|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Лизинг приобретает все большее значение для экономического развития как России в целом, так и Северо-Западного региона. Работающий механизм поддержки предприятий Сегодня, по прошествии 12 лет, в течение которых лизинг существует на Российском рынке, можно с уверенностью говорить о том, что он является работающим механизмом поддержки предприятий, позволяющим за счет средств лизинговой компании модернизировать средства производства. Наблюдается постоянный и устойчивый рост рынка лизинговых услуг — более 40% в год. Также, по оценкам экспертов, в настоящее время в России действуют около 300 лизинговых компаний, т. е. компаний, извлекающих основной доход от передачи имущества в лизинг. Лизинг по своему содержанию — это удобный способ приобретения средств производства, позволяющий предприятию в кратчайшие сроки модернизировать и расширить свою материально-техническую базу, а именно: различных видов техники, оборудования, транспорта, коммерческой недвижимости. Лизинг позволит без крупных единовременных вложений работать на современном оборудовании уже сегодня. С правовой точки зрения, лизинг — это приобретение лизинговой компанией по договору финансовой аренды (лизинга) в собственность указанного предприятием/лизингополучателем имущества у определенного им продавца и предоставление предприятию (лизингополучателю) этого имущества за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей с правом последующего выкупа этого имущества. Таким образом, родовым признаком лизинга, по российскому законодательству, является специальное инвестирование денежных средств лизингодателя в объект лизинга по запросу лизингополучателя. Срок лизинга должен быть соизмерим со сроком полезного использования объекта лизинга с учетом ускоренной амортизации. Санкт-Петербург — родоначальник лизинговых операций, и в настоящий момент наш регион является активным в части как предложения, так и спроса на лизинговые услуги. По данным Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА) в СЗФО действует активно около 70 лизинговых компаний, 80% из них, находящихся на рынке, зарегистрированы в СЗФО и имеют здесь головной офис. Остальные 20% — филиалы/представительства московских компаний. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что СЗФО по-прежнему остается регионом, где доминируют местные компании, прежде всего петербургские, однако роль московских лизинговых компаний в СЗФО постепенно возрастает, что приводит к повышению конкуренции, от которой выигрывает потребитель лизинговых услуг. Лизинговая деятельность регулируется многочисленными законодательными актами, в первую очередь Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «О лизинге», Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге и другими, закрепившими преимущества лизинга. Интересы отрасли (вот уже 10 лет) отстаивают Российская ассоциация лизинговых компаний «РОСЛИЗИНГ», объединяющая более 100 российских лизинговых компаний, и первая региональная — Северо-Западная лизинговая ассоциация. На рынке существуют профессиональные издания: «Лизинг-Ревю», «Технологии лизинга и инвестиций». Легальная возможность обновления Преимущества лизинга перед другими источниками финансирования очевидны: как правило, лизинг более доступен и экономически выгоден. СЗЛА Для координации и цивилизованного развития отрасли на протяжении 7 лет работает Северо-Западная лизинговая ассоциация, объединяющая 44 лизинговых компаний СЗФО. Лизинговые компании, входящие в СЗЛА, передают в лизинг все виды транспорта и весь спектр оборудования: телекоммуникационное, энергетическое, пищевой промышленности, полиграфическое, деревообрабатывающее, целлюлозно-бумажное, горное, а в последнее время и недвижимость. Решением губернатора Санкт-Петербурга ассоциация стала членом Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга. Проблемы и барьеры Как у любой отрасли, у лизинговой тоже имеются барьеры, тормозящие ее развитие. 1. Ограничение финансирования лизинговых компаний. Для осуществления лизинговых операций лизинговым компаниям необходимы финансовые ресурсы. Мировая практика показывает, что лизинговые компании чаще всего работают исключительно на заемных средствах. Источниками финансирования лизинговых сделок являются: собственные средства лизинговых компаний, банковские кредиты, коммерческие кредиты поставщиков, фондовые рынки и другие. В части получения отечественного банковского финансирования существуют две главные проблемы: во-первых, действующий норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит рисков на одного заемщика, препятствует росту кредитования банками лизинговых компаний. Необходимость повышения этого лимита является актуальным вопросом, поскольку многие лизинговые компании созданы при банках и кредитуются в них. Фактически, банк, желающий расширять объем лизинговых операций, вынужден создавать новую лизинговую компанию (или несколько), что ведет к дополнительным издержкам. На наш взгляд, банки должны рассматривать лизинговую компанию как отдельный класс заемщиков; многие так и делают, видя в лизинговой компании стратегических партнеров. Среди других факторов, препятствующих получению отечественного банковского финансирования лизинговыми компаниями, нерыночная конкуренция банков по отношению к сторонним лизинговым компаниям, низкая капитализация российских лизинговых компаний, требования банков по предоставлению поручительств лизингополучателей, несоответствие оборачиваемости капитала лизинговой компании с требованиями банков о размере оборотов, отсутствие долгосрочных пассивов банков и, как следствие этого, ограничения по срокам кредитования, существующие методы оценки банками кредитных рисков при кредитовании лизинговых компаний, а также мнение банков о росте рисков при финансировании проектов посредством кредитования лизинговых компаний. Отдельно хотелось бы сказать об усилении роли такого источника финансирования лизинговых операций, как коммерческое кредитование поставщиков. Содействуя привлечению финансирования в лизинговую отрасль, Северо-Западная лизинговая ассоциация проводит в октябре семинар-конференцию для иностранных поставщиков и лизингодателей России. Целью мероприятия станет также содействие международной кооперации в области лизинга и рассмотрение возможных путей сотрудничества и использования товарного кредитования поставщиков в лизинговых операциях. 2. Несовершенство законодательства в части отсутствия системы страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках. 3. Отсутствие вторичного рынка оборудования. Из-за этого сам предмет лизинга часто не является достаточным обеспечением для лизинговой компании, и клиент вынужден предоставить в качестве обеспечения дополнительные гарантии — залог, поручительство и др. Это существенно усложняет процесс переговоров и является еще одним поводом для критики лизинговых компаний и обвинения их в слишком жестких условиях предоставления оборудования в лизинг, которые доступны не всем. 4. Отсутствие системы общероссийских кредитных бюро. При их наличии было бы проще оценивать лизингополучателей, что привело бы к более широкому распространению лизинга и сделало его доминирующим инвестиционным механизмом. 5. Неосведомленность предприятий о лизинге. Тормозом в развитии лизинга является неосведомленность широкой общественности, в первую очередь предприятий и поставщиков, о лизинге в целом, его преимуществах, о деятельности профессиональных лизинговых ассоциаций, а также отсутствие сведений о действующих лизинговых компаниях. Недостаток информации о лизинге отмечают все, в том числе и зарождающийся класс новых участников лизингового рынка — лизинговые брокеры, деятельность которых в современных условиях сводится не только к поиску подходящей лизинговой компании, но и обуча-ющей функции. Наша Северо-Западная лизинговая ассоциация путем проведения семинаров, разъяснительных встреч, консультаций, «круглых столов», участия в работе объединений предприятий направляет свои усилия на то, чтобы лизинг стал более понятен и доступен предприятиям Северо-Западного региона. 6. Недостаток квалифицированных кадров по лизингу. По итогам проводимых СЗЛА опросов лизинговых компаний, одной из причин, препятствующих развитию лизингового рынка, является недостаток высококвалифицированных специалистов («кадровый голод»). Переоценить подготовку и переподготовку специалистов по лизингу трудно, т. к. их не готовит ни один вуз. Учитывая, что лизинг — это серьезная финансовая операция со множеством участников, большим документооборотом и специфическими особенностями, эти специалисты должны, несомненно, обладать специализированными знаниями, а также из-за небольшого количества сотрудников в лизинговых компаниях один специалист должен обладать как правило знаниями сразу в нескольких областях. СЗЛА одна из первых организаций, которая решает этот вопрос кардинальным образом — мы создали профессиональный курс подготовки специалистов по лизингу. Несмотря на все успехи лизинга тем не менее приходится констатировать и отрицательные моменты. Лизинг — инструмент, которым способны воспользоваться далеко не все предприятия. Он практически не применяется в создании новых производств и в строительстве, если нет заинтересованности какого-либо крупного поручителя (участника холдинга-инвестора, местных властей); он не работает для самого «мелкого» бизнеса — частного предпринимателя. Большинство лизинговых компаний локализованы в своем регионе и не способны привлечь требуемый объем финансирования. До сих пор лизинговые сделки не доступны многим предприятиям из-за высокой стоимости лизинга, большого размера авансового платежа и необходимости предоставлять дополнительное обеспечение. Значительная часть лизинговых компаний сторонится совершения сделок с гупами и мупами. Структура лизингового портфеля Экспресс-оценка СЗЛА рынка лизинга СЗФО за 2006 г. показала, что наибольшую долю (44,3%) в портфелях компаний занимают транспортные средства (в этой группе лидирует автотранспорт — 26,4% всего портфеля, за ним следует железнодорожный транспорт — 16,4%, далее морской и речной транспорт — 0,3%, авиатехника — 1,2%). На втором месте по распространенности в качестве предмета лизинга выступает дорожно-строительная и строительная техника — 13,9% от стоимости лизингового имущества. Третье место занимает машиностроительное и технологическое оборудование (8,8%), затем оборудование для пищевой промышленности (5,5%) и полиграфическое оборудование. Таким образом, на пять первых категорий предмета лизинга приходится более 76,3% от стоимости переданного имущества. Как распределились остальные виды имущества, показано в таблице.
Следует отметить, что увеличение доли транспорта скорее всего сохранится, и прежде всего железнодорожного. Опираясь на данные Российской ассоциации лизинговых компаний, железнодорожный транспорт сегодня занял лидирующую позицию как предмет лизинга. Современные тенденции Можно с уверенностью говорить о том, что лизинг является относительно зрелым, сложившимся инвестиционным инструментом, и констатировать следующие тенденции, характерные для развития лизинговой отрасли: Дата: 20.02.2007 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 1-2 (97)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||