|
|||||
1 стр. из 1 Возможность дальнейшего роста добычи углеводородного сырья и развития нефтегазового комплекса в Северо-Западном Федеральном округе не вызывает сомнений у специалистов-геологов и убедительно обосновывается во всех вариантах стратегии освоения нефтегазовых ресурсов на длительную перспективу. Инвесторов интересует: есть ли в нераспределенном фонде региона высокопродуктивные месторождения? Какова стратегия рентабельного освоения нефтегазового комплекса СЗФО? В настоящей статье достаточно детально рассмотрены два направления развития нефтегазового комплекса СЗФО — создание новых центров нефтедобычи на территории Ненецкого АО и строительство новой нефтепроводной системы, развитие нефтегазовой промышленности на побережье Северного Ледовитого океана и шельфе арктических морей. Проект 1 Предусматривает интенсивное (параллельное) вовлечение в освоение наиболее значимых месторождений нераспределенного фонда недр Ненецкого АО, расположенных на относительно небольшом расстоянии от Харьягинского центрального пункта сбора нефти (ЦПС), и последовательное подключение месторождений, расположенных на значительном удалении. К первой очереди ввода в освоение отнесены два блока Центрально-Хорейверского перспективного центра нефтедобычи (ПЦНД) — Северо-Ошкотынский и Западно-Хоседаюский, а также два ПЦНД, наименее удаленные от Харьягинского ЦПС — Западно-Сандивейский и Командиршорский. Ввод в освоение базовых месторождений должен быть осуществлен в 2008–2009 гг. Ко второй очереди ввода относятся Северо-Хоседаюский, Висовой, Колвинский блоки и блок месторождения им. А. Титова. Сроки ввода в освоение базовых месторождений второй очереди — 2010–2011 гг. К третьей очереди отнесены блоки Требса, Наульский, Хосолтинский и одиночные месторождения, расположенные вблизи Харьягинского ЦПС. Проект 2 Предусматривает последовательное подключение в освоение месторождений, расположенных на относительно небольшом расстоянии от Харьягинского ЦПС, а затем удаленных. Ко второй очереди ввода относятся Северо-Хоседаюский, Висовой и Колвинский блоки. Сроки ввода в освоение базовых месторождений второй очереди — 2011–2012 гг. К третьей очереди отнесены блоки Наульский, Хосолтинский, блок месторождения им. А. Титова, а также одиночные месторождения, расположенные вблизи Харьягинского ЦПС. Ввод в освоение базовых месторождений — 2013 г. В целом месторождения проекта 2 могут обеспечить стабильный максимальный уровень добычи нефти 16 млн т (из которых более 14 млн т могут быть направлены в нефтепроводную систему Харьяга–Индига) в течение более 10 лет. Достижение уровня добычи нефти 10 млн т в год планируется к 2015 г. Затем после 2025 г. потребуется вовлечение дополнительных (новых) подготовленных запасов, что может быть обеспечено своевременным проведением геологоразведочных работ на новых лицензионных участках северной части Тимано-Печорской провинции. Проект 3 Предусматривает интенсивное (параллельное) подключение к Харьягинскому ЦПС всех четырех блоков Центрально-Хорейверского ПЦНД, а также двух наименее удаленных. К первой очереди ввода отнесены все четыре блока Центрально-Хорейверского ПЦНД — Северо-Ошкотынский, Западно-Хоседаюский, Северо-Хоседаюский и Висовой, а также два ПЦНД, наименее удаленные от Харьягинского ЦПС — Западно-Сандивейский и Командиршорский. Сроки ввода в освоение базовых месторождений — 2008–2009 гг. Ко второй очереди ввода относятся блоки им. А. Титова, им. Р. Требса, Колвинский, Хосолтинский. Сроки ввода в освоение базовых месторождений второй очереди — 2009–2010 гг. К третьей очереди отнесены Наульский и Падимейский блоки и одиночные месторождения, расположенные вблизи Харьягинского ЦПС. Сроки ввода в освоение базовых месторождений — 2011–2012 гг. В четвертую очередь в проекте 3 предполагается начать освоение удаленных одиночных месторождений. Сроки ввода в освоение базовых месторождений — 2013–2014 гг. В целом месторождения проекта 3 могут обеспечить стабильный максимальный уровень добычи нефти 18 млн т (из которых более 16 млн т могут быть направлены в нефтепроводную систему Харьяга–Индига) в течение более 8 лет. Уровень добычи нефти 10 млн т в год может быть достигнут к 2012 г., уровень 15 млн т — к 2015 г. Затем после 2023 г. потребуется вовлечение дополнительных (новых) подготовленных запасов, что может быть обеспечено своевременным проведением геологоразведочных работ на новых лицензионных участках северной части Тимано-Печорской провинции. Проект 3 отличается самым интенсивным вовлечением в освоение месторождений и быстрым достижением уровня отборов 15 млн т. К недостаткам проекта 3 может быть отнесен относительно непродолжительный период максимальных отборов. Этот недостаток может быть компенсирован как дополнительными объемами добычи из других месторождений, в т.ч. распределенного фонда, так и за счет вовлечения новых открытий (к 2020 г.). Все варианты могут обеспечить стабильный максимальный уровень добычи нефти 16–18 млн т в год (из которых 14–15 млн т могут быть направлены в нефтепроводную систему Харьяга–Индига) в течение более 8–12 лет. Кратчайшие сроки достижения уровня добычи нефти 10 млн т в год — к 2012–2013 гг. После 2022 г. потребуется вовлечение дополнительных (новых) подготовленных запасов, что может быть обеспечено своевременным проведением геологоразведочных работ на новых лицензионных участках северной части Тимано-Печорской провинции. Резерва транспортных мощностей практически нет Анализ перспективных объектов, расположенных на территории Ненецкого АО позволил сделать выводы о возможности наращивания за счет них ресурсной базы региона. Для оценки дополнительных объемов нефти, которые могут добываться и транспортироваться, были оценены перспективы прироста запасов нефти на период до 2020 г. и определены возможности вовлечения их в освоение. Новые открытия не позволят существенно изменить ситуацию с добычей в сторону ее увеличения в период до 2020 г., но могут поддержать ее на стабильно высоком уровне после 2025 г. Определение перспектив вовлечения в освоение месторождений распределенного фонда позволило сделать вывод о том, что в южном направлении при использовании действующих схем транспортировки и оценке добычи по месторождениям распределенного фонда небольшой дефицит мощностей трубопроводного транспорта намечается в период 2007–2013 гг. Объем избыточной нефти незначителен (до 1,8 млн т) и может быть компенсирован за счет более рационального (последовательного) освоения месторождений или некоторого снижения темпов их освоения. За счет вовлеченных в разработку новых месторождений, а также месторождений уже лицензированных, даже в варианте их интенсивного вовлечения в освоение, дефицит трубопроводных мощностей будет наблюдаться только в случае ограничения транспортировки нефти через систему магистральных трубопроводов ОАО «Траснефть» в южном направлении (Усинск–Ухта–Ярославль), либо через Варандейский терминал — в северном. Существенным является вывод о том, что резерва мощностей для транспортировки нефти при освоении новых (не лицензированных по состоянию на 01.01.2007 г.) месторождений из Тимано-Печорской провинции практически нет. Вовлечение их в освоение будет возможно только в случае наращивания имеющихся мощностей или строительства новых, либо менее интенсивных темпов освоения месторождений распределенного фонда недр, либо переносов сроков начала их освоения после вступления основных месторождений Ненецкого АО в стадию падающей добычи (после 2015 г.). Наиболее существенный объем поставок нефти в транспортную систему Харьяга–Индига может обеспечить ограничение пропуска нефти на участке Харьяга–Возей на уровне 8 млн т и ограничение транспортировки через Варандейский терминал на уровне 10 млн т, а также интенсивное лицензирование и вовлечение в освоение месторождений Центрально-Хорейверской и Хосолтинской групп, им. Р. Требса и им. А. Титова и отдельных месторождений (Ошского и др). При таких условиях объем поставок в транспортную систему Харьяга–Индига оценивается к 2010 г. в 5–6 млн т, к 2015 г. — 20 млн т, к 2020 г. — 20 млн т. Достижение дефицита транспортных мощностей на уровне 15 млн т при таких условиях ожидается к 2013–2015 гг. При достижении заявленных мощностей Варандейского терминала и увеличении пропускной способности участка Харьяга–Возей–Усинск дефицит транспортных мощностей будет, по сути, соответствовать только объемам добычи месторождений, которые сегодня не вовлечены в лицензирование (месторождения нераспределенного фонда недр). В то же время для их вовлечения в лицензирование, доразведки и освоения принципиальным и необходимым условием является строительство новых или расширение действующих нефтетранспортных систем. Но для Ненецкого округа отказ от строительства трубопровода будет означать невозможность быстрого наращивания добычи нефти. Уже сегодня в округе добывается порядка 13–16 млн т нефти в год, к 2010 г. прогнозируемый объем добычи только по месторождениям распределенного фонда недр составит 25 млн т, а существующие трубопроводные мощности позволяют прокачивать не более 17 млн т ежегодно. Важнейшим направлением развития энергетического сектора Северо-Западного федерального округа является развитие нефтегазовой промышленности на побережье Северного Ледовитого океана и шельфе арктических морей с формированием здесь новых центров нефтегазодобычи и на их основе крупной экспортной базы. С началом освоения месторождений Печорского моря, расположенных на относительно небольшом расстоянии от берега (Приразломное, Варандей-море, Медын-море, Долгинское и др.), для транспортировки нефти могут быть использованы терминалы и сухопутные магистральные трубопроводы, что в долгосрочной перспективе позволит обеспечить их рациональную загрузку. В настоящее время наиболее активно развивается Приразломное месторождение (правами на разработку месторождения владеет ЗАО «Севморнефтегаз» — дочерняя компания ОАО «Газпром»). Инфраструктура, создаваемая по проекту обустройства месторождения, станет основой для последующего освоения углеводородных ресурсов Баренцева и Карского морей. Район Приразломного нефтяного месторождения значительно удален от промышленно развитых территорий и инфраструктур, там практически отсутствуют транспортные коммуникации. Использование морского транспорта значительно затруднено из-за сложной навигационной обстановки, ограничивается мелководной прибрежной зоной и отсутствием соответствующих портов. Эти проблемы будут решаться за счет использования береговой инфраструктуры, а также создания морской транспортно-технологической системы Приразломного месторождения. Ключевой момент обустройства Приразломного месторождения — стальная гравитационная ледостойкая платформа. Подготовленная на платформе к транспортировке нефть будет накапливаться в нефтехранилищах объемом до 110 тыс. м. Далее она будет перевозиться челночными танкерами усиленного ледового класса типа DAT дедвейтом 70 тыс. т до плавучего хранилища в Кольском заливе и, в последующем, линейными танкерами дедвейтом 120–170 тыс. т — на экспорт. Дата: 29.03.2007 О. М. Прищепа, В. Н. Макаревич, Г. А. Григорьев "НефтьГазПромышленность" 2 (30)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||