Ассоциация спортивных сооружений

1 стр. из 1

Ассоциация спортивных сооружений СССР была образована 22 апреля 1990 г. как общественная организация физкультурно-спортивных сооружений. Затем на базе спортсооружений республик, членов СНГ, она была реорганизована в Международную ассоциацию спортивных сооружений, а с июля 2005 г. — в Российскую ассоциацию спортивных сооружений (РАСС).

О том, как сегодня работает ассоциация, рассказывает ее генеральный директор, доктор психологических наук Виктор Борисович Мяконьков.

— Дело в том, что спорт невозможен без развития материально-технической базы. Если раньше призыв заниматься физкультурой находил массовый отклик, то сегодня этот путь тупиковый. Понятно, что прошедшее десятилетие изменило отношение людей к массовому спорту и не дало практически никаких подвижек в его развитии. И только в последние годы мы можем говорить и реализовывать новые спортивные проекты.

И здесь стоит отметить различную роль государства и бизнеса в решении этого вопроса. Суть в том, что массовый спорт решает огромные проблемы в государстве: это и здоровье нации, и формирование новых ценностей, и профилактика наркотиков. Все это связано с созданием определенной материальной базы, позволяющей заниматься физической культурой.

Правительство РФ год назад приняло Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта с 2006 по 2015 гг.». Эта программа в части ее ресурса и финансирования подразумевает, что подавляющее большинство финансовых средств выделяется на развитие, строительство, реконструкцию материально-технической базы спорта. При этом социальная роль государства следующая: государство вкладывает средства в те типы спортивных сооружений и в те регионы, где не выгодно это делать частному бизнесу (т. е. где низкий уровень доходов населения, где нет проектировщиков и невозможно строить сооружения по индивидуальным проектам).

Финансовая составляющая Программы такова: 50% средств направляется из федерального бюджета и 50% — из регионального. Для получения финансирования региональные власти должны выступить с инициативой и подтвердить свою состоятельность в этом вопросе. Правда на регионе лежит еще и подготовка территории, поэтому 50х50 на практике, конечно же, не выходит. Исходя из задач программы, были разработаны типовые решения строительства спортивных сооружений (плавательные бассейны, универсальные спортивные залы, ледовые площадки), причем по каждому из спортивных направлений создано несколько вариантов. Если же регион может предложить свой вариант сооружения, тогда он должен пройти государственную экспертизу.

Федеральная программа — это запускающий механизм. И сегодня мы видим, что регионы сами принимают программы развития физической культуры и спорта, в которых подавляющая составляющая — это именно финансирование строительства спортивных сооружений.
Помимо государственной программы развития спорта существует еще несколько направлений финансирования. Во-первых, это крупные корпорации, которые реализуют проекты социального уровня, например, «Газпром» с программой в поддержку детского спорта. Во- вторых, компании, которые строят свои собственные спортивные объекты закрытого типа, т. е. внутрикорпоративные. Такие объекты обычно не окупаемы. В-третьих, частный бизнес, который сегодня активно строит фитнесс-центры, горнолыжные курорты, теннисные клубы, то есть те объекты, на которых можно заработать.

Наша Ассоциация создана с целью определения стратегии развития сети спортивных сооружений в Российской Федерации, разработки и реализации совместно с органами государственной власти программ развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, представления интересов России в Международной ассоциации сооружений для спорта и досуга (IAKS). Эта деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, спортивными федерациями и другими заинтересованными организациями.

Согласно Уставу, РАСС является координирующим информационно-консультационным центром, осуществляющим юридическую, научную, методическую и информационную помощь индивидуальным и коллективным членам РАСС, а также партнерам ассоциации в условиях рыночной экономики. Среди целей организации — объединение усилий специалистов различного профиля для решения проблем экономики, науки, строительства, техники в сфере культуры, спорта, информации и досуга.

К нам обращаются, например, заказчики спортивных сооружений. Мы делаем расчет сметной стоимости, составляем техническое задание, оказываем консультации. В зависимости от объема работ и тех специалистов, которые задействованы на конкретном проекте, принимаем решение — работать на коммерческой основе или нет.

Мы оказываем содействие в привлечении конкретных специалистов для решения конкретных задач. Это партнеры нашей ассоциации — специалисты по грунтам, слаботочным системам, проектировщики, климатические компании. Ведь заказчик зачастую не располагает необходимой информацией, и наша задача — помочь ему именно на начальном этапе. Так, например, для строительства спортивного сооружения существуют специальные требования, определяющие его статус — тренировочный или зрелищный, отсюда и разные решения для объекта.

По действующему законодательству членом общественного объединения может быть или физическое лицо или другое общественное объединение. А ни спортивные сооружения, ни коммерческие организации не являются общественными объединениями, поэтому мы сотрудничаем с ними на правах партнерства. Суть нашего сотрудничества основана на принципах полезности. И таких партнеров у нас более 70.

Для реализации своих целей ассоциация ставит перед собой следующие задачи:
 - развитие теоретических и прикладных экономических исследований, научных разработок в области архитектуры, строительства, эксплуатации, технического оснащения спортивных сооружений;
 - проведение общественных экспертиз в пределах своей компетенции в области проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений;
 - развитие научных и деловых контактов в России и за рубежом, установление прямых связей между фирмами, предприятиями, спортсооружениями, деловыми кругами Российской Федерации и иностранных государств;
 - пропаганда достижений в области проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, распространение профессиональных знаний и накопленного опыта;
 - содействие развитию приватизации и акционированию спортивных сооружений, созданию смешанной экономики.
 
Сегодня мы активно работаем в рамках федеральной программы развития спорта и оказываем консультации по реализации типовых проектов спортивных сооружений. Так, официальный проектировщик спортивных объектов, определенный в результате тендера, — НИИ «ОмскГражданПроект». Его проектные решения были разработаны на основании наших рекомендаций. По оценкам заказчиков из регионов, эти проекты вполне достойны. С точки зрения архитектуры, они, может, и не всегда вписываются в градостроительный ландшафт всех городов нашей необъятной страны, но, с точки зрения функциональности, вполне приемлемы.

Разработаны следующие типы сооружений: плавательные бассейны, универсальные игровые спортивные залы (баскетбол, волейбол, мини-футбол), ледовые площадки.

Инфраструктура этих объектов должна предполагать и плоскостные спортивные сооружения, т. е. уличные площадки. Мы даем рекомендации по их техническому оснащению.

Из интересных событий, проводимых ассоциацией, стоит отметить прошедший в сентябре 2006 г. семинар по строительству плавательных бассейнов. А сейчас мы готовим интереснейшую поездку российских специалистов по стадионам Германии, где проводился чемпионат мира по футболу. Будем изучать на примере положительного опыта зарубежных коллег строительство, архитектуру, эксплуатацию спортивных сооружений, а также менеджмент.

Еще один аспект деятельности, о котором нельзя не упомянуть, — это участие в международном конкурсе на образцовое спортивное сооружение, который организуют Международный олимпийский комитет совместно с Международной ассоциацией спортивных сооружений. Это единственный архитектурный конкурс в индустрии спортивных сооружений и нацелен на ознакомление широких масс с образцовыми сооружениями и комплексами, в которых функциональная составляющая гармонично сочетается с прекрасными архитектурными решениями, а само сооружение отвечает всем экологических требованиям и превосходно вписывается в окружающий пейзаж.

Конкурс проходит под девизом «Спорт для всех», и обязательным условием является то, что сооружение должно успешно работать, по меньшей мере, год.

В этом году благодаря нашей активной поддержке Россия принимает участие в этом конкурсе (оно бесплатное). Во все регионы мы разослали приглашения и сейчас получаем большое количество заявок, к которым прилагаем небольшое заключение о проекте и переадресуем в Германию, где и будут подводиться итоги. На сегодняшний день заинтересованность высказали представители более 30 регионов страны. Интересен тот факт, что от Петербурга не пришло ни одной заявки. Мы город самодостаточный...

Конкурс проводится раз в два года, и награждение происходит в октябре в Кельне, во время Международного конгресса по спортивным сооружениям.

В перспективе мы планируем проводить подобный конкурс и в России. Хотим подключить к нему Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Сейчас мы определили основные позиции конкурса и разрабатываем его организационные моменты.

Еще об одном направлении деятельности я обязательно хотел бы сказать: это организация проведения добровольной сертификации спортивных сооружений, т. е. на соответствие уровня сооружения и качества предоставляемых услуг.

Мы получили документ, дающий нам право проводить добровольную сертификацию. И главное сегодня — разработать инструмент ее проведения (ведь никто не любит добровольно платить деньги). Особенно это важно для футбола. Есть такое положение, что футбольный стадион должен быть сертифицирован, если команда хочет участвовать в чемпионатах. И здесь вопрос добровольности переходит в некую обязательность, поскольку это требование международных спортивных организаций, что «подтягивает» сооружение до определенного уровня, дает стимул к развитию.

Дата: 20.02.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (97)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!