборонных отраслей промышленности, научно-технологической базы, то есть тех отраслей производства и экономики страны, от которых, в самом прямом смысле этого слова, будет зависеть конкурентоспособность российской экономики на длительную историческую перспективу.

«Мягкие» реформы для энергетики

Вопрос: «Газпром» намерен в ближайшее время отпустить цены на газ на внутреннем рынке. Как это скажется на социальной сфере?».
В. ПУТИН: «Газпром» не может ничего отпустить, в том числе и цены, без соответствующих решений Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации приняло, на мой взгляд, достаточно взвешенные решения в сфере развития энергетики. Это касается не только цен на газ, но и электро-, атомной, гидроэнергетики, регулирования и дерегулирования на рынках.

Проблема в том, что первичный ресурс, т. е. газ, продается внутри страны не по рыночным ценам, в результате чего вся экономика страны, жилкомбыт, население, все потребители энергии и тепла «садятся» на один первичный энергоноситель. Это вредно отражается на других отраслях энергетики. Это опасно с точки зрения обес-печения энергоресурсами и населения, и экономики страны. Эта система достаточно уязвима, и нам необходим сбалансированный энергетический баланс. Внутренние и внешние цены на каждый энергоноситель должны быть одинаковыми. При этом в любом случае в России, имея в виду транспортные расходы, которых нет при экспорте, имея в виду экспортные пошлины, которые внутри страны естественным образом отсутствуют, всегда газ будет дешевле процентов на 40–45.

Правительство приняло решение, согласно которому мягко в течение четырех лет будет производиться соответствующая реформа в сфере энергетики, чтобы сбалансировать ее и сделать жизнеспособной и конкурентоспособной. Ведь энергоемкость нашей экономики в три-четыре раза больше, чем энергоемкость наших основных конкурентов в Западной Европе и Северной Америке или даже в Китае. И если мы так будем развивать свою экономику, мы никогда не выйдем на лидирующие позиции».

Ипотека стала дешевле и длиннее

Вопрос: «Сегодня ипотечный кредит со ставкой 11% можно взять только под готовую квартиру или под уже готовый основной договор, т. е. на том этапе, когда квартира достигает своей максимальной стоимости. Вступить в ипотеку на нулевом цикле, когда квартира в полтора-два раза дешевле, невозможно. Это неурегулированность в законодательстве или просто чиновничий недогляд, а прямо говоря, коррупция?».

В. ПУТИН: «Нет, это просто отражает реалии сегодняшней российской экономики. Банки хотят не только заработать, но и гарантировать себя от определенных рисков, связанных с возможным недостроем или долгостроем.

Некоторое время назад ипотечные кредиты были дороже и более короткими, сегодня они стали дешевле и длиннее.
В свете сегодняшней рыночной ситуации, при инфляции 9% в год, ипотека не может быть дешевле 11%. Поэтому главный выход из сложившейся ситуации в укреплении экономики и подавлении инфляции до 4–5%, чтобы банки имели возможность выдавать ипотечные кредиты под 5–6% и на более продолжительные сроки.

Какой выход сегодня для некоторых категорий граждан — для молодых семей на селе, для военнослужащих и т. д.? Создаются льготные ипотечные формы кредитования, и на селе они уже работают достаточно эффективно, деньги выделяются как из федерального, так и из регионального бюджета. Для военнослужащих, как вы знаете, тоже создана специальная ипотечная система — там она целиком оплачивается государством. Кстати говоря, в этом году первые 200 офицеров, 200 молодых лейтенантов, уже должны заселиться в квартиры, предоставленные им в рамках ипотечной системы».

«Газпром-сити»: быть или не быть?

Вопрос: «Санкт-петербургская общественность и граждане разделились пополам по поводу строительства в устье реки Охта башни «Газпром-сити». Как известно, она больше трехсот метров. Владимир Владимирович, Ваше отношение к строительству башни фактически в центре Санкт-Петербурга?».

В.ПУТИН: «Прежде всего хочу сказать, что это дело региональных властей — губернатора, депутатов Законодательного Собрания.
Второе. На Охте, где собираются строить эту башню (и это не только одна башня, насколько мне известно, там планируются и другие сооружения, другие здания, речь идет о строительстве так называемого «Газпром-сити»), я прожил почти пять лет и знаю, какие там архитектурные ценности. Это дома, построенные пленными немецкими солдатами после Второй мировой войны, так называемые засыпные здания. Я помню, как первый раз попробовал гвоздь забить в стенку… Он у меня — фьють, и съехал. Эти здания лишь внешне выглядят неплохо, капитально, а на самом деле никакой ценности не представляют. В целом я, конечно, разделяю озабоченность тех, кто говорит, что это очень близко к историческому центру. На протяжении жизни прошлых поколений Петербург стал выдающимся центром мировой культуры и архитектуры, но за последние несколько десятилетий практически не сделано ничего выдающегося. Нам нужен свежий воздух, нужны какие-то новые центры, которые дали бы толчок развитию, в том числе и деловой активности.

Повторяю еще раз: не утверждаю, что это самое лучшее решение, но то, что такие сооружения городу не повредили бы, это точно. А вот где их строить — это дело все-таки, еще раз хочу повторить, городских властей. Не нужно эти решения на меня перекладывать, у меня своих проблем хватает».

Рост ВВП — заслуга строительного комплекса

Вопрос: «Вы назвали национальный проект «Доступное жилье» наиболее проблемным из всех других национальных проектов. Что, на Ваш взгляд, в нем самое проблемное?

Мы все понимаем, что регионы привыкли получать определенные дотации, привыкли к помощи федерального центра и перестраиваться им очень тяжело. Чего им все-таки ждать — помощи от Правительства России, или же рассчитывать на собственные силы и способности глав субъектов Федерации в привлечении инвестиций в регионы?».

В. ПУТИН: «Здесь необходимо объединение усилий как федерального центра, так и регионов. Мы очень подробно говорили об этом на недавней встрече в рамках президиума Госсовета в Казани. Нужно поддержать ТСЖ, убрать, в конце концов, ненужное налоговое бремя на них, избавить от необоснованных объемов ремонтных работ. Нужно развивать инфраструктуру, прежде всего инженерную, выделять на это дополнительные ресурсы, поддерживать компании, которые берутся за возведение таких объектов. Но это должна быть совместная работа.
И здесь очень важно на региональном уровне определить приоритеты развития территорий. Посмотрите, что происходит в капитальном строительстве! Что это за капитальное строительство, куда вкладываются деньги? Посмотрите на доходную и расходную части бюджета! Здесь все решения приняты, нужно только действовать. В значительной степени это касается и разбюрокрачивания получения земельных участков.

В общем, несмотря на то, что это проект наиболее сложный, сегодня, по сути, мы являемся свидетелями начала строительного бума. Как уже было сказано, в два раза увеличилось количество вводимого жилья: с 7,6% до 15,7%. Это серьезный показатель. Именно строительный сектор и сектор услуг, в принципе, и вытянули ВВП страны в прошлом году на такой уровень развития — 6,7–6,9%».

Реформа ЖКХ в руках местной власти

Вопрос: «Один из аспектов реформы ЖКХ — привлечение частного бизнеса в этот сектор, в том числе в управление жилым фондом. К сожалению, сегодня в России не более ста компаний, которые работают на этом рынке. Дело в том, что муниципалы создают свои компании, которые и получают дома и работают, а частный бизнес с рынка «выдавливается». Возможно ли вмешательство федерального центра в эту ситуацию?».

В. ПУТИН: «Возможно в рамках компетенции федерального центра, но значительная доля ответственности все-таки лежит на муниципальных органах власти и управления и отчасти на региональных. Только что мы были в Татарстане. Там просто прекрасный пример, как организовано ЖКХ в Республике. Это современные информационные технологии, уровень обслуживания населения, разбюрокрачивание и демонополизация рынка. Но это должны сделать местные власти».

Дата: 20.02.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (97)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!