Землю — строителям, квартиры — жителям

1 стр. из 1

В числе проблем, тормозящих развитие жилищного строительства, одно из центральных мест занимает сложность процедуры предоставления земельных участков. В том же ряду и различного рода обременения, налагаемые на застройщика, острая нехватка инженерно подготовленных «пятен» и, конечно же, высокая стоимость самой земли. Со всеми перечисленными проблемами приходится сталкиваться строителям и в Ленинградской области. Однако власти региона делают определенные «шаги» по созданию благоприятных условий для развития жилищного строительства. В том числе и в вопросах предоставления земли. Подробнее об этом — в беседе с вице-губернатором Ленобласти, председателем Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области Александром Юрьевичем ДРОЗДЕНКО.


Новые задачи областного КУГИ

Разговор с А. Ю. Дрозденко по проблемам обеспечения жилищного строительства землей состоялся в рамках пресс-конференции, посвященной 15-летию Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области (он же — «Ленобл-комимущество» или КУГИ Ленобласти), который был создан в середине февраля 1992 г. О деятельности этого комитета рассказывает А. Ю. Дрозденко:
— Наш комитет был создан 15 лет назад и перед ним на тот момент ставились две основные задачи. Во-первых, управление государственным областным и федеральным имуществом на территории Ленинградской области. Во-вторых, реализация программы приватизации гос-имущества.
Намеченная программа приватизации была выполнена в Ленобласти к концу 1996— началу 1997 гг. Примерно в то же время в области прошли первые всенародные выборы глав и депутатов муниципальных образований. И, соответственно, перед КУГИ была поставлена новая задача — наделение муниципальных образований региона муниципальным имуществом, необходимым для исполнения местной властью своих полномочий.
С начала 2000 г. наш комитет вплотную занялся работой по формированию земельного рынка Ленинградской области. В составе КУГИ был создан новый отдел — Департамент по управлению земельными ресурсами. Важным направлением нашей деятельности также стала законотворческая работа: подготовка проектов законов Ленинградской области и постановлений областного правительства, регламентирующих порядок по распоряжению областным и муниципальным имуществом и землей, а также определяющих «правила игры» на земельном рынке Ленинградской области.

Ленинградская область — за комплексную застройку

— Александр Юрьевич, какова роль областного КУГИ в реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Ленинградской области?

— Конечно, в этой работе наш комитет принимает самое активное участие. Ведь для того, чтобы построить жилой многоквартирный дом или индивидуальный коттедж, необходимо сначала получить земельный участок под застройку.

В этой работе можно обозначить два основных направления. Прежде всего это выделение достаточно крупных земельных массивов под комплексную застройку как малоэтажного, так и многоэтажного жилья, что позволяет решать не только жилищные, но и сопутствующие социальные проблемы. В качестве примера могу привести микрорайон Южный во Всеволожске, который комплексно застраивается в рамках программы «15+15». Начинается также реализация проекта по строительству нового города Кудрово, который был изначально спроектирован со всей необходимой инфраструктурой.

Развитие именно комплексной застройки — принципиальная позиция правительства Ленобласти. Ведь нельзя построить микрорайон на 5 000 населения, не построив при этом ни одного детского сада, ни одной школы или какого-то другого объекта социально-культурного и бытового назначения! Иначе потребности новых жителей станут огромной нагрузкой для существующей инфраструктуры…

Должен отметить, что Ленинградская область одной из первых откликнулась на призыв Президента — использовать под жилищную застройку примыкающие к населенным пунктам и неиспользуемые по прямому назначению сельскохозяйственные земли. Бывшие сельхозугодья выводятся из категории земель сельскохозяйственного назначения и включаются в границы населенных пунктов.

Так, в районе пос. Горелово, находящегося в административном ведении Санкт-Петербурга, есть небольшой участок земли, принадлежащий Ленинградской области. Мы вывели этот участок из категории земель сельхозназначения, и он, оставаясь в ведении Ленобласти, был включен в границы этого населенного пункта. Сегодня на этом участке, как и на других землях Горелово, ведется активное строительство.

Второе направление — это выделение участков под индивидуальное жилищное строительство. Позиция здесь такова: местным жителям, особенно тем, кто участвует в программах «Молодой специалист» или «Обеспечение социальным жильем бюджетных работников» и так далее, земельные участки должны выдаваться без каких-либо торгов и аукционов, а только целевым назначением. Если же речь идет о коттеджном или дачном строительстве, то здесь выделение земельных участков может происходить только на торгах.

Будет принят проект закона, предусматривающий упрощенный порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для жителей Ленинградской области — для тех, кто строит дом именно для проживания, а не для перепродажи или вложения средств.

Муниципалам не прикажешь — им можно только рекомендовать…

Прежде чем продолжить разговор об участии КУГИ Ленобласти в работе по обеспечению строительства в регионе, хотелось бы напомнить, что земли в границах населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований. При этом органы местного самоуправления сегодня не находятся в «прямом» подчинении у органов государственной власти, чем и объясняется отсутствие «директивности» в отношениях администрации региона с муниципалами…

— Для муниципалитетов нами разработаны методические указания, в которых рекомендуется не завышать (относительно кадастровой стоимости земель) на торгах стоимость земельных участков, выделяемых под комплексную жилищную застройку, — продолжает Александр Юрьевич, — особенно, если план застройки учитывает социальные потребности жителей населенного пункта. Кроме того, в вопросах создания социально-бытовой и инженерной инфраструктуры мы рекомендуем муниципалитетам предоставить строителям возможность самостоятельно (или пригласив подрядчиков) построить необходимые объекты. Ведь в противном случае деньги скорее всего просто «распылятся» по разным статьям муниципального бюджета и «не попадут» на данную территорию. А все затраты — на выделение участка, отчисления на социальное развитие МО, плата за подключение к источникам или сетям — любая строительная компания просто включит в стоимость квадратного метра жилья, переложив их, тем самым, «на плечи» жильцов.

Не случайно губернатор Ленинградской области В. П. Сердюков поставил перед всеми участниками жилищного строительства задачу не только снизить стоимость квадратного метра жилья, но и избавить строителей от разного рода сборов, чем, порой, «грешат» муниципалитеты…

К тому же есть и объективные законы рынка! Сегодня в Ленинградской области наибольшим спросом пользуются земельные участки либо в пригородах Петербурга (под многоэтажное жилищное строительство, промышленные зоны), либо в привлекательных природных зонах (под индивидуальное, коттеджное и дачное строительство). Поэтому, если о Всеволожске, Гатчине, Тосно и ряде других областных городов можно говорить как о коммерчески выгодных участках под застройку, то, скажем, для Волосолво или Бокситогорска важнее, в принципе, найти (и привлечь) инвесторов, готовых построить там жилье.

Впрочем, и сами главы МО начинают понимать, что важнее создать благоприятные условия для строительства и таким образом заложить надежную основу социально-экономического развития вверенных им территорий, чем добиться сиюминутной прибыли за счет различных отчислений со стороны застройщика в муниципальный бюджет.

Серьезным резервом для развития региона остаются объекты незавершнного строительства. В Ленобласти много участков, незастроенных, но уже оснащенных инженерными коммуникациями, а также участков с фундаментами, заложенными под строительство какого-то объекта… Это «наследие» советских времен необходимо использовать.

Мы активно участвуем в работе по вовлечению в строительство «незавершенки». При этом наш подход таков: если администрации муниципальных образований помогают в оформлении документации на участки с объектами незавершенного строительства, то область безвозмездно передает их в муниципальную собственность под жилищное строительство. За последнее время только в одном Кингисеппе было восстановлено и выделено под строительство жилья 6 площадок.

Земельные ресурсы — под надежный контроль

— Сейчас в области 222 муниципальных образования, обладающих правом распоряжаться земельными участками. Не повторится ли та ситуация, которая сложилась в 1990-х годах?

— Абсолютно правильное опасение! Ведь мы до сих пор «пожинаем плоды» беспредела, когда землей распоряжались сельские советы, затем — волости, а в результате на территории области появились сотни, тысячи коттеджей, построенных в водоохранных зонах, лесах первой группы и даже на особо охраняемых территориях!

Словом, 1990-е годы — это очень серьезный пробел в контроле за выделением земли… Но сегодня этого не произойдет. Во-первых, изменилось и продолжает совершенствоваться законодательство. Подготовлен целый ряд областных законопроектов, в том числе и федеральных законов, которые обусловливают четкий контроль за распоряжением и выделением земельных ресурсов.

Как вам известно, согласно закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», выстроена двухуровневая система муниципальных образований: муниципалитеты 1-го уровня — городские и сельские поселения (с определенными поправками можно провести аналогию между ними и волостями или даже сельсоветами) и муниципалитеты 2-го уровня — муниципальные районы и городские округа.

В настоящее время в Ленинградской области решение о выделении земельного участка не может приниматься муниципальным образованием 1-го уровня без согласования с муниципальным образованием 2-го уровня, в границах которого расположено конкретное городское или сельское поселение. Фактически, 1-й уровень местной власти только готовит свои предложения по распоряжению землей, которые не могут быть исполнены без одобрения властей муниципального района. Естественно, район тоже не может «единолично» распорядиться землей находящихся в его границах городских и сельских поселений. Кроме того, единовременное выделение крупных земельных массивов площадью более 3 гектар, скажем, под серьезные инвестиционные проекты, возможно только по согласованию с областной земельной комиссией. Не стоит забывать и о том, что размещение промышленных объектов требует обязательного согласования в МВК. Мы рассчитываем, что взаимный контроль, с одной стороны, муниципалов 1-го уровня, и с другой, муниципалов 2-го уровня позволит избежать произвольного выделения земель.

Несколько цифр

К беседе с А. Ю. Дрозденко о проблемах жилищного строительства в Ленинградской области остается добавить, что, по данным Областного комитета по строительству, в 2006 г. стройкомплексу Ленобласти удалось перевыполнить плановые показатели и вместо ранее намеченных 650 тыс. кв. м жилья ввести в строй 671 тыс. кв. м.

При этом вдвое возросло количество введенного жилья именно в многоквартирных домах. Если в 2005 г. строители Ленобласти сдали жилья в многоквартирных домах общей площадью 161 тыс. кв. м,то в 2006 г. — более 307 тыс. кв. м. В секторе индивидуального жилищного строительства за последние 2 года показатели остаются примерно на том же уровне — порядка 360–370 тыс. кв. м.

Еще одним серьезным достижением области стало перевыполнение плана по предоставлению ипотечных кредитов на 243%. Ожидалось, что жители области, улучшая свои жилищные условия, возьмут ипотечные кредиты на сумму 650 млн. руб. Вместо этого суммарный объем предоставленных кредитов составил 1,6 млрд. руб.

В 2007 г. планируется на 25% увеличить темпы строительства и построить не менее 800 тыс. кв. м жилья. Свои жилищные условия должны улучшить 13 тысяч семей.

Дата: 03.04.2007
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 3 (98)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!