Правительство города взялось за целевые программы

1 стр. из 1

Смольный одобрил проект закона «О целевых программах Санкт-Петербурга». По мысли разработчиков, представителей Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, законопроект повышает результативность целевых программ, определяет критерии достижения поставленных целей, повышает ответственность заказчиков и исполнителей программ за расходование средств городского бюджета.

Разработка среднесрочных и долгосрочных целевых программ является одним из инструментов планирования социально-экономического развития города.

В рамках «Концепции реформирования бюджетного процесса в России в 2004–2006 годах» основными направлениями в проекте являются: переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования с расширением сферы их применения и повышение качества, ориентированного на достижение конечных результатов в соответствии с приоритетами государственной политики.

Принятие в 1997 г. закона «О целевых программах Санкт-Петербурга» обеспечило правовую основу для внедрения программно-целевых методов в практику управления городским хозяйством. С 1997 г. принято 58 целевых программ. В настоящее время 17 из них реализуется. Одновременно с 2004 г. постановлениями правительства Петербурга принимаются программы и планы мероприятий с учетом развития всех отраслей городского хозяйства. На сегодня утверждено 50 отраслевых программ. Однако порядок их разработки и утверждения законодательно пока не установлен, а также отсутствует единый подход к их оформлению и содержанию.

Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли провел инвентаризацию уже утвержденных целевых программ. В результате было выявлено, что несмотря на реализуемые в последнее время меры по более эффективному использованию преимуществ целевых программ сложившаяся процедура и методология их разработки не полностью соответствуют требованиям программно-целевого метода планирования.

Цели и ожидаемые результаты программ сформулированы аморфно, без четких критериев и индикаторов оценки их достижения, отсутствуют понятные процедуры финансового обеспечения (увязка с софинансированием мероприятий из федерального бюджета и внебюджетных источников) и соблюдение жестких бюджетных ограничений (соответствие предполагаемых бюджетных ассигнований на реализацию действующих программ реально имеющимся ресурсам). Административная ответственность за реализацию той или иной программы в большинстве случаев размыта между несколькими органами исполнительной власти города. В результате средства, предусматривающиеся в большинстве целевых программ, фактически являются разновидностью дополнительного сметного финансирования текущих функций, выполненных органами исполнительной власти. Кроме того, нормативно не закреплен ответственный координатор по формированию и исполнению целевых программ. В настоящее время инициатива разработки проектов программ и организация контроля за их исполнением осуществляются, в соответствии с Регламентом правительства Петербурга, с ежегодно утверждаемыми планами законопроектных работ и программами деятельности правительства, формируемыми на основе предложений исполнительных органов государственной власти. Таким образом, каждый отраслевой комитет, считая свою отрасль приоритетной, соответствующим образом инициирует разработку программ без учета возможностей бюджета города.

Нечетко регламентированы вопросы контроля и отчетности о выполнении целевых программ. Отчеты о ходе выполнения программных мероприятий предоставляются несвоевременно. Многие отчеты содержат сведения об освоении бюджетных средств, но не сообщают о достигнутых в связи с этим результатах. Распространению такой практики способствовало то, что у ряда среднесрочных и долгосрочных целевых программ конкретные измеряемые результаты отнесены на последний год реализации. Отсутствие в этих программах ежегодных промежуточных результатов не позволяет оценить ход их выполнения и принимать решения о целесообразности дальнейшей их реализации.

С учетом поставленных правительством Санкт-Петербурга задач по улучшению качества жизни населения и достижения европейских стандартов проживания большое значение придается программно-целевому методу планирования. В числе его инструментов среднесрочные и долгосрочные целевые программы, а также программы развития отраслей городского хозяйства. Однако в связи с отсутствием в Петербурге единого координатора по организации внедрения программно-целевого метода планирования существует объективная необходимость разработки соответствующих правовых актов.

Действующий закон не в полной мере регламентирует определение целей, содержание и порядок разработки целевых программ.

Предлагаемый проект закона закрепляет переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами и к повышению ответственности за результаты работы, финансируемой из городского бюджета. Целевые программы рассматриваются в качестве составного элемента системы общегородского стратегического планирования и являются инструментом достижения целей, обозначенных программой социально-экономического развития Петербурга.

Документом предусмотрено разделение полномочий законодательной и исполнительной властей в утверждении целевых программ. Предлагается программы среднесрочного планирования (от 1 до 5 лет) утверждать городским правительством, а программы долгосрочного планирования (свыше 5 лет) — Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в статусе закона. Однако ряд депутатов высказали свое несогласие с таким порядком утверждения «целевок», т. к., по их мнению, администрация города в этом случае получает право почти самостоятельного распоряжения бюджетом города.

Дата: 03.04.2007
Юрий Артемьев
"Петербургский строительный рынок" 3 (98)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!