Михаил Осеевский: «Итоги года фантастические… почти»

1 стр. из 1

2006 год для Петербурга ознаменован новыми победами на финансовом фронте. Об этом, подводя итоги года, объявили вице-губернатор Михаил ОСЕЕВСКИЙ и председатель Комитета финансов Александр НИКОНОВ.

Профицит вместо дефицита

За счет регистрации новых крупных налогоплательщиков в Петербурге городской бюджет пополнился в 2006 г. на 20 млрд. рублей. По словам Александра Никонова, доходы в бюджет, по предварительным подсчетам, превысят 215 млрд. руб., что на 32 млрд. руб. больше суммы расходов, и составят почти 20% валового регионального продукта города.

Согласно закону о бюджете Петербурга на 2006 г., город должен был получить около 180 млрд. руб. доходов, израсходовав 186 млрд. рублей. Дефицит планировался в размере 6 млрд. руб. А тем временем план по доходам перевыполнен, при этом расходы оказались несколько меньше запланированных. Таким образом, бюджет выполнен с профицитом почти в 32 млрд. рублей. Вместо шестимиллиардного дефицита тридцатидвухмиллиардный профицит! Не каждый год такое бывает! При этом темп роста доходов бюджета к 2005 г. составил 153%.

Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский назвал итоговые финансовые результаты почти фантастическими. «Бюджет отражает состояние городской экономики, а она энергично растет,— сказал вице-губернатор. — Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 50%. А иностранные инвестиции выросли в несколько раз и приблизились к отметке 2,7 млрд. долларов».

Все это, как считает Михаил Осеевский, бесспорно говорит о хороших перспективах развития экономики и увеличения городского бюджета. Вероятнее всего, темпы роста инвестиций и городского бюджета, увеличившегося за последние три года в три раза (доходы бюджета выросли с 75,6 млрд. рублей в 2003 г. до 215 млрд. рублей в 2006 г.), могут вскоре замедлиться, хотя, по мнению вице-губернатора, они будут расти ежегодно на 7–8% даже с учетом инфляции (вместе с инфляцией на 15–16%). Отчасти это может быть связано с замедлением роста налоговых доходов — инвесторы, достраивающие в Петербурге крупные промышленные объекты, вправе воспользоваться льготами по налогу на прибыль и на имущество.

ПРИБАВКА К БЮДЖЕТУ

Сбор по налогам на прибыль в 2006 г. вырос более чем в 2 раза, превысив 69 млрд. рублей, при том что астрономическую прибавку бюджету в 20 млрд. руб. обеспечили  10 крупнейших налогоплательщиков, недавно зарегистрированных в Петербурге. Можно с большой степенью вероятности предположить, что в городе и дальше будут регистрироваться крупные компании, и не только из нефтегазовой отрасли. Однако рост бюджета за счет перерегистрации федеральных компаний ограничен и долго не продлится. Кроме того, крупные компании под влиянием политической конъюнктуры могут впоследствии перейти и в другой регион.

Второе место по сумме сборов в городской бюджет занимает налог на доходы физических лиц — примерно четверть доходов городской казны. «Рост сборов по подоходному налогу в немалой степени связан с ростом зарплат в бюджетной сфере, — говорит А. Никонов. — Сумма сборов выросла на 40%, превысив 51 млрд. рублей». «Вместе с тем здесь у нас есть колоссальный резерв», — это уже реплика его коллеги, вице-губернатора М. Осеевского. По его словам, если в прошлом году городская администрация стремилась к тому, чтобы работодатели не начисляли сотрудникам зарплату ниже прожиточного минимума, то в этом году город будет настаивать на том, чтобы начисленная зарплата соответствовала средней по отрасли и по городу. В прошлом году прожиточный минимум для работающего взрослого человека составлял 3,5 – 4 тыс. руб., именно к этой сумме большинство законопослушных работодателей «пристегивали» ставку официальной (на самом деле «серой») зарплаты.

«Сравнивая уровень зарплаты и потребительскую активность, можно сделать вывод, что 25% доходов физических лиц в Петербурге находится в тени», — заявил Михаил Осеевский. Похоже, в этом году коэффициент «правдивости» на «детекторе» современной экономики вырастает (по правилам игры, предложенным городскими властями, — существенно). Тем не менее, в 2007 г. Смольный собирается объявить нешуточную войну «серым» зарплатам, а это значит, что и все фискальные службы будут «подняты в ружье».

Приоритеты бюджета 2007 года — АИП и ЖКХ

А каким выглядит бюджет 2007 года? С учетом принятых на втором чтении в Законодательном Собрании поправок, доходная часть бюджета Петербурга в 2007 г. составит 210,1 млрд. руб., расходная — 238,5 млрд., дефицит — 28,4 млрд. (или 13,5% от доходов). «Основными приоритетами расходов бюджета, — говорит Александр Никонов, — будут расходы по адресной инвестиционной программе, в ЖКХ и социально-культурной сфере».

Доходная часть бюджета возросла ко второму чтению — в частности, за счет уточнения базы по налогу на прибыль организаций (1,2 млрд. руб.) и доходов от предпринимательской деятельности (326 млн. рублей). Согласно губернаторской поправке, дополнительно 2 млрд. руб. направлено на реализацию Адресной инвестиционной программы (АИП), в том числе на развитие объектов инженерной инфраструктуры — 1,6 млрд. рублей: на строительство объектов газификации — 1, 268 млрд. руб., на проектирование и строительство главного коллектора северной части города — 300 млн. руб., на проектирование и строительство комплекса очистных сооружений в Ломоносове — 100 млн. руб.
В текущем году на капительный ремонт жилищного фонда Петербурга городские власти собираются потратить 10,4 млрд. рублей. Эта сумма в 5 раз превышает ту, которая была освоена в прошлом году. «Жилищники» пообещали, что если финансовые средства, выделяемые на капремонт, будут расти такими темпами, то через 10 лет проблемы «недоремонта» в городе не будет.

В этом году планируется потратить 5,4 млрд. руб. на ремонт домов и инженерных сетей, 2 млрд. — на благоустройство дворовых территорий, 1,4 млрд. — на ремонт фасадов. При этом в реконструкцию и модернизацию лифтов планируется вложить 850 млн. руб. (почти в два раза больше, чем в прошлом году).

Отдельной строкой в бюджете 2007 года стало выделение 3 млрд. руб. на выкуп городом пакета акций ОАО «Ленэнерго» с целью включения города в число акционеров компании. «Покупка контрольного пакета акций этого монополиста станет важнейшим шагом в модернизации петербургской энергетики, развитии энергетического комплекса всего Северо-Запада», — пояснил вице-губернатор Михаил Осеевский.

Растут темпы бюджетного строительства

В прошлом году для городских очередников было построено за счет средств бюджета 170 тыс. кв. м жилья (при плане 150 тыс.) — из 2,4 млн. кв. м, по которым отчитался Комитет по строительству. В этом году строительное ведомство планирует довести бюджетную составляющую до 200 тыс. кв. м, что составит почти 10% всего планируемого к сдаче жилья.

Примерно такое же соотношение бюджетного и коммерческого жилья существует последние годы в Москве. Наконец-то и в Петербурге приблизились к заветной цифре, за что ранее неоднократно ратовали и к чему призывали городские власти, руководители многих строительных компаний и общественных организаций, представляющих и защищающих интересы строительного ведомства.

А начиная с 2008 г., согласно намерениям Комитета по строительству, в Петербурге планируется сдавать не менее 500 тыс. кв. мбюджетного жилья для расселения ветхого и аварийного жилого фонда. Это, по мнению специалистов, должно благотворно сказаться не только на формировании портфеля заказов подрядчиков, но и на снижении цен на жилплощадь, а значит и на повышении покупательского спроса на жилье. (Для сведения: себестоимость квадратного метра, построенного за счет бюджета, обошлась всего в $700–800 при средней по городу в $2 000–2 500.)
Кроме того, в этом году администрация Петербурга намерена потратить значительные средства на подготовку земельных участков под жилую застройку.

Чтобы хорошо жить, нужно хорошо работать

В общем расходы бюджета 2007 года выросли по всем направлениям, но больший упор сделан, конечно, на инвестициях в инфраструктуру. Ее развитие, по мнению вице-губернатора М. Осеевского, позволит привлечь еще больше инвесторов, и от этого экономика города только выиграет.

«Мы хотим, чтобы петербуржцы лучше жили. А чтобы хорошо жить, нужно больше зарабатывать. Чтобы хорошо зарабатывать, нужно повышать производительность труда, а для этого необходимы инвестиции в новые технологии», — обозначил причинно-следственную связь вице-губернатор и отметил, что сейчас в городе стремительно растут доходы по налогу на имущество. Это, по его мнению, говорит о высокой активности инвесторов, поскольку инвестиции в основной капитал облагаются налогом на имущество.
Расходы на адресную инвестиционную программу вырастут на 158%, при этом доля инвестиционных расходов в общих расходах бюджета составит 25%.

И еще об одной характерной особенности бюджета 2007 года нужно сказать. Несмотря на растущие доходы дефицит бюджета в 2007 году составит аж 15,1 млрд. руб. И это при сегодняшнем-то профиците в 32 миллиарда! По словам М. Осеевского, в этом нет ничего сверхъестественного и проблематичного для города. Дефицит — мера вынужденная, так как только на его покрытие, согласно законодательству, можно потратить средства от продажи земельных участков, а также доходы, полученные сверх плана и не использованные в текущем году. Сумма таких доходов, по предварительным оценкам Смольного, составит 7,7 млрд. руб., из них 6 млрд. руб. — сверхплановые доходы, 1,7 млрд. руб. — доходы от продажи земли. Оставшуюся сумму дефицита, примерно 7,5 млрд. руб., чиновники планируют покрыть за счет выпуска рублевых облигаций. Если это случится, то долг города к концу 2007 г. составит 16,5 млрд. руб., из которых большая часть (92%) является внутренним долгом. Внешний долг составляет примерно 1,3 млрд. руб. В эту сумму входят городские гарантии по кредитам ГУП «Водоканал», а также кредиты Европейского банка реконструкции и развития.

Крупные бюджетные ассигнования будут направлены на финансирование работ по охране и реставрации объектов культурного наследия, на строительство Фрунзенского радиуса метро, а также на формирование эффективной системы ипотечного кредитования. На государственную охрану объектов культурного наследия, реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия в 2007 г. предполагается направить около 2 млрд. руб. По сравнению с 2005 г., эти расходы выросли в 5 раз.

Для ликвидации дефицита энергомощностей предусмотрено строительство целого ряда электрических подстанций. При этом 1,5 млрд. руб. будет выделено на строительство и реконструкцию межквартальных магистралей.

В 2007 г. будет продолжена государственная поддержка крупных транспортных инфраструктурных проектов. На строительство и реконструкцию дорог планируется выделить более 10 млрд. руб. По сравнению с 2005 г., данные расходы вырастут более чем в 2,5 раза. При этом значительные субсидии на строительство и реконструкцию дорог Петербурга должны быть выделены и федеральным бюджетом.

В 2007 г. планируется ускорить темпы реализация приоритетных национальных проектов. На их финансовое обеспечение Санкт-Петербургу из федерального бюджета будут переданы межбюджетные трансферты в объеме 1,7 млрд.рублей.

Дата: 20.02.2007
Илона Янковская
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (97)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!