Стратегические проекты Петербурга

1 стр. из 1

В феврале председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга М. Ю. Соколов, пожалуй, впервые за последние два года подробно рассказал о планах правительства города по развитию стратегических проектов, по привлечению отечественных и иностранных инвестиций и об участии петербургских строителей и производителей в этих проектах. О пяти из них мы рассказали в предыдущем номере журнала.
Следует продолжение…

Инфраструктура и энергетика

М. Ю. Соколов, анализируя экономический потенциал города, особо подчеркнул, что для создания инвестиционной привлекательности необходимо развивать инфраструктуру. Россию сейчас многие называют энергетическим придатком, то есть экономика наша в своем развитии сориентирована в основном на сырьевые отрасли. Чтобы уйти от этого пути, нам необходимо перейти к инновационной системе, а для этого нужна развитая инфраструктура: и инженерная, и транспортная, и инновационная, и дорожная. Говоря об этом, нельзя обойти стороной и энергетическую составляющую проектов. Для Санкт-Петербурга это прежде всего будущий крупнейший энергетический источник — Юго-западная ТЭЦ.
— Мы давно говорим о том, что нам надоело зависеть от «Лен-энерго», которое диктует свои условия, не выполняя порой обязательства по заключенным договорам, — сказал М. Ю. Соколов. — Строительство новых локальных центральных энергетических источников позволит, во-первых, демонополизировать сферу энергетики, а во-вторых, безусловно, оживить рынок и приблизить источники энергоснабжения непосредственно к тем территориям, которые подлежат активному градостроительному освоению. Юго-западная ТЭЦ станет основным источником теплоснабжения возводимых жилых и иных зданий на осваиваемых территориях.
Проблема теплоэнергетики касается и старых районов Петербурга. Петроградский район до недавнего времени был самым угнетенным, с точки зрения теплоснабжения, поскольку он обслуживался не за счет наших центральных ТЭЦ, а мелкими ведомственными котельными с давно изношенными сетями. Некоторые предприятия, которым принадлежали котельные, разорились, некоторые были перебазированы в другие районы. «Газпром», который взялся реконструировать систему теплоснабжения, буквально за 2 года при снижении тарифов и количества потребляемого топлива резко повысил качество оказываемых услуг. И, конечно, этого не могли не заметить жители района.

Система теплоснабжения Петроградского района

Сроки проекта: 2005–2008 гг.
Описание проекта. Проект реконструкции теплосетей предполагает вместо 18 устаревших котельных, в том числе подвальных, строительство 14 новых общей установленной мощностью 86,1 мегаватт. Они будут обеспечивать теплом 165 жилых домов, семь детских садов, три больницы и 33 административных здания.
Бюджет проекта: 5 млрд. руб.
Форма реализации проекта: реализация поручена ООО «Петербургтеплоэнерго» (актив ОАО «Газпром»).

Развитие территорий

Далее М. Ю. Соколов остановился на тех проектах, которые связаны с развитием территорий. Представители многих строительных организаций так или иначе будут задействованы в их реализации.
— Проект «Балтийская жемчужина» рассчитан на освоение более чем 1,5 млн. кв. м (из них 1,1 млн. — жилье). Уже в марте будет заложено порядка 200 тыс. кв. м жилых площадей, которые расположатся вдоль Петергофского шоссе. Права на инвестирование находятся у китайской стороны — Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компании. Это одна из крупнейших китайских (да и мировых) строительных компаний, которая ежегодно вводит более чем 20 млн. кв. м жилья. Акции этой компании котируются даже на нью-йоркской бирже. Это большая публичная компания с хорошим опытом. Для реализации проекта она создала целый пул из семи крупнейших инвестиционных и финансовых компаний (прежде всего Шанхая, поскольку этот город — побратим Санкт-Петербурга). Вначале у нас были опасения, как пойдет проект, были негативные мнения и со стороны общественности. Сегодня, когда проект уже пошел, когда контуры первых зданий уже видны (кстати, первый объект, большой бизнес-центр площадью 10 тыс. кв. м, будет введен в день рождения города — 27 мая), опасений стало меньше. Китайские инвесторы строят очень быстро и достаточно качественно. Все подрядные работы выполняются петербургскими подрядчиками.

Многофункциональный комплекс «Балтийская жемчужина»

Сроки проекта: 2005–2013 гг.
Цель проекта: строительство многофункционального комплекса «Балтийская жемчужина».
Описание проекта. На территории в 205 га планируется возведение более 1 млн. кв. м жилых площадей, строительство 4 школ, 2 больниц, нескольких спортивных залов, бассейна, общественного центра, крупного торгово-коммерческого центра, парков и зон отдыха.
Месторасположение проекта: юго-западная часть Санкт-Петербурга, побережье Финского залива.
Статус проекта. Подписан Договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях. Ведется проектирование. Ведется строительство делового центра; в мае 2007 г. в центре пройдут Дни Шанхая в Санкт-Петербурге.
Бюджет проекта: 39 млрд. руб.
Форма реализации проекта: проект реализуется инвестором ЗАО «Балтийская жемчужина» (Шанхай, Китай)

— Активное освоение территории наблюдается в другом крупном проекте — по преобразованию острова Новая Голландия. Проект этот уже «с бородой», но в прошлом году его удалось «сдвинуть с места», и мы наконец-то получили эту территорию от военных. Сегодня правая часть треугольника, которая обращена к Неве, уже ликвидирована, там идут строительные работы. Проект в целом будет ориентирован на возможность комфортного пребывания здесь туристов и горожан. Будет построен новый Дворец фестивалей вместимостью 3 тыс. зрителей, а вокруг самого дворца не будет жилых зданий. Он будет целиком сориентирован на общественно-развлекательные функции: гостиницы, бизнес-центры, шопинг-зоны. Строительство подобных стратегических проектов мы не стремимся сделать «долгоиграющими», мы хотим, чтобы все поколения петербуржцев, живущих сейчас, увидели плоды коллективных усилий.

Преобразование территории о. Новая Голландия

Сроки проекта: 2005–2010 гг.
Цель проекта: создание новой культурной доминанты, коммерческой и жилой зон на территории острова Новая Голландия.
Описание проекта. Проект Норманна Фостера предполагает, что на площади 180 000 га разместятся офисные помещения, магазины, 3 отеля, 9 000 кв. м жилья, Дворец фестивалей, галерея искусств, музей, подземный паркинг.
Месторасположение проекта: остров расположен в самом центре города, в 15-ти минутах ходьбы от Эрмитажа и в 5 минутах от Невы.
Статус проекта: ведутся геологические изыскания, обследование фундаментов зданий, анализ несущей способности конструкций. Идет стадия «проект», ведется проектирование фундаментов. Проведены работы по сносу зданий.
Бюджет проекта: инвестиции в объеме 11,34 млрд. руб.
Форма реализации: инвестиции закреплены долгосрочным договором аренды сроком на 99 лет на реконструируемые объекты, правами собственности на вновь возводимые объекты, правами собственности на участки земли под вновь возводимыми объектами. Инвестор — ОАО «СТ Групп».

— Огромный объем работ предстоит выполнить при создании новых территорий станции «Московская-Товарная», — сказал М. Ю. Соколов. — Надеемся, что уже в этом году мы сможем увидеть контуры преобразований в центре города, где будет осваиваться территория в 22 га. Грузовой двор «Московской-Товарной» был построен еще в позапрошлом веке, и те технологии, которые тогда использовались, в наше время вне всякой критики. Мы уже определили инвестора, это российская компания.
Из 317 га осваивается 22 в центре города. Основное развитие «Московской-Товарной» пойдет на площадке, которая сейчас называется Шушары-3. Территория эта находится между Московским шоссе и существующей ж/д станцией «Шушары». Там будет построен не только товарный двор «Московской-Товарной», но и крупнейший транспортный логистический центр города, с использованием удобных подъездных путей КАД и ЗСД. Туда будут выведены мощности первого контейнерного терминала по пересортировке грузов и других логистических компаний.

Преобразование территории «Московская-Товарная»

Сроки проекта: 2006–2009 гг.
Цель проекта: комплексное развитие территории.
Описание проекта. Общая площадь проекта составляет 317 га.Проект предполагает вывод располагаемых на территории проекта грузового двора ж/д ст. «Московская-Товарная» и больницы. На освобождаемой территории предполагается создание делового центра с элементами жилой застройки.
Месторасположение проекта: часть Центрального района Санкт-Петербурга.
Статус проекта: реализация 1-го этапа проекта — эффективное развитие территории района станции «Московская-Товарная» площадью 22 га.
Форма реализации проекта: предоставление инвестору освобожденных земельных участков.

Ввиду ограниченности журнальной площади, мы анонсируем ряд стратегических проектов, чтобы читатели и руководители строительных компаний могли представить себе размах инвестиционно-строительных работ в Санкт-Петербурге.

Комплекс по производству труб большого диаметра

Сроки проекта: 2004–2006 гг.
Цель проекта: создание в России предприятия по производству труб большого диаметра, отвечающих всем требованиям международного стандарта качества.
Описание проекта. Полный комплекс по производству труб для нужд нефтяной и газовой промышленности с годовым объемом выпуска продукции 450–600 тыс. т одношовных сварных труб (с наружным полимерным и внутренним гладкостным покрытиями) диаметром от 610 до 1 420 мм, толщиной стенки до 40 мм и длиной трубы до 18,3 м.
Месторасположение проекта. Предприятие располагается в Колпинском районе Санкт-Петербурга на территории ОАО «Ижорские Заводы».
Статус проекта. Завод начал работу в июле 2006 г.
Бюджет проекта: 7,8 млрд. руб. — ЗАО «Ижорский трубный завод»; 7,6 млрд. руб. — ОАО «Северсталь»
Форма реализации проекта. Проект реализуется инвестором ОАО «Северсталь».

Автомобильный завод NISSAN

Сроки проекта: 2006–2008 гг.
Цель проекта: развитие Санкт-Петербурга как международного делового центра.
Описание проекта. Создание автомобильного производства с прогнозируемой производительностью 50 000 автомобилей в год и последующее расширение производственных мощностей до 500 000 автомобилей в год.
Месторасположение проекта. Юго-восточнее пересечения Западного скоростного диаметра и кольцевой автодороги, Выборгский район Санкт-Петербурга.
Статус проекта: ведутся изыскательские работы.
Бюджет проекта: $ 200 млн.
Автомобильный завод TOYOTA
Сроки проекта: 2005–2007 гг.
Цель проекта: развитие Санкт-Петербурга как международного делового центра.
Описание проекта. Создание автомобильного производства с прогнозируемой производительностью 50 000 автомобилей в год и последующее расширение производственных мощностей до 200 000 автомобилей в год.
Месторасположение проекта: промышленная зона Шушары-2
Бюджет проекта: $100 млн.

Автомобильный завод General Motors

Сроки проекта: 2006–2009 гг.
Цель проекта: развитие Санкт-Петербурга как международ-ного делового центра.
Описание проекта: строительство завода по производству автомобилей General Motors.
Месторасположение проекта: пос. Шушары, Московское шоссе, участок 1.
Статус проекта: проведение изыскательских работ.
Бюджет проекта: 2,299 млрд. руб.
Форма реализации: проект реализуется инвестором ООО «Дженерал Моторз Авто».

Программа развития гостиничной инфраструктуры

Сроки проекта: 2004–2010 гг.
Цель проекта: развитие рынка гостиничных услуг и туристической отрасли Санкт-Петербурга. Увеличение номерного фонда гостиниц до 34 000 номеров — 14 мест на 1 тыс. жителей.
Описание проекта: в программу включен адресный перечень 150 зданий и земельных участков исключительно для размещения гостиничных комплексов.
Месторасположение проекта: все районы Санкт-Петер-бурга.
Бюджет проекта: 40 млрд. руб.
Статус проекта. В Санкт-Петербурге работает 330 гостиниц на 17 895 номеров. На данный момент в работе 137 гостиничных проектов на 11 628 номеров.
22 гостиницы (1 689 номеров) строятся;
74 проекта — инженерные изыскания или проектирование (6 333 номера);
40 проектов — разрабатывается документация, необходимая для принятия постановлений правительства (3 650 номера).

Завод по производству листового и архитектурного стекла

Сроки проекта: 2005–2008 гг.
Цель проекта: развитие новых высокотехнологичных отраслей экономики Санкт-Петербурга.
Описание проекта: строительство завода по производству автомобильного и листового архитектурного стекла на основе новейшей экологически чистой кислородно-газовой технологии компании PPG (США). Планируемая производительность завода  — 1 200 т стекольной массы в сутки.
Месторасположение проекта: квартал V промышленной зоны Металлострой, площадь земельного участка — 44,7 га.
Статус проекта: 25 октября 2006 г. проект включен в Перечень стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга. Завершены проектно-изыскательские работы. Ведется проектирование.
Бюджет проекта: 21 000 млн. руб.
Форма реализации. Проект реализуется инвестором ЗАО «Русская содовая компания» (Москва). Управляющая компания — ООО «Балтийская стекольная компания» (СПб).

Вторая сцена Мариинского театра

Сроки проекта: открытие к началу сезона белых ночей в июне 2009 г.
Цель проекта: строительство второй сцены Мариинского театра.
Описание проекта. Проект Доминика Перро. Ультрасовременное здание площадью 40 000 кв. м, накрытое золотой оболочкой. Зал оснащен уникальной акустической системой, рассчитан на 2 000 зрителей. Стеклянный переход через Крюков канал соединит два здания Мариинского театра.
Месторасположение проекта: Адмиралтейский район, ул. Декабристов, 34 а.
Статус проекта. Подготовлена проектная документация. Проведен международный архитектурный конкурс. Выполнены работы по освобождению площадки, она полностью подготовлена к строительству.
Бюджет проекта: 6 млрд. руб.
Форма реализации: финансируется из бюджета РФ.

Новый футбольный стадион

Сроки проекта: 2005–2009 гг. Открытие — к сезону 2009 г.
Цель проекта: строительство нового современного футбольного стадиона, отвечающего требованиям FIFA и UEFA.
Описание проекта. Многофункциональный стадион на 62 167 мест. Возможности для приема матчей любого уровня.
Месторасположение проекта: западная часть города, береговая часть Крестовского острова.
Статус проекта. Завершен снос стадиона им. Кирова. Проект «Космический корабль» — победителя Международного архитектурного конкурса архитектурного бюро Кисё Курокавы (Япония) — получил одобрение Градостроительного совета. Выбран генеральный подрядчик.
Бюджет проекта: 6,75 млрд. руб.
Форма реализации: проект реализуется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Предпочтение отдается российским инвесторам и строителям

— Приходится часто слышать, что Петербург ориентирован на работу с иностранными инвесторами, — сказал в заключение М. Ю. Соколов. — Хочу заявить, что это выдумки. Преимуществ у иностранных партнеров нет. Более того, крупнейшие наши инвестиционные проекты в области промышленного производства реализуются российскими инвесторами.
Единственное, в чем, наверно, надо быть поактивней, в том числе и правительству города, это в доведении информации о проводимых тендерах и их условиях через соответствующие ассоциации, например «Союзпетрострой», чтобы своевременно можно было «выстроить» политику своих компаний и принять решение об участии. Да и нам не мешало бы получше знать городские строительные организации, которые не всегда открыты, находясь под завесой пресловутой «коммерческой тайны».
Очередной стратегический проект — новый аэропорт «Пулково». О нем, видимо, скоро расскажет губернатор В. И. Матвиенко. К 2015 г. этот аэропорт должен обслуживать около 25 млн. пассажиров в год. А «Пулково-2» перестанет существовать.
Кстати, между «Балтийской жемчужиной» и Юго-западной ТЭЦ город предложит территории (четыре квартала — 28–31) для их реализации на тендерной аукционной основе, где могут участвовать любые инвесторы.
Характеристика любого крупного проекта должна учитывать его социальную направленность. Мы считаем, что проект только тогда может иметь звание стратегического, когда он существенным образом улучшает условия жизни наших горожан, когда есть видимый эффект, — подчеркнул М. Ю. Соколов.

Дата: 03.04.2007
Анатолий Ксенин
"Петербургский строительный рынок" 3 (98)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!