Стратегические проекты Петербурга

1 стр. из 1

8 февраля в конференц-зале «Союзпетростроя» перед руководителями строительных организаций и журналистами Санкт-Петербурга выступил председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Северной столицы М. Ю. Соколов.

Надо ли говорить, насколько интересной была информация от первого лица городского правительственного учреждения, которое фактически решает ближайшее и перспективное развитие мегаполиса, а значит и будущее каждого петербуржца.

Владеешь информацией — владеешь ситуацией

Прежде всего хотелось бы сделать упрек в адрес руководителей и специалистов инвестиционно-строительных и строительных компаний. Они очень часто жалуются на то, что руководство города редко доводит до их сведения полную информацию о перспективах развития производственно-экономических направлений города. Доля истины в их претензиях есть: руководители города не всегда озабочены вопросами гласности и общественного обсуждения некоторых щекотливых вопросов, касающихся градостроительной тематики.

Но мне хочется сказать о другом.

Я за последний год, проблемный для строителей, неоднократно был участником подобных пресс-конференций и, к своему удивлению, замечал, что журналистов на них присутствовало зачастую больше, нежели руководителей и специалистов строительной отрасли.
Вот и в этот раз, несмотря на то, что тема касалась в основном строителей, что все приглашения были заранее разосланы, наблюдалась примерно такая же картина. Пришли немногие, видимо, те, кому не безразличны дела своих компаний и своих коллективов.
Вывод прост: кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. А кто ситуацией не владеет, тот предпочитает изыскивать причины своего плохого настроения в другом.

Инвестиционная привлекательность

По информации председателя Комитета, 2 года назад правительство СПб приняло решение об участии города в стратегических проектах. На сегодняшний день их 16. Самих стратегических инвесторов чуть меньше, поскольку некоторые из них участвуют в нескольких проектах.
«Прежде всего надо сказать о рейтинге инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга в Европе и в мире, определенном независимыми экспертными агентствами, — рассказал Максим Юрьевич. — Надо признать, что по этому показателю наш город намного опережает все города и регионы России. Компания «Эксперт РА», например, поставила Петербург на 1 место в номинациях «За минимальный инвестиционный риск в 2005–2006 гг.» и «За высокую эффективность управления регионом». А в номинации «За лучший социальный климат» она дала Петербургу 3 место».

Прогноз рейтинга Санкт-Петербурга по обязательствам в иностранной и национальной валюте (по версии агентства Moody’s Baa2) — стабильный. Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга по данным агентства FITCH — BBB (positive), т. е. положительный. 21 апреля 2006 г. агентство Standard & Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг города до BBB. Прогноз изменения рейтинга — «стабильный». И самая приятная последняя новость: на рынке рейтинговых брэндов среди 60 крупнейших городов мира в номинации «Качество жизни», по данным английской компании Global Market Insite, Inc., Санкт-Петербург уже второй раз подряд занимает 40 место (Москва — на 48-м месте). Кстати, как подчеркнул М. Ю. Соколов, наш город опережает столицу по всем номинациям, кроме одной — «Международное значение». Рейтинг определили 15 тыс. респондентов из 20-ти ведущих стран мира. Быть 40-м городом и приятно, и почетно, и ответственно. По туристической привлекательности мы оказались на 7-м месте в мире. Даже в номинации «Погода» СПб стоит на два пункта выше, чем Москва. В номинации «Ритм» СПб занял 22-е место, обогнав по этому показателю, например, Милан и Москву.

«Город сегодня, — отметил М. Ю. Соколов, — является лидером инвестиционной привлекательности в Европе, четвертым крупнейшим европейским центром по количеству проживающих в нем людей, вторым городом в Европе по занимаемой территории (I — Лондон, а Москва, оказывается, и по этому показателю стоит ниже).

За 11 месяцев минувшего года объем инвестиций в основной капитал составил 132,5 млрд. руб. и увеличился в сопоставимых ценах на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля инвестиций, использованных в обрабатывающем секторе экономики города, за 9 месяцев 2006 г. возросла до 22,9% (18,1% годом ранее). Объем иностранных инвестиций за 9 месяцев — $2,7 млрд., что в 3 раза больше, чем в 2005 г. Прямые иностранные инвестиции составили $479,5 млн., т. е. в 2,9 раза больше аналогичного периода 2005 г., притом что самые крупные наши инвестиционные проекты (объемом свыше 3 млрд. руб.) еще готовятся стартовать. Надо при этом иметь в виду, что каждый из стратегических проектов, с одной стороны, затрагивает интересы большого числа питерских производственных компаний, а следовательно, и горожан, а с другой — вызывает естественное рождение других проектов».

На сегодня проекты уже можно позиционировать по группам. И в этих группах могут найти себе место многие питерские и зарубежные инвестиционные и строительные компании.

Автодорожная сеть Санкт-Петербурга

Одна из важнейших групп — это проекты, реализуемые в сфере инженерно-дорожной инфраструктуры, поэтому, чтобы сать инвестиционно-привлекательным городом, нужно создать необходимую современную транспортную инфраструктуру. И вообще для экономики России эта сторона дела является важнейшим показателем или важнейшей характеристикой, которая необходима для дальнейшего роста.
Неужели по-прежнему в России две беды: дураки и дороги?

М. Ю. Соколов считает, что первую проблему сегодня можно отбросить, остается вторая — дороги. Он припомнил еще советскую поговорку — Санкт-Петербург славен белыми ночами и плохими дорогами: «До сих пор улично-дорожная сеть у нас является одной из самых напряженных, а город остается одним из немногих европейских городов-миллионников, вокруг которого нет кольцевой автодороги. Поэтому финансирование строительства автомагистрали «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) идет, впервые за последние 70 лет, по принципу концессий, когда в проекте участвуют и государство, и частный бизнес. Стоимость проекта более $ 3 млрд. означает, что это самый крупный стратегический проект в Европе. Сегодня Санкт-Петербург — единственный российский город, который консультирует Мировой банк, сделавший для города исключение (банк сотрудничает только с государствами), поскольку СПб имеет высокий рейтинг по динамике развития. Продолжается инвестиционный конкурс, и мы рассчитываем привлечь около 50% инвестиций за счет частных инвесторов, примерно 42 млрд. руб. пойдет от иностранных лиц, остальные — от питерских (17%) и российских участников. Первая часть проекта будет завершена в 2009 г., а полностью строительство должно быть закончено в 2011 г. Завершение строительства ЗСД даст сильнейший импульс развитию Морского торгового порта и прилегающих к диаметру территорий».

Общая протяженность магистрали — 46,4 км, в том числе 28 км внутри плотной застройки города. 14 транспортных развязок. В 2010 г. дорогой будут пользоваться около 105 000 автомобилей в сутки.

Огромных усилий потребует строительство Орловского тоннеля, который впервые в истории города свяжет бесперебойным автотранспортным движением левый и правый берега в створе Пискаревского проспекта и Орловской улицы, между Литейным и Большеохтинским мостами.
Проект существует давно, он был заложен в генеральный план города еще в 1975 г., но только сейчас появилась возможность аккумулировать средства для его осуществления. Строительство будет проведено также на принципах частно-государственного партнерства. Объем инвестиций (с учетом ожидаемой инфляции) — 28 млрд. руб., каждый из участников (частный бизнес, бюджет города и Инвестфонд РФ) внесут по 33%.
Сроки строительства: 2005–2010 гг. Ожидаемое число пользователей в 2010 г. — 49 000 автомобилей в сутки.

Надземный экспресс

Решение транспортных проблем Санкт-Петербурга невозможно осуществить без развития сети пассажирских перевозок. Альтернативой существующему наземному транспорту, и даже метро, может стать ожидаемый петербуржцами стратегический проект «Надземный экспресс». Он уже осуществляется.

Из официального представления проекта

Местоположение: южные районы города.
Бюджет проекта: при выборе рекомендуемого варианта трассы с учетом налогов ориентировочно составит 18 463 млн. руб.
Форма реализации: по схеме частно-государственного партнерства.
По состоянию на конец 2006 г. освоено бюджетных средств в объеме около 100 млн. руб.
Описание проекта: трасса длиной 26,52 км, эстакадный участок трассы составит 19,21 км, наземный — 7,31 км.

Трасса соединит пять южных районов города: Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский, Невский (от «Балтийской жемчужины», возводимой китайской стороной, до ст. метро «Обухово»), конечные станции метрополитена и пригородные железнодорожные станции.
На трассе предполагается разместить 15 остановочных пунктов (11из них — на эстакаде), местоположение которых может измениться в процессе строительства. Ожидаемый пассажиропоток между перегонами по трассе составит 52 440 тыс. человек в год. К 2015 г. пассажиропоток может возрасти до 54 770 тыс. человек. Стоимость проезда на НВПТ «Надземный экспресс» должна соответствовать стоимости проезда на городском пассажирском транспорте.
Сроки возведения проекта «Южная ветка» — 2005–2008 гг.

Питер станет центром морского туризма!

По туристической привлекательности, как уже говорилось, Санкт-Петербург занимает 7-е место в мире. И тут с горечью приходится констатировать, что привлекательность-то есть, а возможности освоить туристические деньги — нет: морской город не обеспечен причалами для морских пассажирских лайнеров, каждый из которых может доставить в Санкт-Петербург по 2 тыс. и более туристов, желающих посетить Северную столицу России. Причина — малая глубина «маркизовой лужи» в районе существующей гавани.
Принято решение о возведении нового Морского пассажирского терминала. Нужны ли тут специализированные строительные организации? Несомненно! Будут построены терминалы и семь пирсов для швартовки морских кораблей, имеющих длину 350 м и более. На территории возведут здания жилой и коммерческой недвижимости.

Месторасположение проекта:западная часть Васильевского острова.
Цель проекта: создание современного морского порта с пропускной способностью 2,5 млн. пассажиров в год.
Бюджет проекта: 31,26 млрд. руб.
Форма реализации: частно-государственное партнерство

К сказанному выше необходимо добавить информацию об органически вписывающемся в это направление стратегическом проекте развития территории Васильевского острова. Сроки проекта: 2005–2015 гг.;1 этап — формирование территории: 2005–2009 гг.; 2 этап — застройка новой территории: 2008–2015 г. г.

Бюджет проекта на сегодняшний день: 21 242 млн. руб.
М. Ю. Соколов подробно рассказал и о других стратегических проектах развития Санкт-Петербурга: Юго-Западной ТЭЦ, реконструируемой системе теплоснабжения Петроградского района, многофункциональном комплексе «Балтийская жемчужина», преобразовании территории железнодорожной станции «Московская-Товарная», строительстве автомобильных заводов TOYOTA, NISSAN и General Motors и многом другом. Информация об этих объектах — в следующем номере журнала.

Дата: 20.02.2007
Анатолий Ксенин
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (97)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!