Мост от Урала Полярного к Уралу промышленному

1 стр. из 1

Сырьевая направленность российского экспорта сохраняется не от хорошей жизни: в стране недостаточно перерабатывающих мощностей и эффективных производств в других секторах экономики. На одном из последних экономических форумов в Санкт-Петербурге председатель Правительства РФ Михаил Фрадков сказал: «Постепенно исчерпывается тот потенциал роста, который был связан с сырьевым фактором. Вклад нефтяного экспорта в прирост валового внутреннего продукта в ближайшие годы упадет».

Премьер подчеркнул, что «действия правительства нацелены на раскрытие источников экономического роста, которые формируются на основе диверсификации, укрепления конкурентных позиций российских компаний на внутренних и внешних рынках, улучшения предпринимательского климата за счет стимулирования инвестиций, внедрения новых технологий и организационных форм ведения бизнеса».

Один из крупных инвестиционных проектов, реализация которого начинается в стране, — «Урал промышленный — Урал Полярный». Этот стратегически важный проект позволит создать транспортное сообщение между промышленными центрами Урало-Сибирского региона и сырьевой базой Приполярного Урала. В то время как месторождения твердых минеральных ресурсов Южного и Среднего Урала уже выработаны, в Приполярье они остаются нетронутыми. Это богатейшая кладовая железных руд, хромитов, фосфоритов, свинца, марганца, меди, цинка, других руд цветных металлов, самоцветов, благородных и редкоземельных металлов. Промышленное освоение этой ресурсной базы необходимо форсировать, так как сейчас минеральные ресурсы на предприятия Свердловской, Томской, Челябинской, Пермской и других областей приходится завозить издалека. А для того чтобы развернуть горно-добывающие работы в приполярном регионе и обеспечить вывоз оттуда минерального сырья, необходимо создать транспортный и энергетический коридор к промышленному Уралу. Прежде всего требуется построить железную дорогу и автомагистраль, объекты энергетики и подготовить горный комплекс для начала разработки месторождений в северной части Уральских гор.

Подготовительные работы к реализации проекта ведут администрации Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) и ОАО «Российские железные дороги».

—Указание о реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» недавно прозвучало на одном из заседаний Госсовета из уст Владимира Владимировича Путина, — говорит президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. — Мы этот вопрос прорабатываем. Отдельные участки железной дороги, которые станут частью необходимой инфраструктуры для реализации этого проекта, мы уже строим. В частности, строятся железные дороги в Якутии, осуществляется соединение дорог Надым —Уренгой — Ямбург.  Проекты, касающиеся Полярного Урала, пока находятся в стадии рассмотрения. К слову, такие планы были и в советское время. Так что все новое — это хорошо забытое старое.

Транспортный и энергетический коридор пройдет по восточному склону Уральских гор. Развитие транспортной сети выгодно для всей страны, так как она откроет самое короткое сообщение из Восточной Сибири в Северо-Западный регион и далее в Северную Европу. В сравнении с существующей дорожной сетью этот путь будет короче на 500–700 км.

Как известно, транспортная инфраструктура — это кровеносная система экономики. Новые дороги обеспечат успех новым интеграционным процессам не только в российском, но и в евразийском масштабе.

Проект «Урал промышленный — Урал Полярный» предусматривает развитие не только железных дорог, но и автомагистралей, энергетики, телекоммуникационных систем. Его реализация вдохнет новую жизнь в экономику не только Урало-Западносибирского региона, но и позволит выйти на новый пик развития двум и сейчас очень благополучным в экономическом отношении регионам —ЯНАО и ХМАО.

—Реализация этого проекта для нас является стратегически важным делом, так как это откроет путь к диверсификации экономики и поможет сформировать благоприятные условия для притока инвестиций, — говорит губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Александр Филипенко. —Приполярный Урал со временем станет крупным индустриальным центром. И хотя сейчас в нашем округе основной прирост промышленного производства обеспечивается за счет добычи углеводородов, основу для стабильности и процветания в отдаленной перспективе мы видим в усложнении экономики региона за счет создания высокотехнологичного энергоемкого производства. Через 30 лет нефтедобыча уже не будет нашей главной задачей. Нужно поменять отношение к углеводородам в целом. Нефть —это прежде всего ценнейшее химическое сырье, и поскольку она является невозобновляемым природным ресурсом, то лучше найти другие эквиваленты топлива. Мы планируем создать целую серию предприятий, которые позволят усложнить экономику. Согласно нашим прогнозам и утвержденной стратегии, структура экономики округа существенно изменится уже к 2020 г., и доля нефти в промышленном производстве сократится до 48–49% не за счет уменьшения добычи, а за счет наращивания других производств. Инвестиционная емкость рынка нашего региона составляет примерно $10–12 млрд. Эта инвестиционная ниша позволяет нам уже сегодня активно включиться в мегапроект «Урал промышленный — Урал Полярный». Завершается разработка технического задания по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта. Первые результаты от реализации проекта можно будет получить уже через 5–7 лет, а для полного завершения всех работ по проекту потребуется 11–15 лет. Высокая эффективность его обеспечена. Одной только железной руды в Приполярном регионе хватит на ближайшие 300 лет для успешной работы всей металлургической отрасли страны, при этом стоимость уральского железорудного сырья в 4 раза ниже цен на мировых рынках.

В реализацию проекта уже включилось несколько российских регионов. Основные направления работы сформулированы и прописаны в «Соглашении шесть плюс один», подписанном несколько лет назад по инициативе органов государственной власти ХМАО. Документ «О сотрудничестве в комплексном промышленном освоении Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры» определяет параметры взаимодействия между Ханты-Мансийским автономным округом —Югрой, Свердловской, Пермской, Челябинской областями, Республикой Коми и Ямало-Ненецким автономным округом.

В августе прошлого года губернатор ХМАО Александр Филипенко подписал постановление о создании в структуре правительства округа департамента развития Приполярного Урала для разработки и осуществления мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития этой зоны.

Значительная часть перспективных месторождений северной части Уральских гор, где присутствует почти вся таблица Менделеева, находится на Ямале.

Территория Полярного Урала еще не до конца разведана.  Чтобы снизить инвестиционные риски, администрация Ямало-Ненецкого АО вкладывала средства в оценку ресурсов. Для привлечения инвесторов сформирована современная законодательная база недропользования и механизм государственного управления природно-ресурсным потенциалом.

Реализация проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» потребует и наращивания энергетических мощностей. На Ямале имеются богатые ресурсы низконапорного и попутного газа, на котором могут работать новые электростанции. Это позволит решить проблему энерго-снабжения существующих промышленных центров Уральского федерального округа и обеспечить энергией новые индустриальные центры, которые возникнут в результате реализации проекта.

Дата: 21.03.2007
Ольга Лоскутова
"Федеральный строительный рынок" 2 (59)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!