«Казметрострой»: не только в Казани, не только метро

1 стр. из 1

Муниципальное унитарное предприятие «Казметрострой» создано сравнительно недавно — в 1997 г. — и в этом году отмечает 10-летие своей работы. Но авторитет казанских метростроевцев велик. И это не удивительно, ведь в самые сжатые сроки — всего за несколько лет (фактически, в 2003–2005 гг.)  — ими была построена, сдана в эксплуатацию к 1000-летию Казани (2005 г.) первая очередь первой линии Казанского метрополитена протяженностью почти 9 км, с пятью современными красивыми станциями. Такие темпы и качество работ несомненно сделали бы честь и столичным метростроевцам. О сегодняшнем дне «Казметростроя» и перспективах развития рассказывает его начальник почетный транспортный строитель России Марат РАХИМОВ.

–Марат Мулахмедович, казанские метростроевцы сумели проявить чудеса организованности, оперативности, умения слаженно и качественно работать, построив к 1000-летию столицы Татарстана первые станции метрополитена. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела сегодня, что делается, какие намечаются перспективы.

— В настоящее время существующая ветка казанского метро состоит из пяти станций: «Кремлевская», «Площадь Тукая», «Суконная слобода», «Аметьево» и «Горки». Ее общая длина составляет 8,67 км. Конечно, пока она обеспечивает связью лишь небольшую часть города. Но надо понимать, что при интенсивном росте автомобильного парка Казани и обострении связанных с этим транспортных проблем (пробки, загазованность и пр.) метро становится одним из наиболее нужных и востребованных видов транспорта. По мере строительства новых станций эффективность и интенсивность его использования будут неуклонно расти, и через некоторое время жизнь без него станет для казанцев столь же немыслима, как сегодня для москвичей и петербуржцев. Для города с населением 1,2 млн. человек метро — не прихоть, а жизненная необходимость.

Сегодня «Казметрострой» ведет работу на второй очереди первой линии метрополитена. Она состоит из двух перегонов и двух новых станций — «Проспект Победы» и «Козья слобода» (названия рабочие). Ввод их в эксплуатацию увеличит длину первой линии почти на треть — примерно до 13 км.

Первый перегон — между станциями «Горки» и «Проспект Победы» (два тоннеля длиной 978 м) — продолжит действующую линию метро на юг. В настоящий момент заканчивается проходка (осталось менее 100 м). Затем наши специалисты приступят к обустройству постоянных конструкций — верхние строения пути, банкетки, кронштейны для прокладки кабелей и слаботочных сетей и пр. Также начнется сооружение самой станции, которая будет находиться на перекрестке пр. Победы и ул. Зорге. Сложность этого строительства состоит в том, что этот участок отличает высокая активность транспортного движения. Автомобильное сообщение (в том числе транзитное, поскольку кольцевая автодорога вокруг Казани еще не достроена), трамвайные и троллейбусные маршруты. Оформление станции предполагается выполнить в торжественно-победном стиле. Предложенный проект был высоко оценен президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. При условии своевременного и стабильного финансирования станция «Проспект Победы» будет введена в эксплуатацию в конце 2008 — начале 2009 гг.

21 декабря 2006 г. состоялась торжественная церемония, посвященная началу проходки левого перегонного тоннеля от станции метро «Козья слобода» до станции метро «Кремлевская». В ней принял участие мэр Казани Ильсур Метшин, который, разбив по традиции бутылку шампанского о корпус многотонного тоннелепроходческого комплекса, дал символический старт началу работ. Этот перегон выведет казанское метро на север города. Тоннель пройдет под рекой Казанкой на глубине до30 м и соединит собой Кировский и Вахитовский районы Казани. Это самый большой перегон в ходе строительства второй очереди казанского метро (общая длина составляет 2272 м). Ведение работ ниже русла реки обуславливает высокую обводненность грунтов и необходимость постоянных работ по водопонижению и шпунтовому ограждению на станции. К марту 2008 г. должна быть выполнена проходка в одну сторону. Затем проходческий комплекс перемонтируют, и он начнет прокладывать правый перегонный тоннель. Одновременно будет строиться сама станция «Козья слобода», дизайн которой предполагается сделать ультрасовременным. О сроках ввода в эксплуатацию пока говорить рано. Но если будет нормальное финансирование, это ориентировочно 2010 г.

В целом же, можно сказать, что перспективы метростроения в Казани очень большие. Подготовлен план перспективного развития метрополитена до 2025 г. и далее. Он предполагает проходку более 46 км тоннелей, создание трех линий, строительство еще 19 станций (в том числе 3 пересадочных). После реализации этого плана метрополитен охватит большую часть города и, безусловно, станет самым массовым видом транспорта в Казани.

— Вы постоянно говорите «если будет финансирование». В этом отношении есть сложности?

— Деньги в наше время это всегда «узкое место» строительства, особенно если говорить о таких масштабных объектах, как метрополитен, который имеет огромное социальное значение, но и крайне длительные сроки окупаемости. В настоящее время тех масштабов финансирования работ по казанскому метрополитену, которые были в преддверии 1000-летия Казани, уже нет (в предъюбилейные годы мы осваивали порядка 780 млн. руб. в месяц).

Но дело не только в этом. В настоящее время пропорция финансирования строительства такова: 20% средств поступают из федерального бюджета и 80% — из регионального. Учитывая огромное социальное значение метрополитена и его роль в решении транспортных проблем города, мне кажется, что роль государства должна быть более активной. Недавно появилась информация, что пропорция выделения средств на метростроение может быть изменена, и федеральный бюджет возьмет на себя затраты, аналогичные тем, что несет регион. Это несомненно очень сильно стимулировало бы строительство метро и помогло бы решить многие актуальные задачи.

Пока же мы стараемся по мере сил рационально и эффективно использовать накопленный нашими специалистами богатый опыт и имеющиеся в нашем распоряжении технические средства. Отмечу, что «Казметрострой» в своей деятельности опирается на последние достижения мировой науки и использование новейших технологий. Предприятие располагает современной строительной техникой зарубежного и отечественного производства, в том числе тоннелепроходческими комплексами компаний LOVAT (Канада) и NFM-Wirth (Франция) со скоростью проходки до 250 м в месяц. Немаловажно и то, что «Казметрострой» получил сертификат системы менеджмента качества ИСО-9001.

— И что же «Казметрострой» делает, чтобы эта техника не простаивала?

— Принято решение участвовать в строительстве других объектов. В частности, к нам с предложением поработать в Самаре обратился «Самараметрострой». Перед нами ставится задача пройти два тоннеля (протяженностью около 700 м) к действующей станции метро. В настоящее время один из наших проходческих комплексов LOVAT уже смонтирован в Самаре. Сейчас он протестирован, и уже началась проходка тоннеля. Завершить работу мы планируем к  июню 2007 г.

Кроме того, подразделения нашего предприятия действуют в настоящее время в Москве, выполняя работы по струйной цементации и гидроизоляции подземных сооружений с использованием современных технологий. В перспективе эти навыки они смогут применить и на работе в Казани.

— Осуществляет ли «Казметрострой» еще какие-то работы?

— В составе предприятия действует завод ЖБИ МУП «Казметрострой». В основном он выпускает продукцию специально для метростроения, но в принципе способен изготавливать товарный бетон, раствор и железобетонные изделия для ведения любого строительства.

В прошлом году создано подразделение, специализирующееся на демонтаже железобетонных и иных конструкций и сооружений. Оно оснащено современным оборудованием известной компании HILTI — дисковыми и канатными пилами. Это подразделение выполняло работы по демонтажу железобетонных полов и конструкций в производственных корпусах заводов ЗМА и «Татпроф» в Набережных Челнах. Также оно осуществляло демонтаж неверно выполненных бетонных конструкций в жилом комплексе «Казань — ХХI век».

Но, безусловно, выполнение этих работ никак не отвлекает нас от реализации нашей главной задачи по строительству в Казани современного, комфортного и красивого метро.

МУП «Казметрострой»
420951 Россия,
Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Коротченко, 4
Тел.: (843) 292-7810, 292-9378
Факс: (843) 292-3962
E-mail: kazmetro@mi.ru

Дата: 21.03.2007
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2 (59)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!