Сжиженный природный газ — моторное топливо XXI века

1 стр. из 1

«Природный газ обладает всеми возможностями для того, чтобы стать важнейшим топливом будущего поколения. Приблизительно с 2025 года в мире будет использоваться больше газа, чем нефти…» (Представитель компании Royal Dutch/Shell сэр Филип Уоттс)

СПГ как энергоноситель XXI века

Начиная с 70-х гг. XX в. мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ или LNG (англ.)) является одним из наиболее динамично развивающихся рынков углеводородов, в среднем его прирост составляет до 7% в год. За рубежом производство СПГ в значительной степени стимулировано более экономичной морской транспортировкой огромного количества природного газа в сжиженном виде — из газодобывающих стран в страны, не имеющие своих энергетических ресурсов.

Увеличение транспортных расходов при увеличении расстояния транспортировки

Современные танкеры-газовозы могут вмешать до 125 тыс. м сжиженного природного газа. Их использование позволяет отказаться от фиксированных трубопроводных систем, обеспечить перевозки природного газа на огромные расстояния и быстро переориентировать его потоки, избегая монополии отдельных поставщиков. Благодаря этому в последние 10 лет объем торговли СПГ увеличился в два раза. По оценкам экспертов Международного энергетического агентства (IEA) Организации экономического сотрудничества и развития, к 2030 г. рост объемов торговли сжиженным газом может вырасти в пять раз.

Динамика мировой торговли СПГ в период 1993–2003 гг.

СПГ — это охлажденный до перехода в жидкую фазу (температура ниже –160 °С) обычный природный газ, т.е. — это криогенная жидкость. В условиях хорошей тепловой изоляции СПГ может при небольшом давлении храниться длительное время, что позволяет перевозить его на дальние расстояния. При сжижении из 620 м природного газа получается 1 м жидкости весом около полутонны. В связи с этим технологическая цепочка СПГ состоит из трех основных этапов:
 -  добыча природного газа и его сжижение;
 -  транспортировка СПГ в специальных танкерах-метановозах;
 -  хранение СПГ в специальных криогенных терминалах, с последующей регазификацией, т.е. перевод СПГ в газообразное состояние для транспортирования по газопроводам до конечных потребителей.
 
Самое «дорогое» здесь — сжижение, которое составляет до 40% себестоимости СПГ, что вызвано необходимостью строительства завода по сжижению газа стоимостью не менее $1–1,5 млрд.

СПГ используется для тех же целей, что и сетевой природный газ, — для получения электричества, тепловой энергии и промышленного холода, газификации населенных пунктов и промышленных объектов, создания резерва топлива для компенсации пиковых нагрузок (так называемый пик-шейвинг), применения в качестве моторного топлива на транспорте и сырья для химической промышленности.

Широкое использование СПГ на мировых рынках обусловлено, прежде всего, тем, что по ценам он либо сопоставим с жидкими углеводородными видами топлива, либо дешевле их. При этом СПГ является экологически более чистым видом топлива.

В настоящее время за рубежом построено и эксплуатируется более 15 крупных заводов по производству СПГ. Производительность вновь вводимых установок сжижения газа возросла за последние 20 лет с 0,6 до 3 млн т СПГ в год — за счет применения нового, более мощного оборудования, что обеспечивает снижение расхода энергии на сжижение. Как правило, на крупных установках для получения СПГ используют каскадный способ (каскад «пропан–этилен–метан») или холодильный цикл на смешанном холодильном агенте с предварительным пропановым охлаждением. Быстрое развитие технологий производства и перевозки СПГ привело к снижению их стоимости, которое совпало с очередным глобальным повышением цен на энергоносители.

Удельная себестоимость производства СПГ

На сегодня 12 стран экспортируют и примерно же столько импортируют этот вид топлива. Разрабатываются проекты увеличения экспорта СПГ из Омана, Канады, Австралии, Индонезии, Малайзии, Нигерии. Планируется увеличение поставок СПГ в Японию, Южную Корею, Тайвань, Индию, Китай, Грецию, США и страны Западной Европы. В 2004 г. в мире было произведено 178 млрд м СПГ, и весь этот газ был продан. В 2005 г. объем производства составил около 190 млрд м, и этот газ также был реализован. Около 85% всего произведенного СПГ продается по долгосрочным контрактам, остальные 15% — по краткосрочным и спотовым (разовым) сделкам.

Высокие темпы роста мировой торговли СПГ объясняются резким увеличением потребления энергоресурсов, а также ценой и экологичностью природного газа, что стало особенно важным после подписания Киотского соглашения. К регионам с наибольшим прогнозным ростом спроса на СПГ относятся США и страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь Китай и Южная Корея. Уже сейчас в США доля СПГ в общем газопотреблении составляет более 25%. Япония импортирует до 85% (45 млрд м) природного газа в сжиженном состоянии.

В технологической цепочке производства сжиженного природного газа в настоящее время за рубежом построены и эксплуатируются около 30 морских терминалов по приему СПГ. Европейские страны располагают пока лишь девятью такими терминалами совокупной мощностью 40,2 млн т в год (54,6 млрд м), в частности, в Бельгии, Италии, Греции и Турции — по 1, во Франции — 2, в Испании — 3. В Японии действуют 23 терминала приема СПГ общей мощностью 188,3 млн т (260 млрд м), в Южной Корее — 3 терминала СПГ мощностью 40,7 млн т (56,1 млрд м), на Тайване — 1 терминал, способный принимать до 7,5 млн т (10,3 млрд м) в год. В Германии компания Ruhrgas уже подготовила необходимую техническую площадку для приема сжиженного газа.

В последние годы в России ведется активное обсуждение проектов, связанных с транспортировкой СПГ. Оно стало особо интенсивным в связи с планами резкого расширения его использования в США и Евросоюзе. Объективно, что в России, как и за рубежом, транспортировка природного газа в жидком состоянии от месторождений, расположенных в неблагоприятных для строительства газопроводов районах, предполагается наиболее экономически целесообразной. А в XXI в. все основные российские газовые месторождения будут располагаться именно в таких районах (Баренцево море, шельф Карского моря, Сахалин и т.д.), что обусловливает необходимость строительства ряда крупных заводов по производству СПГ в местах перспективных месторождений. Морская добыча газа становится основой развития газовой промышленности России. Крупнейшие российские проекты по увеличению добычи газа связаны именно с использованием потенциала континентального шельфа.

Но России будет непросто выйти на внешний рынок СПГ. Если мировая газовая промышленность уже с 1964 г. применяет криогенную технику, то на этом фоне достижения России в области производства и использования СПГ выглядят, мягко говоря, очень скромно, хотя запасы природного газа в России и составляют более 32% мировых. В настоящее время мировой рынок производителей СПГ уже сложился и делится между странами Южной Азии, Африки, Среднего Востока, Австралии и Америки. Так, азиатские страны (Индонезия, Малайзия, Бруней) производят более 44% мирового экспорта СПГ. В общем производстве Африка (Алжир и др.) занимает второе место (25%) в мире, далее — страны Среднего Востока — 21% и Австралия — 6%.

Первые попытки выхода на рынок СПГ Россия предприняла в 2004 г. Причем очень своеобразным способом. ОАО «Газпром» меняет свой трубопроводный газ на сжиженный, осуществляя разовые сделки на свободном рынке. Затем топливо поставляется танкерами в США, Великобританию, Южную Корею и Японию. Общий объем таких продаж ОАО «Газпром» составил с 2004 г. около 0,5 млрд м.

В настоящее время ОАО «Газпром» рассматривает возможности разработки Штокмановского месторождения и строительства на Ямале мощностей по сжижению газа. Но реализация проектов постоянно тормозилась из-за отсутствия собственных технологий и опыта сжижения природного газа, необходимости крупных инвестиций и отсутствия надежных партнеров. И лишь в начале 2007 г. дело, похоже, сдвинулось с места.

По информации пресс-службы «Газпрома», наметилось сотрудничество по проектам СПГ с группой компаний BP. Предполагается, что будет создано СП, которое займется производством и реализацией СПГ на международном рынке. В это предприятие BP вложит свой опыт и технологии по сжижению газа, а также даст «Газпрому» возможность выхода на внешние рынки сбыта, в то время как российская газовая монополия предоставит сырье для сжижения и доступ BP в российские добывающие и газоперерабатывающие проекты.

Первым в арктических морях планируется разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения, расположенного в центральной части Баренцева моря, в 550 км к северо-востоку от Мурманска, на глубине около 350 м. Запасы месторождения оцениваются в 3,2 трлн м газа и 31 млн т конденсата. Месторождение готовится к освоению с учетом последующей реализации СПГ в США и, возможно, в Европу. Для этих целей ОАО «Газпром» намерен построить в Мурманской области завод по производству СПГ. Для добычи углеводородов на месторождении будут установлены три ледостойкие плавучие платформы. Пуск месторождения в эксплуатацию ожидается во второй половине первого десятилетия этого века, вначале — на уровне 22,5 млрд м/год с последующим наращиванием добычи до устойчивого показателя 90 млрд м/год. Общая стоимость проекта для полной разработки месторождения составляет $25–30 млрд, при финансировании эксплуатационных расходов в размере $700 млн в год.

С производством СПГ связана и разработка одного из наиболее перспективных газовых месторождений Ямальского полуострова, расположенного в районе Харасавэя. По оценкам, запасов месторождения достаточно для добычи 30 млрд м газа в год на протяжении более 30 лет. При освоении месторождения экономически целесообразнее транспортировать добытый газ не по газопроводам, а выво­зить морским транспортом в виде СПГ в Западную Европу, поскольку месторождение находится на побережье Карского моря, причем треть его приходится на шельф. Для этих целей предполагается построить завод и морской терминал, которые могли бы обслуживать 20–25 криогенных морских метановозов грузовместимостью по 125–135 тыс. м. Ориентировочно проект оценивается в сумму не менее $18–24 млрд (стоимость одной линии по сжижению природного газа производительностью 6 млн т СПГ в год по мировым ценам обходится примерно в $3 млрд).

Готовясь к выходу на международный рынок СПГ, Россия должна помнить старую пословицу: «Чтобы не отстать от конкурентов, надо бежать, а не идти. Чтобы обогнать конкурентов, нужно бежать в два раза быстрее». Пока Россия только готовится начать заниматься проектами СПГ, на рынке появляются новые все более сильные игроки.

Окончание — в следующем номере

Дата: 29.03.2007
Н. Кириллов
"НефтьГазПромышленность" 2 (30)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!