Вице-президент НПАА Валерий Айриев: все задачи — первоочередные

1 стр. из 1

В конце апреля 2007 г. в Санкт-Петербурге состоится ежегодный конгресс CEIR — Европейского комитета по арматуростроению. Северная столица неслучайно выбрана местом его проведения — именно здесь находится штаб-квартира одного из самых крупных членов CEIR — Научно-промышленной ассоциации арматуростроителей (НПАА). С вопроса о предстоящем событии и началась беседа редактора «НГП» с вице-президентом НПАА Валерием Айриевым.

Валерий Аванесович, что Вы ждете от конгресса, какова готовность к его проведению?

— НПАА входит в состав CEIR с 1996 года, и все это время занимает в этой организации активную позицию. Мы считаем, что решение о проведении в 2007 году ежегодного конгресса СЕИР именно в Санкт-Петербурге — своеобразная оценка нашего вклада в развитие мирового арматуростроения.

Здесь соберутся лидеры арматурного сообщества из Европы и США, планируется участие руководителей ведущих российских арматурных заводов. Я думаю, что эта встреча может дать новый импульс развитию международной кооперации в арматуростроении, будет содействовать интеграции российского и мирового арматурного бизнеса. На сегодняшний день процесс подготовки к проведению конгресса идет согласно графику, многое еще предстоит сделать за оставшееся время, но в целом задачу уже можно считать решенной.

— От дел международных перейдем к внутренним. Одной из основных целей НПАА является «формирование цивилизованного рынка трубопроводной арматуры». На какой стадии находится сейчас этот процесс?

— Действительно, в конечном счете во главу угла поставлена именно эта задача. Понятие цивилизованного рынка — очень емкое, оно включает в себя и здоровую, честную конкуренцию, и повышение качества выпускаемой продукции, и инновационное развитие, и освоение новой техники… Наша ассоциация ведет постоянную и целенаправленную работу в этом направлении. Конечно, до полного решения вопроса еще очень далеко, но, согласитесь, результаты этой деятельности уже начинают быть заметными — например, все более прозрачными становятся системы закупок у основных потребителей нашей продукции, все чаще крупные покупатели при выборе поставщиков арматуры ориентируются на наши рекомендации, да и само членство в НПАА становится в последнее время неким символом добропорядочности. Наша деятельность по противодействию распространения фальсифицированной арматуры и приводов заставляет многих задумываться, прежде чем принимать участие в сомнительных сделках. Но до цивилизованного рынка, повторяю, еще очень далеко.

— В последние годы наблюдается устойчивый рост объема импортных закупок трубопроводной арматуры российскими нефтяниками и газовиками. Среди причин, на которые ссылаются потребители, делающие выбор в пользу зарубежных поставщиков: недостаточное качество отечественной продукции и длительные сроки поставок. Каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию? Какую роль здесь могут сыграть НПАА, профильные министерства, законодательные органы?

— Да, последние три года объемы импортных закупок арматуры нефтяниками и газовиками ежегодно удваиваются. И это — очень тревожная тенденция. Претензии потребителей отчасти справедливые: да, иногда качество продукции не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Но масштабы этой проблемы гораздо скромнее, чем об этом принято говорить. Во многих случаях, когда мы совместно с потребителями пытались проанализировать причину низкого качества арматуры, выяснялось, что речь идет о продукции неизвестного происхождения. А выводы делаются о невысоком качестве российской арматуры вообще!

Что же касается длительных сроков поставок — эта проблема имеет место, но виноваты в ней отчасти сами потребители: мы давно забыли такое понятие, как план производства, основанный на долгосрочных договорных отношениях с заказчиком. Завод не имеет возможности прогнозировать свой сбыт, а соответственно — своевременно заключать договора на изготовление комплектующих по кооперации, закупку сырья, материалов и т.п. Вот и получается, что производственный процесс начинается с момента подписания договора поставки.

В настоящее время ассоциация пытается договориться с крупнейшими потребителями арматуры о сопряжении планов нового строительства и реконструкции одних с планами производства других. НПАА, как некоммерческая организация, могла бы в данном случае выступать неким регулятором этих отношений. Что же касается органов власти… Если бы этому процессу удалось придать государственный статус, возвести его в ранг государственной доктрины поддержки отечественного производителя, возможно, тогда бы дело пошло веселее.

— Отечественные производители арматуры постоянно подчеркивают остроту проблемы по защите внутреннего рынка от низкокачественной продукции и демпинга. Какова политика НПАА в области противодействия недобросовестной конкуренции и распространению фальсифицированной арматуры и приводов?

— Еще в 2001 году НПАА провозгласила политику противодействия распространению фальсифицированной арматуры и приводов одним из приоритетных направлений своей деятельности. Все члены ассоциации подписали декларацию о присоединении к этой политике, и сейчас подписание такой декларации является необходимым требованием при приеме в НПАА новых членов. В настоящее время мы накопили некоторый практический опыт в борьбе с недобросовестной конкуренцией, работаем рука об руку с Ростехнадзором и Ростехрегулированием, проводим большую разъяснительную работу с потребителями. Придаем огласке с помощью средств массовой информации выявленные факты поставок поддельной продукции, добиваемся привлечения виновных к ответственности.

— Большинство закупок трубопроводной арматуры в нефтегазовой сфере России производится на основе тендеров. Анализируется ли НПАА опыт их проведения, существуют ли конкретные предложения по совершенствованию тендерной практики?

— Закупки продукции на конкурсной основе производятся сегодня повсеместно. И безусловно, это — прогрессивная система выбора поставщиков. В развитых странах со сложившейся корпоративной культурой, сформированными рыночными отношениями эта система работает безотказно. Но, к сожалению, в нашей тендерной практике никогда не учитывается наличие недобросовестных участников рынка, пробелы законодательства, позволяющие плодиться фирмам-однодневкам, создаваемым подчас для проведения одной-единственной сделки, а затем мгновенно ликвидируемым. Можно себе представить, что предлагают такие «фирмы» на тендер!

Но определяющим фактором в большинстве случаев является только конечная цена лота — даже вопреки здравому смыслу! Подумайте сами — как в конкурсе на поставку арматуры, монопольно выпускаемой одним заводом, участвующим в этом же конкурсе, может выиграть компания, предложившая цену на ту же продукцию на 20% ниже заводской?! А завод, пытаясь воззвать к разуму тендерной комиссии, получает ответ, что все сделано «…в полном соответствии с корпоративными стандартами». Так значит нужно срочно стандарты корректировать, если в точном соответствии с ними под видом новой арматуры приобретается крашеный металлолом!!!

Конечно, у нас есть конкретные предложения по усовершенствованию тендерной практики. Одно из них — введение системы предварительной квалификации участников. Но, к сожалению, на сегодняшний день, это — редкий случай, все тендеры проводятся, как правило, в форме открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора. Это означает, что участвовать в нем могут практически все желающие. И определяющим критерием, повторяю, является цена. Предварительный же квалификационный отбор позволил бы отсеять сомнительных претендентов и дать возможность честно конкурировать поставщикам однотипной продукции. Наша ассоциация могла бы выступать здесь в роли консультанта.

— И все же снова о цене — что можно, на Ваш взгляд, сделать для снижения себестоимости оте­чественной арматуры?

— Прежде всего, хочу повторить, что когда одним из главных требований потребителя к арматуре является цена, то потребитель почти гарантированно обречен покупать крашеный металлолом. На самом деле, правильнее было бы говорить о соотношении цена/качество, т.е. какое время эта арматура прослужит без ремонта, сколько — до замены. Таким образом, речь идет не об абсолютной, а об относительной стоимости изделия. Поясню на примере. Пусть задвижка «А» стоит, к примеру, 1000 рублей при сроке службы 10 лет. То есть ее относительная стоимость составляет 100 рублей/год. А задвижка «Б» стоит 1500 рублей, но ее срок службы составляет 20 лет. Ее относительная стоимость — 75 рублей/год. Если руководствоваться упомянутыми ранее «корпоративными стандартами», то выбирать следует, конечно, задвижку «А». А вот если учесть, что задвижка «Б» прослужит в два раза дольше при удорожании всего в 1,5 раза — то предпочтение следует отдавать все-таки ей.

Что же касается Вашего вопроса о снижении себестоимости… Конечно, здесь есть скрытые резервы. Можно упомянуть хотя бы снижение материалоемкости, унификацию комплектующих, совершенствование организации производства, применение передовых технологий, развитие кооперации. Кстати, ассоциация для своих членов ежегодно организует деловые туры на зарубежные арматурные предприятия с целью изучения прогрессивного опыта. Уже состоялись поездки в Германию, Италию, Францию, Нидерланды, готовится поездка в США.

— Несмотря на все имеющиеся проблемы, на российском рынке трубопроводной арматуры есть предприятия, успешно конкурирующие с ведущими западными производителями. Приведите примеры истинных лидеров НПАА, выпускающих продукцию, не только соответствующую мировому уровню, но и превосходящую его.

— Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что из «молодых» предприятий это — ЗАО «Арматэк», ЗАО «РУСТ-95», ООО «НПО “Сибирский машиностроитель”». Из заводов «доперестроечного» периода хотелось бы отметить ОАО «Тяжпромарматура» (г. Алексин), ОАО «Пензтяжпромарматура», ОАО «ИКАР» (г. Курган). Заслуживает внимания новый модельный ряд электроприводов ЗАО «Тулаэлектропривод». Наряду с этим необходимо отметить ЗАО «НПФ “ЦКБА”» — как динамично развивающуюся инжиниринговую арматуростроительную компанию, осуществляющую весь цикл работ — от разработки до поставки и авторского надзора сложнейших образцов трубопроводной арматуры.

— Как обстоят дела по формированию отраслевой нормативной базы, каковы перспективы принятия специального технического регламента «О безопасности трубопроводной арматуры»?

— По закону «О техническом регулировании» отраслевые стандарты не предусмотрены в составе документов в области стандартизации. В соответствии с разъяснениями и рекомендациями Ростехрегулирования и ВНИИНМАШ, в НПФ «ЦКБА» проведен анализ действующих отраслевых стандартов и руководящих документов и разработан план их пересмотра и разработки на их основе стандартов организации — СТ ЦКБА. Этот план уже осуществляется четвертый год, разработано более 40 стандартов. Планируется также на основе отдельных отраслевых стандартов разработать национальные стандарты. Что касается принятия специального технического регламента «О бе­зопасности трубопроводной арматуры», то в настоящее время со второй редакцией проекта этого регламента можно ознакомиться на сайте НПФ «ЦКБА». В марте 2007 г. Государственной Думой приняты во втором чтении поправки к закону «О техническом регулировании», на основе которых такие регламенты могут приниматься не в виде закона, а постановлением правительства, что значительно упростит эту процедуру. Мы надеемся, что в конце 2007–начале 2008 гг., пройдя необходимые экспертизы и еще одно общественное слушание под эгидой НПАА, можно будет этот проект передавать в Правительство РФ.

— В состав НПАА входят более 70 специализированных предприятий России, Украины и Казахстана. Планируется ли в дальнейшем существенно расширить состав ее участников, каковы основные критерии отбора при принятии новых членов?

— Мы не ставим перед собой задачу во что бы то ни стало наращивать количественный состав членов ассоциации. Это ни к чему. Лет 10 назад в НПАА числилось более сотни предприятий и организаций, но, к сожалению, многие из них об этом не помнили. Сейчас подход иной — мы никого не приглашаем вступить в НПАА, а наоборот, подчеркиваем, что это право нужно заслужить. Несколько лет назад было разработано Положение о приеме в НПАА, регламентирующее эту процедуру. С ним можно ознакомиться на сайте ассоциации в Интернете. Оно, в частности, подразумевает систему рекомендаций для вновь принимаемого предприятия, изучение его рыночной истории — не было ли оно замечено в недобросовестном поведении на рынке. Собственно, это и есть основные критерии отбора. И, несмотря на все эти строгости, мы принимаем в среднем по 8–10 предприятий в год.

— В феврале ассоциация подвела итоги своей работы в 2006 году. Можно ли признать их успешными? Какие задачи являются первоочередными на ближайший период?

— Общее собрание НПАА признало работу ассоциации за отчетный период удовлетворительной. Но лучше всего, на мой взгляд, о признании ее деятельности говорит то, что ежегодно ее ряды пополняются новыми членами и то, что членские взносы платятся достаточно аккуратно. Это означает, что предприятия видят конкретную пользу от деятельности ассоциации и не считают вложенные в нее деньги выброшенными на ветер.

Что же касается первоочередных задач, то они все — первоочередные. Это касается и разработки основополагающего стандарта НПАА, и организации взаимодействия с основными потребителями арматуры и приводов, и анализа тенденций рынка трубопроводной арматуры, и международной деятельности…

Дата: 29.03.2007
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 2 (30)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!