|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 У петербургских строителей есть неофициальный лозунг: «Если город строится — значит, он живет!». Думается, этот девиз очень точно отражает взаимосвязь строительной отрасли с жизнью общества в целом. И оценивая итоги развития строительного комплекса России за прошлый год, хочется с радостью перефразировать это выражение: «Если страна строится — значит, она живет!». 2006-й стал годом значительного подъема строительной отрасли, и это отметил 1 февраля 2007 г. Президент России Владимир Путин. В 2006 г. в стране введено в эксплуатацию 604,7 тыс. квартир общей площадью 50,2 млн. кв. м. Это больше показателя 2005 г. примерно на 15,2%. Среди субъектов наибольшие объемы жилищного строительства достигнуты в Московской области, где введено 12,8% от общей площади по России в целом, Москве — 9,6%, Краснодарском крае — 5,3%, Санкт-Петербур-ге — 4,7%, Республике Татарстан — 3,5%, Республике Башкортостан —3,4%,Тюменской области — 3,0%, Ростовской — 2,7%, Свердловской — 2,6%, Челябинской — 2,5%, Новосибирской — 2,1%. Объем введенного в эксплуатацию жилья в этих субъектах составил 52,2% от показателя по всей России. В 2006 г. введено 139,9 тыс. индивидуальных жилых домов общей площадью 19,8 млн. кв. м, что составило 113,1% к 2005 г. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади введенного жилья составила 39,5%. Динамика ввода в действие жилых домов общей площади по годам
В Южном федеральном округе, где строительство частных жилых домов в течение ряда лет является определяющим, доля индивидуального домостроения составила 66,0%; в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тува, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня, Краснодарском крае, Астраханской, Белгородской, Оренбургской, Тамбовской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — свыше 66,0%. Уменьшение финансирования жилищного строительства в предыдущие годы привело к существенному падению объемов ввода жилья. Сейчас ситуация постепенно изменяется к лучшему. В перспективе до 2010 г. улучшение уровня жизни требует ввода в действие жилья не менее 80 млн. кв. м в год. За 2003–2010 гг. суммарно необходимо построить 430 млн. кв. м коммерческого и муниципального жилья: домов для малосемейных, молодежных жилых комплексов, общежитий, домов для престарелых и инвалидов, с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства. При этом доля частного сектора должна составить 80%, муниципального и государственного — 20% соответственно. Объемы ввода жилищного фонда за пять лет увеличились с 0,22 до 0,34 кв. м на человека в год, но этого недостаточно для нормального его воспроизводства и обеспечения комфортности проживания. Предусмотренный на 2010 г. ввод 80 млн. кв. м (около 0,55 кв. м на человека) также не решит проблему повышения доступности и комфортности жилищ. Перспективным критерием является ввод не менее 1 кв. м на человека в год. В перспективе до 2010 г. улучшение уровня жизни требует ввода в действие жилья не менее 80 млн. кв. м в год. За 2003–2010 гг. суммарно необходимо построить 430 млн. кв. м коммерческого и муниципального жилья: домов для малосемейных, молодежных жилых комплексов, общежитий, домов для престарелых и инвалидов, с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства. В 2006 г. в России произошел значительный рост производства основных строительных материалов:
Реализация программы «Жилище» способствовала значительному развитию системы ипотечного жилищного кредитования. За 2006 г. в стране выдано ипотечных кредитов на сумму более 220 млрд. руб., что превышает в 2 раза целевой показатель, установленный на 2006 г. (108 млрд. руб.). Особенно важно, что для молодых семей создаются льготные формы кредитования. В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» смогут улучшить свои жилищные условия почти 22 тыс. тысяч молодых семей, вступивших в нее в 2006 г. Хотя это на 22% ниже запланированного параметра. С учетом же региональных программ государственную поддержку получат 34 тыс. молодых семей. Для того чтобы достичь показателя 2007 г. — обеспечения жильем 41700 молодых семей, Росстрой предложил внести изменения в подпрограмму и правила предоставления молодым семьям субсидий: Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 765 «О порядке предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг.» функции госзаказчика в части обеспечения жильем молодых ученых в 2007 г. возложены на Росстрой. Федеральные обязательства по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2006 г. полностью выполнены: 100% предусмотренных средств в размере 3,2 млрд. руб. перечислено в качестве субвенций бюджетам субъектов РФ. Улучшат свои жилищные условия 12,7 тыс. ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Общий объем финансирования подпрограммы до 2010 г. составляет 133,1 млрд. руб., что позволит обеспечить жильем 132265 семей шести категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства. К ним относятся: На 2006 г. было предусмотрено 17,79 млрд. руб. на реализацию 21,18 тыс. сертификатов. Срок реализации сертификата составляет 9 мес. На сегодняшний день численность граждан, реализовавших свой жилищный сертификат, составляет 97%. Получение государственного жилищного сертификата потребовало от гражданина более активной позиции в решении своей жилищной проблемы, связанной прежде всего с поиском подходящего жилья и решением других сопутствующих при этом задач. Использование норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера субсидии на приобретение гражданином жилья за счет средств федерального бюджета позволило учесть состояние рынка жилья и предоставить возможность гражданам выбирать жилье в разных регионах РФ. В 2006 г. граждане, приобретая жилье посредством ГЖС, доплатили лишь 5,1% собственных или заемных средств. Приобрели жилье меньшей площади, чем планировали, в 36 регионах, а приобрели жилье большей площадью, чем планировали, — в 47 регионах. Главы многих субъектов РФ уделяют пристальное внимание этой важной социальной задаче. К примеру, правительство Москвы всем гражданам, уволенным с военной службы и ставшим на учет, оказывает помощь в реализации сертификатов, предлагая жилье в домах-новостройках по льготным ценам. При новом подходе к расчету размера субсидии расчетная стоимость жилого помещения стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ, то есть для всех субъектов стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте. Это позволило равномерно распределить поток миграции по территории России, уровнять граждан, не обеспеченных жильем, в возможностях его приобретения, стимулировало рынок жилья, и главное — удалось побороть деятельность т. н. черных риелторов, занимающихся «обналичкой» сертификатов, деятельность которых сводилась к многократной покупке и продаже жилья сразу нескольким «предприимчивым» владельцам сертификатов. Цифры говорят сами за себя — в 2003 г. более 70% увольняемых военнослужащих выбирали в качестве постоянного места жительства Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, теперь же процент такой: Москва — 5%, Московская область —11%, Санкт-Петербург — 9%. Применение новой методики расчета субсидий позволило выйти на плановые показатели обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, а также снизить фактические сроки их реализации. Общий лимит финансирования по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2006 г.составил 4,8 млрд. руб. Из них на подпрограмму — 3,8 млрд. и на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, — 1 млрд. руб. Особенностью реализации данной подпрограммы на 2006 г. является позднее финансирование. Большая часть объектов была профинансирована лишь в начале декабря 2006 г. Подпрограмма реализовалась в 62 субъектах, где модернизировались 174 объекта. Из них 41 объект введен, 35 объектов вводятся в I квартале 2007 г., 98 объектов перешли на реализацию в 2007–2010 гг. В 31 субъекте были реализованы мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, что позволило переселить 7 тыс. граждан. Для реализации подпрограммы в 2007 г. предусмотрен объем финансирования 6,1 млрд. руб. Из них на подпрограмму — 5 млрд., на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, — 1,1 млрд. руб. В реализации подпрограммы в 2007 г. будут участвовать 59 субъектов, где будет модернизироваться 228 объектов коммунальной инфраструктуры. По итогам двух отборов, проведенных в 2006 г., Росстроем было выбрано 110 инвестиционных проектов, представленных 47 субъектами РФ, в том числе 17 проектов малоэтажного жилищного строительства. Планируемый ввод жилья во всем 110 инвестиционным проектам составляет всего 35,6 млн. кв. м, в том числе 2,9 млн. кв. м. в 2006 г. Общий объем запрашиваемых государственных гарантий РФ по всем 110 проектам составляет 12,5 млрд. руб., а объем ранее запрошенных субсидий на 2006 г. составлял 650 млн. руб. Однако, по состоянию на 17 ноября 2006 г. ни один заемщик не заключил договора с Минфином России на предоставление государственной гарантии РФ, и, соответственно, все представленные 12,5 млрд. рублей госгарантий в 2006 г. оказались невостребованными. Аналогичная ситуация сложилась и с предоставлением субсидий на погашение части процентной ставки по привлекаемым кредитам. Росстрой внес изменения в подпрограмму, предусматривающие включение юридических лиц в перечень заемщиков, имеющих право на предоставление государственных гарантий РФ по кредитам и субсидий по процентной ставке по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. То есть теперь и частный бизнес допущен к участию в подпрограмме. Несколько подробнее о некоторых актуальных задачах развития отрасли. 1. Дополнительное строительство жилья военнослужащим (15+15). 2. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. 3. Лицензирование строительной деятельности. 4. Единая государственная экспертиза. Важно понимать принципиально иную правовую ситуацию, сложившуюся после 1 января 2007 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством федеральный центр проводил экспертизу по своим объектам, субъекты РФ — по своим. Теперь же госэкспертиза проектной документации всех объектов капитального строительства — это предмет ведения РФ. Другими словами, данное полномочие субъектом будет осуществляться под контролем федерального центра. Если работа выполняется нормально, соответствует законодательству — хорошо; если работа ведется неудовлетворительно — это полномочие должно быть изъято у субъекта РФ и реализовываться федеральным центром. В настоящее время нет никаких препятствий (с правовой точки зрения) для формирования органов государственной экспертизы проектной документации на местах и, соответственно, для согласования их структуры Росстроем. В настоящее время в 19 регионах с Росстроем согласована структура. При ее формировании необходимо использовать кадровый потенциал, существующий в субъекте РФ, ведомственной и специализированных экспертиз, а также филиалов Главгосэкспертизы в том случае, если будут приниматься решения об их ликвидации. Следует уже сейчас вести совместную работу субъектам РФ с соответствующими федеральными структурами и Главгос-экспертизой. Уже имеются прецеденты, когда субъект РФ отказывается от выполнения делегированного полномочия и просит возложить данное полномочие на Главгосэкспертизу России. Здесь путь — только через изъятие данного полномочия в установленном порядке, т. е. представление Росстроем в Правительство РФ о ненадлежащем исполнении делегированного полномочия и принятие решения Правительством об его изъятии. Росстрой предполагает ввести систему профессиональной аттестации государственных экспертов. Такая система в течение ряда лет действовала в системе Госархстройнадзора и показала свою эффективность. Это элемент оценки кадрового потенциала органа государственной экспертизы. Соответствующие нормы об этом включены в проект положения о порядке проведения государственной экспертизы проектной документации. Одновременно хочу обратить внимание еще на два полномочия, которые с нового года возложены на Росстрой: Материал предоставлен Росстроем Дата: 21.03.2007 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 2 (59)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||