Сергей Сердюков: Nord Stream безопасен для Балтики

1 стр. из 1

«Северный поток», или Nord Stream — так теперь называется морская часть Северо-Европейского газопровода, которая пройдет от бухты Портовая в Ленинградской области до бухты Грайфсвальд в Германии. По дну Балтийского моря предстоит уложить трубопровод длиной 1200 км в двухниточном исполнении. Задача не из легких, поэтому на VIII Международном экологическом форуме «День Балтийского моря», состоявшемся в конце марта в Санкт-Петербурге, строительству газопровода было уделено много внимания. О том, как ведутся подготовительные работы к укладке трубы, рассказывает технический директор Nord Stream AG, к.т.н. Сергей СЕРДЮКОВ:

Нами проведен большой комплекс исследовательских работ по изучению морского дна на трассе будущего газопровода. В 2005 году мы обследовали с помощью сонаров бокового действия коридор шириной 2 км для определения там крупных предметов величиной свыше 6 м. Это позволило нам обойти их при прокладке трассы будущего газопровода. Определив ее прохождение, мы в прошлом году очень тщательно обследовали на наличие более мелких  предметов коридор шириной 300 м. Расстояние между двумя нитками газопровода составит 100 м, плюс еще по 50 м с двух сторон от трубопроводов — собственно, это та площадь, которая будет занята нашими морскими сооружениями. Для страховки мы изучили еще по 50 м с обеих сторон от трассы. Было получено огромное количество изображений предметов, большинство из которых мы идентифицировали с помощью спускаемого глубоководного аппарата. Оказалось, что 90% предметов — это камни, остальное — мусор, например, стиральная машина, корзина из супермаркета, оконная рама, мешки с минеральными удобрениями и т.д. Есть мины и авиационные бомбы времен Второй мировой войны, которые уже прокорродировали насквозь и не представляют опасности.

Были проведены также химические исследования. Как известно, в Балтийском море после Второй мировой войны было затоплено химическое оружие. При прокладке трассы газопровода мы обошли точки его захоронения. Однако поскольку 60% его уже потеряло свою упаковку, химические лужи мигрируют по морю. Проверив химический состав придонного грунта и придонной воды, мы обнаружили, что на трассе газопровода следов химических луж нет.

Одним словом, на экологию потрачены огромные средства. Сейчас идет оценка проекта на соответствие требованиям Конвенции Эспо. Мы провели более 10 общественных слушаний, из них несколько — на острове Готланд в Швеции, где заручились поддержкой населения. Затем будет пройдена процедура ОВОС.

В соответствии с решением акционеров, отводов газопровода на Швецию сделано не будет. Это не чье-то волевое решение, а большая совокупность факторов технического и экономического свойства. Выполнив с января 1997 года очень большой объем работ, мы подготовили несколько тонн документации, где рассматривалось 7 вариантов прохождения трассы. Но выбрана была та, которая оказалась наиболее оптимальной. Пересекая Балтику, мы должны достичь распределительной сети Германии и Европы.

Окончательно определен и диаметр трубы — 48 дюймов. Толщины стенок трубопровода будут различные — от 35 мм в начале трассы до 28 мм в конце ее, на немецком секторе, где труба выйдет на берег. Эти параметры обусловлены гидравлическим расчетом. Газ в море будет поступать под давлением 220 бар и иметь максимальную температуру +45 °С, так как изоляционные покрытия не должны претерпевать воздействие более высокой температуры.

Газопровод в бухте Портовая быстро погружается на глубину 25 м. Зона, в которой будет отмечаться повышенная температура воды, — первые 200–220 км трассы, в ореоле около 1,5 м в обе стороны от трубы и около 5–7 м вверх.

Мы проложили трассу по территории эксклюзивной экономической зоны Финляндии, где на первых 250 км жесткое и устойчивое дно с переменным рельефом, что позволяет использовать его как естественный температурный компенсатор. Далее по трассе придется подсыпать дно там, где будут провисы трубы. Они допустимы, продумана технология для выравнивания дна.

Современные металлургические технологии таковы, что позволяют произвести очень надежные материалы — высокопрочные стали. В мире накоплен обширный опыт использования подводных трубопроводов, суммарная протяженность которых составляет более 10 тыс. км. Статистика их эксплуатации отличная. Например, в водах Северного моря у компаний Statoil и Norsk Hydro за 30-летний период не было не только аварий, но даже отказов при эксплуатации трубопроводов.

При строительстве газопровода Nord Stream мы применим трубы, сделанные из высокопрочной стали, с усиленной антикоррозионной изоляцией. Кроме того, вся труба будет помещена в прочную бетонную армированную оболочку. В результате конструкция приобретет очень высокую надежность и большой запас прочности. Если заводская труба весит 12 тонн, то подготовленная к укладке — уже 20–23 тонны. Она будет иметь три покрытия: внутреннее с шероховатостями в 6 микрон и два наружных: антикоррозионное и утяжеляющее бетонное, которое будет выполнено по сложной технологии из железной руды и цемента. Такая труба надежно опустится на дно и будет иметь достаточную жесткость, чтобы противостоять течению и стабилизироваться в пространстве. Но самая главная задача покрытия и его армирования состоит в том, чтобы во время прокладки можно было держать трубу под натяжением, ухватившись именно за высокопрочную наружную оболочку, и она должна выдержать разрывное усилие около 200 тонн.

При определении конструктивных особенностей и выборе технических решений для строительства Nord Stream принимались во внимание результаты расчетов газопровода на прочность, устойчивости трубопровода на дне, допустимых длин свободных пролетов и общей целостности и надежности сооружения. Выбранные конструктивные особенности и технические решения соответствуют стандартам DNV (Det Norske Veritas). Для обеспечения экологичности строительства и эксплуатации системы газопровода Nord Stream предусматривается соблюдение требований российского и международного законодательства, международных соглашений, стандартов, правил и инструкций.

Подготовка к началу строительства морского участка газопровода идет полным ходом. Для выбора наилучших поставщиков труб сейчас проводится конкурс, в нем участвуют шесть крупных заводов — три японских, один — германский и два российских — Выксунский металлургический завод и Ижорский трубный завод. Причем только японские заводы расположены в портах, от остальных заводов трубу придется доставлять к воде по железной дороге.

Только для прокладки одной нитки газопровода нам потребуется 1,2 миллиона тонн стальной трубы, для двух ниток — 2,4 миллиона тонн. Когда мы ее обетонируем, она будет уже иметь вес 3,5 миллиона тонн. Все это надо перевезти и разместить на временных складах, выбрать места для которых тоже непросто, потому что не все порты имеют свободные площадки и прочные грунты, способные выдержать поистине громадный вес.

Мы сейчас отрабатываем логистику проекта, она очень сложная. Изучаем возможности нескольких зарубежных портов. Один из них — Мукран в Германии. Там рядом с двумя терминалами, куда прибывают паромы, есть место, где можно не только складировать трубы, но и построить завод по их бетонированию.

В мире имеются хорошие специализированные суда-трубоукладчики, способные автономно работать в море в течение нескольких месяцев. Это важно, поскольку технология работ такова, что суда не могут покинуть ту трубу, которую укладывают.

Существуют еще суда четвертого поколения с динамическим позиционированием, которые работают без якорей и, благодаря наличию многих приводов, осуществляют точное позиционирование трубы на дно моря.

Сейчас мы проводим конкурс по выбору трубоукладочных судов. В мире имеется всего четыре таких судна, которые могут быть задействованы при строительстве газопровода Nord Stream. Они принадлежат голландской, итальянской, норвежской и российской компаниям.

Итальянский трубопроводный укладчик Casto­ro 6 — один из претендентов на укладку нашей трубы. Это огромная фабрика с персоналом в 300 человек, работающая круглосуточно, без остановки. Судно прокладывает 3 км трубопровода в сутки: варит двухтрубные секции, потом их соединяет, передвигаясь на 24 м каждые 7 минут. Скорость подводной прокладки, как ни странно, намного выше, чем на наших обычных подземных трубопроводах.

Еще один участник конкурса — российское судно Defender, принадлежащее ОАО «Межрегионтрубопроводстрой». Судно работает с однотрубными элементами, но оно единственное из всех использовалось в условиях ледовой обстановки: на прокладке трубопровода в Обской губе.

Самое крупное в мире трубоукладочное судно Solitaire принадлежит голландской компании All­seas. Оно самое новое, при укладке трубы держит и тащит себя движителями.

Гигантское судно Acergy Piper норвежской компании Acergy — также претендент на победу в конкурсе, итоги которого мы подведем в ближайшие два-три месяца.

Строительство морского участка газопровода начнется в середине 2008 года. Мы будем вести экологический мониторинг на стадии строительства, пусконаладки и в процессе эксплуатации. На обеих нитках трубопровода будем проводить регулярные инспекции с помощью поршня, запускаемого внутрь трубы и движущегося со скоростью 2 км/час под рабочим давлением свыше 200 бар. Это своего рода поезд длиной около 10 м, состоящий из секций с батареями и секций компьютерных, которые будут исследовать трубу, записывать показатели и по прибытии на конечный пункт выдадут информацию. Для обслуживания газопровода нужна промежуточная сервисная платформа, мы ее проектируем, она заложена в техническую концепцию. Установить платформу планируется примерно в середине трассы, там есть банка с глубиной 50 м. Но предполагаемое местоположение платформы попадает в эксклюзивную экономическую зону Швеции недалеко от острова Готланд, и пока взаимопонимания по этому вопросу не найдено.

Газопровод Nord Stream будет обладать высокой надежностью, срок его службы — 50 лет, но по истечении этого времени он может быть продлен еще на 25 лет. С большой вероятностью это и произойдет, поскольку Россия ориентируется на столетнюю экспортную стратегию. По моему мнению, такие прочные и высоконадежные газопроводы могут работать и 100 лет. После этого он должен быть демонтирован и извлечен с морского дна. Высококачественный металл можно будет использовать для монтажа сухопутных трубопроводов.

Дата: 29.03.2007
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 2 (30)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!