Решение — в саморегулировании

1 стр. из 1

1 июля 2007 г. истекает срок окончания выдачи государственных лицензий в строительной сфере. Поэтому вопросы законодательного обеспечения строительной деятельности сегодня становятся крайне актуальными и требуют скорейшего консолидированного решения. Союз строительных объединений и организаций — крупнейшее региональное объединение строителей — видит решение в саморегулировании, которое должно стать основой слаженной работы строительного комплекса города.

С точки зрения законодателей, саморегулирование поможет заполнить правовой вакуум и достичь нового уровня развития строительного комплекса нашей страны, избежав в то же время бюрократических проволочек, связанных с тем, что на данный момент к регулирующей деятельности в строительстве имеют отношение порядка 15 федеральных ведомств, не считая контроля на региональном и муниципальном уровне. Должен быть создан отлаженный, максимально простой и доступный для контроля общественности, механизм профессиональной сертификации строительных организаций самим сообществом строителей.

Работу такого механизма не сможет обеспечивать одна саморегулируемая организация (СРО), какой бы крупной она ни была. Кроме того, хаотичная деятельность десятков саморегулируемых организаций весьма негативным образом отразится на рынке.

Ответ подсказывает сам факт многолетней успешной работы Союза строительных объединений и организаций на рынке Санкт-Петербурга: СРО может быть много, но должен быть один, крупнейший, объединяющий большинство строительных ассоциаций и объединений города, союз СРО, координационную роль которого признавали бы все.

На прошедшем недавно IV Съезде строителей позицию правительства Санкт-Петербурга озвучила губернатор города В. И. Матвиенко: целесообразно наличие одного или двух объединений, с которыми власть будет работать. Идеология Союза удовлетворяет эти пожелания.

Легко представить, что будет, если десятки СРО будут пытаться наладить постоянный диалог с властью и предлагать собственные процедуры и стандарты, не всегда, кстати, выражающие политические и финансовые интересы большинства участников строительного рынка. Очень важный недостаток такой системы отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга, президент ССОО А. И. Вахмистров: перспектива появления большого количества сертификатов от различных СРО сведет значимость таких «цветных бумажек» к нулю и нивелирует саму идею сертификации.

Следует заметить, что Союз не ставит под сомнение необходимость существования профильных СРО. Их деятельность полностью вписывается в идеологию Союза, в состав которого входит множество профильных общественных объединений, союзов и ассоциаций.

Разумно, если в черте города будет один сертификат. Задача ССОО — разработать единый для всех участников регламент, на основе которого профильные организации смогут составить наиболее эффективные, с точки зрения каждого конкретного сегмента рынка, стандарты сертификации.

Процесс сертификации может выглядеть следующим образом. Профильная СРО проводит экспертизу компаний своего сегмента по разработанным стандартам и подготавливает заключение. ССОО как организация, объединяющая строительное сообщество в целом, рассматривает и утверждает решение СРО, выдавая компаниям сертификаты единого образца, подписанные как профильной организацией, так и Союзом.

Закономерен вопрос о том, смогут ли СРО стать полноценным профессиональным общественным институтом, который будет не только объективно регулировать работу строительного рынка, лоббировать интересы его участников, но и понесет ответственность за их профессиональную деятельность, в первую очередь — финансовую.

Необходим прописанный в законе общий базис, на основе которого можно будет вырабатывать механизмы определения ответственности отдельно для каждого сегмента рынка. Можно с уверенностью сказать, если такие процедуры будут прописаны в законе, то руководствоваться ими обязаны будут все СРО. И тут, несомненно, крупному сообществу, объединяющему большинство участников рынка, нести такую ответственность будет гораздо легче, нежели небольшой профильной общественной организации, что обусловлено как оптимизацией страховых механизмов и финансового бюджета, так и более высоким уровнем контроля и возможностью регулировать различные сегменты строительного рынка.

Одним из инструментов саморегуляции внутри строительной отрасли должен выступить третейский суд при ССОО, проект создания которого сейчас обсуждается. Рассматривающий гражданско-правовые споры между компаниями, такой суд позволит разрешать спорные вопросы, касающиеся двух субъектов строительного рынка внутри отрасли, делая это в несколько раз оперативнее, чем в Арбитражный суд.

В Санкт-Петербурге к перерегистрации в качестве СРО активно готовятся около десятка крупнейших организаций, о чем неоднократно упоминалось в прессе. Однако более важным будет не то, когда будут зарегистрированы первые СРО, а сроки введения меняющегося рынка в правовое поле, организация контроля и недопущение хаоса, который может образоваться после принятия этого закона. Главное на данном этапе — не допустить снижения темпов развития строительного рынка Санкт-Петербурга.

Еще раз обращаясь к материалам IV Съезда строителей, напомним пожелание губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко о том, что именно ССОО под руководством вице-губернатора А. И. Вахмистрова на данном этапе должен оставаться объединяющим для всех строителей.

Это не означает слияние союзов и ассоциаций. Это лишь подразумевает единого проводника, представляющего интересы строителей в городском правительстве, что, несомненно, позволит сделать работу более эффективной. Именно крупное профессиональное объединение в тесном контакте с другими объединениями, другими СРО, должно построить и обес-печить координацию работы системы оценки отдельных компаний по единым стандартам.

Дата: 03.04.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3 (98)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!