Председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина: «Мы возвращаем городу исторический облик»

1 стр. из 1

Санкт-Петербург входит в число городов мира, охраняемых ЮНЕСКО. Каждый дом в исторической части города — памятник архитектуры. А сколько великолепных дворцов украшают Петербург и его пригороды! Чтобы содержать здания в порядке, сохранить от воздействия времени и природной среды их интерьеры и экстерьеры, прилагается немало усилий: производятся ремонт, плановый уход за фасадами и реставрационные работы. Причем именно профессионально выполненная реставрация позволяет продлить жизнь зданий на века.
Мы беседуем с председателем региональной общественной организации содействия развитию реставрационной отрасли «Союз реставраторов Санкт-Петербурга» Ниной Николаевной ШАНГИНОЙ.

–Нина Николаевна, в последние годы многие реставрационные фирмы работают над выполнением программы «Фасады Санкт-Петербурга 2005–2007». Насколько успешно идет ее реализация?

— Эта программа, разработанная Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) по инициативе губернатора Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко, направлена на проведение масштабной реставрации исторического центра города. Главная ее цель — перейти от точечной реставрации отдельных зданий к восстановлению исторического облика целых улиц. При этом упор сделан на качество работ, чтобы обеспечить долговечность реставрации.

В прошлом году был выполнен большой объем работ, освоено около 1 млрд. руб. В том, что появилось достаточное финансирование, большая заслуга администрации города. Хотя средства выделялись из разных источников, львиная доля их поступила из городского бюджета через КГИОП, который является заказчиком.

Программа по реставрации фасадов — настоящее спасение для исторического центра Петербурга. Ведь не секрет, что город был сильно запущен в годы перестройки. И именно благодаря инициативе губернатора В. И. Матвиенко началась комплексная реставрация центра. В прошлом году были выполнены работы на 403 объектах. Отреставрированы фасады зданий вокруг Исаакиевской площади, по Вознесенскому проспекту, на Малой и Большой Морской улицах, по одной стороне реки Фонтанки. Изменился облик целых улиц. В ходе подготовки к саммиту Большой восьмерки был приведен в порядок весь Московский проспект как главная трасса, соединяющая город с аэропортом. Реставрация каменных зданий, каких много на этом проспекте, заключалась в том, что фасады очистили с помощью пескоструйных машин.
В этом году нам предстоит также выполнить большой объем работ, так как значительно увеличено финансирование. Будут отреставрированы фасады зданий по другой стороне реки Фонтанки, на правом берегу Невы, на Садовой улице и улице Декабристов, а также на Литейном, Лиговском и Старо-Петергофском проспектах, Большом проспекте Васильевского острова.

— С какими проблемами приходится сталкиваться реставраторам при выполнении работ?

— Одна из главных — расчистка фасадов от инородных материалов, в частности цемента, которым при реставрации 1960–1980 гг.восполнялся утраченный штукатурный слой на старых зданиях. Почему тогда это было сделано — непонятно. Ведь цемент запрещено использовать там, где была известь. Раньше так строили, что сама конструкция здания и материалы, которые применялись для его отделки, работали в комплексе. И если происходит замена исторических известковых штукатурных растворов цементными, то нарушается температурно-влажностный обмен с окружающей средой, влага наружу не выходит, и толстые кирпичные стены старых зданий разрушаются, превращаются буквально в труху.

А ведь основная задача реставрации — сохранить именно стены и конструкцию здания лет на тысячу. Так что нынешняя программа по реставрации фасадов — это подлинное спасение архитектурных памятников.

Современные материалы нельзя применять при реставрации еще и потому, что важно сохранить старинные здания такими, какими они были построены. Это важно для потомков, которые и через 500 лет будут знать, какими были архитектурные памятники первоначально. Вторая причина, по которой следует отказываться от применения современных материалов, — это их неапробированность длительными сроками времени. Известковым растворам — две тысячи лет, и они успешно стоят, чего нельзя сказать о материалах новых, которые пока не выдержали испытание временем, и мы не знаем, как они себя поведут, к примеру, через 200 лет.

То же касается и красок. Есть современные краски, более дешевые и, может быть, более технологичные, но для реставрации их применить нельзя. Мы применяем силикатные известковые краски, исторические по характеру и более долговечные. То есть даже если материал современный, то характер его — исторический. Большая заслуга специалистов КГИОП состоит в том, что они твердо стоят на позиции, что одни материалы нельзя заменять другими.

Именно поэтому стоимость реставрации значительно выше, она несравнима со стоимостью современного строительства или ремонта. Ведь материалы для реставрационных работ готовятся буквально для каждого здания по специальному заказу, используются нетиповые технологии.

— А кто же сейчас изготавливает эти исторические растворы по старинным рецептам? Есть фирмы, которые на этом специализируются?

— Некоторые реставрационные фирмы сами готовят материалы в соответствии с проектом: берут известь, песок, минеральные наполнители — обычно это мрамор. Но составлению рецептуры предшествует исследовательская работа. Снимается слой за слоем с фасада здания, отбирается материал, а затем производится физико-химический анализ. Так исследуется состав материала, первоначально применявшегося при отделочных работах. Когда нужно произвести покраску здания, тоже доходят до первого слоя и изучают цвет, исследуют физико-химический состав краски.

Все это делается на стадии подготовки проекта, в котором как раз и даются рекомендации по материалам. Проекты выдают специализированные институты — «ЛенНИИпроектреставрация», «Спецпроектреставрация». Еще есть ряд фирм, которые имеют лицензии на проектирование.

Готовые проекты поступают на проверку в КГИОП, и там утверждается технология. Она подразумевает все: усиление конструкций здания, восстановление гидроизоляции, рекомендации по материалам и т. д.

Надо отдать должное председателю КГИОП Вере Анатольевне Дементьевой, потому что без ее твердой позиции по сохранению памятников достаточно трудно было бы поддержать их в историческом состоянии, потому что, повторяю, отремонтировать, а не отреставрировать гораздо проще.

К счастью, у нас в городе есть и фирмы, которые по старинным рецептам готовят сухие смеси для штукатурных растворов, проверенные лабораторным путем и запатентованные. Применение этих готовых смесей значительно облегчает работу реставраторов.

— Петербуржцы не без удивления следят за тем, как в последние годы некоторые здания меняют цвет, причем не всегда этот новый облик нравится. Например, Московский вокзал был гораздо красивее в «одеждах» изумрудного цвета… Некоторые дворцы в городе поменяли цвет и стали смотреться непривычно.

— Цветовые решения задаются проектом, и этому также предшествует исследовательская работа. Изучаются архивные материалы, выясняется, каким был замысел архитектора, который проектировал то или иное здание. Производятся расчистки фасадов, выбираются наиболее сохранившиеся участки, и под них подбираются материалы. Эту научную работу ведет КГИОП. Ведь цветовое решение — это не дело вкуса. Задача реставрации — сохранить замысел архитектора, возвратить зданию его исторический облик. Да, порой происходят резкие изменения цветового решения. Самый яркий пример — Строгановский дворец на углу Мойки и Невского. Долгие годы он был зеленого цвета, а стал — нежно-розового. Здание от этого только выиграло, оно стало намного привлекательнее. Сильно изменился и Михайловский замок. Оба эти объекта реставрировались к 300-летию города.

Кстати, возврат к первоначальному цвету часто является делом дорогостоящим. В древности для придания краскам стойкости использовали натуральные минералы. Их размалывали в порошок и добавляли в краску, чтобы она не выцветала. Для придания синего цвета использовали синие камни — например, лазурит.

Надо сказать, финансовые средства, вложенные в реставрацию, не пропадают, стоимость квадратного метра в отреставрированном «памятнике» существенно увеличивается. Поэтому даже когда тратятся огромные деньги, нельзя сказать, что они выброшены на ветер. Памятники истории и культуры — это наше общее национальное достояние, и оно растет.

— Какие задачи стоят сейчас перед Союзом реставраторов?

— Главная из них — сохранить в условиях рынка старейшую реставрационную школу Санкт-Петербурга. Важно, чтобы профессионалы оставались работать в реставрационных фирмах и были обеспечены стабильной работой. Мы благодарны нынешнему правительству города, которое уделяет внимание реставрации, планирует эти работы на перспективу. В наш Союз входит 30 фирм, все они имеют непререкаемую профессиональную репутацию. Мы сообща решаем многие профессиональные и организационные вопросы. Ведь на реставраторах лежит очень большая ответственность. Любые неосторожные действия приводят к тому, что гибнет памятник, и восстановить его невозможно. Если на строительстве объекта что-то сделают неправильно, то это совсем не так страшно, как на реставрации. Поэтому у нас на объектах обычно работает не одна фирма, а несколько, и каждая выполняет только те виды работ, на которых специализируется. Очень важно осуществлять это взаимодействие в рамках общественной организации, чтобы работы проводились комплексно. Поэтому если возникают какие-то противоречия или сложности, если требуется разработать методы проведения реставрации, то в рамках нашей общественной организации это делается. Сотни высококлассных специалистов мирового уровня работают в фирмах, которые входят в Союз реставраторов. У нас есть и своя общественная комиссия по контролю качества работ. Она строже, чем любой заказчик.

Главное для нас — это сохранение кадров. Есть уникальные работы, для выполнения которых специалистов осталось мало. Например, сейчас в Пушкине реставрируют турецкую баню, где восстанавливают очень красивый искусственный мрамор в восточном стиле. Специалистов по изготовлению такого мрамора единицы, это специфическое дело, особая технология. Из гипса набирается рисунок, потом им отделывают панель или колонну, затем вощат. И неспециалисту трудно отличить, натуральный это мрамор или искусственный.

Мы взаимодействуем и с теми фирмами, которые не входят в Союз реставраторов. Поскольку мы делаем одно общее дело, то приглашаем коллег участвовать в наших научно-практических конференциях, семинарах, выставках.

— Сейчас строится и реставрируется много культовых сооружений. При воссоздании фресок петербургские специалисты тоже стремятся к соблюдению старинных канонов?

— Да, конечно. Практически во всех фирмах, которые входят в Союз реставраторов, работают отличные опытные художники. Они делают и росписи в храмах. Интерьерные работы всегда гораздо сложнее, чем реставрация фасадов, и они никогда не прекращаются.
Реставраторы Союза искренне признательны городу за доверие в вопросе сохранения и воссоздания исторических памятников.

Дата: 21.03.2007
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2 (59)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!