Рыночной экономике необходимо планирование

1 стр. из 1

Открыл встречу директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний Л. Каплан: — Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли был создан 1 октября 2001 г. взамен ранее действовавшего Комитета экономики и промышленной политики. Причиной его ликвидации стало несогласие Администрации Санкт-Петербурга с позицией старой структуры, который брал на себя лишь фиксацию происходящих в экономике города процессов. По моему мнению, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли призван занять ключевое место в системе управления городом. В чем отличие командной экономики от рыночной? При социализме реализуется вертикальное планирование, при капитализме — на уровне предприятий. Вполне естественно, что с закатом административно-командной системы Россия отказалась от десятилетиями навязываемых методов работы. Госплан, плановая комиссия и рынок не могли существовать одновременно. Сегодня к нам приходит понимание того, что полноценное развитие современной экономики без планирования будет затруднено. Городу нужна структура, которая взяла бы на себя создание прообраза внутригородской плановой комиссии. Экономикой необходимо управлять. Выступление А. Иванникова было посвящено задачам Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли: — Проведя реорганизацию Администрации города, губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев поставил перед нами новый круг задач. В соответствии с принятой концепцией, Комитет должен не только наблюдать за развитием экономической ситуации, но и непосредственно влиять на нее. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге отсутствует контроль над эффективностью реализации адресных программ как городского, так и федерального уровня. Чтобы упорядочить отношения с российскими и зарубежными финансистами, а также внести ясность в распределение бюджетных средств в Минэкономразвития создана группа, которая будет разрабатывать федеральную инвестиционную политику. Мы же собираемся создать городскую инвестиционную программу. К сожалению, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге нет ни одного крупного городского проекта, реализация которого могла бы повлечь за собой улучшение экономической обстановки. Речь идет не о благоустройстве дворов, строительстве жилых домов или новых заводов. На мой взгляд, в круг первостепенных задач, связанных с созданием долгосрочных городских инвестиционных проектов, входит реализация программы реорганизации дорожного движения. Все мы говорим о пробках, о проблемах, связанных с доставкой грузов. Нашему городу уже давно требуются мероприятия по выводу магистралей Петербурга на международный уровень. Запуск этой программы высвободил бы порядка 30% незадействованных ресурсов отрасли. Поскольку бюджетное инвестирование осуществляется на основе результатов конкурсов, при удачном стечении обстоятельств средства на развитие городского хозяйства ежегодно начинают осваиваться только с августа. Используемая система существенно снижает темпы развития отрасли. Сегодня принято ругать плановую экономику, однако до вступления России на рыночный путь развития договорная кампания заканчивалась в декабре. Таким образом, финансовый год в стране начинался 1 января. В современных условиях начало работы с бюджетными средствами запаздывает на полгода. Кто в течение этого периода пользуется деньгами налогоплательщиков, остается только догадываться. В отношении этого вопроса мы будем менять политику, проводившуюся прежним Комитетом. Свою работу планируем проводить в рамках тех процедур, которые описаны в законе Санкт-Петербурга о городском заказе, и изменений, принятых Законодательным Собранием. В декабре подпишем ряд нормативных актов, связанных с новшествами в реализации горзаказа. В новом году нас ждут существенные перемены. — Наш Комитет выступил инициатором создания проекта плана экономического и социального развития города на 2002—2004 гг. Собранную информацию сопоставим с методиками, подготовленными Минэкономразвития и опытом наших соседей — Правительства Ленинградской области. Мы уже получили отзывы о проделанной работе со стороны ряда научных и общественных организаций. В декабре проект, подготовленный Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, будет представлен для обсуждения в Правительстве города. Если он будет поддержан, в Санкт-Петербурге появится подкрепленный исследованиями экономистов базовый документ, опираясь на который Законодательное Собрание сможет формировать бюджет 2003—2004 гг. Полученный в ходе проведения этой работы опыт будет использован нами при последующем создании планов экономического и социального развития (пятилетнего и десятилетнего). Этим проектом мы хотим положить начало возрождению пятилетних планов. Когда распался Советский Союз, мы слишком резко отказались от привычных методов работы. Для полноценного развития экономики грамотное планирование крайне необходимо. Хочу отметить, что руководители стран Запада переняли опыт СССР и широко используют в своей деятельности долгосрочные программы. Сегодня настало время вспомнить о нашем богатом опыте 5-летнего планирования. Комитет привнесет в эту работу современные черты. В своей работе мы будем применять методы и принципы долгосрочного планирования. Я надеюсь, что эпоха принятия спонтанных решений заканчивается. Одной из первых мер, предпринятых нашим Комитетом, стала инвентаризация промышленных зон города. Бесспорно, в Петербурге существуют предприятия, которым удалось адаптироваться к новым рыночным условиям. Наряду с этим выявлено множество заводов, производственные площади которых простаивают. Есть все основания полагать, что ситуация на них в ближайшее время не изменится к лучшему. К примеру, сегодня я посетил Вагоноремонтный завод. Он владеет 44 га земли. Работа в цехах не ведется. Предприятие готово выпускать вагоны, троллейбусы, трамваи. Однако, несмотря на наличие необходимого оборудования и квалифицированных кадров на этой площадке, МПС приняло решение создавать новый завод. Таким образом, это предприятие не только не приносит средств в бюджет Петербурга, но и занимает довольно привлекательную с точки зрения дальнейшего развития территорию. Утвержденная городом программа вывода предприятий из центра города реализуется чрезвычайно медленными темпами. Не нужно быть специалистом, чтобы понимать, что в сердце Петербурга не должны дымиться заводские трубы. Проблема не сводится только к загрязнению окружающей среды. Снижается инвестиционная привлекательность города. Промышленные предприятия занимают очень перспективные с точки зрения вложения средств территории (с развитой инфраструктурой, с подъездами для транспорта). Мы взяли под свой контроль ход реализации программы вывода заводов из центра города. Проведя реструктуризацию промышленных предприятий, удастся получить новые средства для развития Петербурга. Для создания долгосрочных программ будем привлекать консалтинговые фирмы, которые будут работать с нами на постоянной основе. С их помощью удастся планировать закладываемые в бюджет средства, — рассказал С. Ветлугин. В ходе состоявшейся встречи Л. Каплан сообщил присутствующим о том, что во взаимоотношениях инвестиционно-строительных и страховых компаний наметился позитивный сдвиг. — Почему застройщики крайне неохотно идут на страхование строительно-монтажных рисков? Потому что это ведет к удорожанию стоимости квадратного метра жилья. Чтобы обратить строителей и страховщиков лицом друг к другу, вторым необходимо на законных основаниях позволить выступать инвесторами. Во всем цивилизованном мире страховые компании направляют гигантские суммы в строительство. Опережают их только пенсионные фонды и банки. В России страховщики не имеют права вести подобную деятельность. Союзпетрострой считает, что это глубоко неверная позиция. Я направил письмо в Министерство финансов, в котором изложил условия, тормозящие внедрение в широкую практику страхования строительно-монтажных рисков. Недавно из Министерства пришел ответ, который позволяет надеяться на то, что ситуация сдвинется с мертвой точки. Инвестиции страховых компаний в строительство смогли бы кардинально изменить ситуацию на первичном рынке жилья Санкт-Петербурга. В. Гольман высказал просьбу к Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли о поддержке в Администрации Санкт-Петербурга проекта выдачи гарантий города при кредитовании строительных компаний и промышленных предприятий в коммерческих банках: — Оборот строительного комплекса составляет более 2 млрд. у. е. (почти как бюджет Санкт-Петербурга). Строители в рыночных условиях выжили не благодаря поддержке Правительства и грамотной законодательной базе. Сказалась наша привычка трудиться в тяжелых условиях. Какие бы потрясения ни происходили в стране, строители никогда не перестают работать. Давайте сопоставим условия, в которых с началом рыночных отношений оказались промышленные предприятия и строительный комплекс. Первым фактически бесплатно отдали производственные площади, оборудование, территории. Прошло 10 лет. Заводы до сих пор жалуются на трудности, которые не позволяют им выпускать конкурентоспособную продукцию. Не в пример им большинство строителей начинало фактически с нуля. В банках и различных фондах сокрыты колоссальные средства, которые могут пойти на инвестирование нашей отрасли. Поддержка города позволила бы выйти строительному комплексу на новый виток развития. Горожанам нужна ипотека, но для ее внедрения требуется вмешательство Администрации, — отметил президент Союзпетростроя. Будем надеяться на то, что вновь созданный Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли внесет оживление, новую струю в деятельность руководства города.

Дата: 12.11.2001
Владимир Артемьев и Вадим Симоновский
"Петербургский строительный рынок" №12
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!