Подготовка кадров: проблемы и… проблемы

1 стр. из 1

Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова (технический университет) — первое в России высшее техническое учебное заведение, основанное Указом императрицы Екатерины II 21 октября (1 ноября) 1773 г. как воплощение идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке инженерных кадров для развития горнозаводского дела.

В настоящее время в институте обучается более 8,5 тысяч студентов на 6 факультетах. На 40 кафедрах и в филиалах института работают свыше 120 докторов наук и профессоров, более 400 кандидатов наук и доцентов, более 30 академиков российских и международных академий. Но разговор сегодня у нас пойдет о кафедре инженерной геодезии, готовящей специалистов именно этой отрасли, непосредственно связанной со строительством.

11 марта отмечается профессиональный праздник — День геодезии и картографии, поэтому гостем нашего журнала стал доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой В. И. ПАВЛОВ.

— Виктор Иванович, расскажите, пожалуйста, об истории кафедры...

— В 1923 г. на базе кафедры «маркшейдерского искусства» горного института была создана кафедра геодезии. В 1966 г. в институте была открыта новая специальность — «Прикладная геодезия» — с приемом на первый курс сначала 50 человек, затем прием был увеличен до ста человек. Направление деятельности кафедры изменилось — она стала выпускающей. Изменился и цикл преподаваемых дисциплин. Появились такие, как инженерная и высшая геодезия, космическая геодезия и др. Этот учебный план действует и поныне. Обучение длится 4 года 10 месяцев, а далее студенты получают право работать в геодезических организациях в должности инженера-геодезиста. За 30 лет кафедра выпустила около 1 500 инженеров.

В 1996 г. в институте при кафедре «Прикладная геодезия» была открыта новая специальность — «Городской кадастр», а кафедра получила название «Инженерная геодезия». Многие предметы появились в институте впервые, поэтому с их преподаванием первое время были сложности. Мы подключали к преподавательскому процессу специалистов Государственного университета, Аграрного и Архитектурно-строительного университетов.

Конкурс на эту специальность сегодня самый высокий в университете, но принимается только 50 человек, преимущественно с золотыми медалями. Выпускники «Городского кадастра» поступают на службу в земельные комитеты и геодезические организации. Но дефицит в специалистах этого направления сегодня достаточно большой, особенно это относится к специальности «Прикладная геодезия». И причина в том, что в городе работает много компаний, занимающихся геодезическими работами, а мы выпускаем обычно порядка 20 человек, поскольку учиться достаточно сложно, и до выпуска доходят далеко не все.

— Мы коснулись проблемы кадров, есть ли они в университете?

— Спрос на эти специальности порождает проблему кадров и в самом университете. Если раньше студент после окончания вуза стремился продолжить учебу в аспирантуре, то сегодня ситуация обратная. Чтобы «заманить» студента на продолжение обучения, нужно приложить колоссальные усилия. Я могу убеждать, но как заставить человека еще несколько лет за 1 500 руб. в месяц заниматься изучением щук! А совмещать обучение в аспирантуре с работой на производстве довольно сложно.

Та же ситуация и с преподавательским составом. В нашем университете зарплата у преподавателей вполне приличная благодаря системе дополнительных надбавок. А вообще средняя зарплата у профессоров — 6 000 руб. Как следствие, старение преподавательского состава. У нас самому «молодому» доценту кафедры — 50 лет. В институте условия для работы созданы все. Есть необходимое оборудование, налажено компьютерное обеспечение. Однако есть, пожалуй, проблемы с приобретением современных геодезических приборов. Геодезическая техника шагнула далеко вперед, приборы в основном зарубежного производства и очень дорогостоящие (до $3,5 млн.).Кафедра не может самостоятельно заработать средства для приобретения такой техники. В 2006 г. институт приобрел 4 электронных тахеометра, спутниковую систему. Умение работать с такими современными приборами облегчает впоследствии адаптацию молодых специалистов на ином рабочем месте и, соответственно, способствует трудоустройству.

— А как обстоят дела с наукой?

— Хочется несколько слов сказать о науке вообще. Раньше у нас были научно-исследовательские институты, которые занимались различными проблемами, в том числе и геодезическими. Так, среди них можно отметить Центральный научно-исследовательский институт аэросъемки, геодезии и картографии. Из-за отсутствия достаточного финансирования он практически потерял свою былую значимость в стране. Приборы, которые приобретаются за границей, раньше разрабатывались в этом институте. Во Всесоюзном геологоразведочном институте (ВСЕГЕИ), где по штатному расписанию было свыше 2 000 человек, сейчас работают в основном одни пенсионеры. Или Всесоюзный научно-исследовательский институт аэрокосмометодов, где я работал, — он был тесно связан с организациями геодезического профиля; или Институт разведочной геофизики, имевший филиалы в стране. Что с ними теперь? Молодежь из-за низкой заработной платы не желает работать в научно-исследовательских институтах. Ситуация с наукой тяжелая, доктор наук в научно-исследовательском институте получает зарплату чуть больше 5 000 руб. Чем все это грозит, спросите вы? К сожалению, государство не проводит политику, способствующую развитию науки. А ведь все начинается с молодежи. И если я не могу сейчас привлечь молодежь к науке, то что будет дальше, я не знаю.

Есть еще один момент, на котором стоит остановиться. В 2008 г. вступают в силу новые правила поступления в институт. Квалификация «Инженер» упраздняется. Выпускать начнем бакалавров. Обучение сократится до 4-х лет. Дисциплины, включенные в учебный план, будут изучаться с сокращением количества часов. Проведение учебной и производственной практики не планируется. Все это происходит в рамках вступления России в Болонскую конвенцию. Студент на платной основе может продолжить в течение 2 лет учебу в магистратуре. Выпускники кафедры будут обладать общими знаниями без практических навыков в работе. В какой геодезической организации он сможет найти себе применение? Вместо квалифицированных инженеров будем выпускать бакалавров и магистров, а что дальше?!

Дата: 03.04.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3 (98)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!